Дело № 2-11/2024 (2-167/2023)
24RS0020-01-2023-000143-62
2.211
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2024 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Тимофеевой С.С.,
при секретаре Черкасовой А.А.,
с участием помощника прокурора Идринского района Красноярского края Торокова Д.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Идринского района к Администрации Идринского сельсовета о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, направленного на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Идринского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Идринского сельсовета о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, направленного на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, свои требования мотивировав тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой установлено: в ведении ответчика находится гидротехническое сооружение, протяженностью <данные изъяты> м – защитная дамба на реке <данные изъяты>, состоящее из 5 участков, 2 защитных дамбы, струенаправляющей дамбы, участков берегоукрепления левого берега <адрес> в <адрес>, относящееся к IV классу, как сооружение из грунтовых материалов, защищающее территорию с замерами возможного материального ущерба от аварий менее 1 млн. МРОТ. Согласно акту проверки Енисейского управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и выданному на его основании предписанию №-ГТС, на ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ возлагалась обязанность устранить, выявленные нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ: в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не проводится контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения (далее, - ГТС) (не проводится систематически наблюдение за гидротехническим сооружением); в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не проводится мониторинг за показателями состояния ГТС; в нарушение ст.ст. 2,8,9,17,19 Закона не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения ущерба, причиненного в результате аварии ГТС; в нарушение ст. 9 Закона, п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не обеспечивается проведение регулярных обследований ГТС с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России; не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с Законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; в нарушение ст. 9 Закона несвоевременно осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения; в нарушение ст. 9 Закона отсутствует пикетаж на ГТС защитной дамбы на реке Сыда; в нарушение ст. 9 Закона Обнаружена древесная и кустарная растительность на откосах; в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не осуществляются мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС; в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона, п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона ГТС эксплуатируется без разработанных и согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС.; в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не выполнены требования по предоставлению декларации безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора; в нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не внесены (обновлены) сведения о ГТС в Российском регистре ГТС; в нарушение ст.ст. 2,9,10,19 Закона ГТС эксплуатируется без разрешения на эксплуатацию ГТС.
Проверкой установлено, что администрацией Идринского сельсовета до настоящего времени нарушения федерального законодательства не устранены, гидротехническое сооружение находится в опасном состоянии, комиссия с участием представителей Енисейского управления Ростехнадзора обследование гидротехнического сооружения на предмет устранения нарушений, а также осмотр ГТС не проводила. Выявленные проверкой нарушения требований федерального законодательства в области гражданской обороны непосредственную угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц в данной сфере. Просит возложить на администрацию Идринского сельсовета обязанность выполнить в полном объеме предписание №-ГТС Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Енисейское управление Ростехнадзора, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, ООО «Магистраль», Администрация Идринского района Красноярского края, 51 ПСЧ 6 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
Помощник прокурора Идринского района Красноярского края Тороков Д.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Идринского сельсовета Ирикаева Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила письменный отзыв, в котором указала, что для решения части нарушений, указанных в предписании Енисейского управления Роспотребнадзора и соответственно внесения сведений о ГТС, на основании разработанных документов не представляется возможным без финансирования, так как требует больших денежных затрат.
Третье лицо Енисейское управление Ростехнадзора представителя в судебное заседание не направило, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора Идринского района просили удовлетворить в полном объеме с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно требованиям ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представили. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из преамбулы Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", он регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ) под "гидротехническими сооружениями" понимаются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» закреплены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений включающие в себя, в том числе: представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 данного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:
I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;
III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
В соответствии с ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», (далее ФЗ от 03.07.2016 № 255-ФЗ) сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 1 января 2019 года.
В соответствии с ч. 4 статьи 3 ФЗ от 03.07.2016 № 255-ФЗ, при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 02.10.2021.
Таким образом, учитывая положения статьи 9, статьи 7, статьи 10 ФЗ № 117 собственнику, ГТС которого не внесено в Регистр, надлежит представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС для внесения сведений об этом ГТС в Регистр.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Абзацем 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
При этом в соответствии с абзацем 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, во исполнение требований, предусмотренных абзацем 4 статьи 9, абзацем 7 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, надлежит обеспечить разработку и утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства от 20.11.2020 № 1892 (далее - Положение о декларировании), к декларации безопасности прилагаются:
а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации;
б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;
в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения;
г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.
В соответствии с пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 г. № 1596 (далее - Правила определения величины финансового обеспечения), расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утверждена приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516.
Кроме того в соответствии с пунктом 4 Положения о декларировании, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Форма Акта регулярного обследования (являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании) утверждена приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497.
Таким образом, до предоставления декларации безопасности гидротехнического сооружения на утверждение, собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, во исполнение требований пункта 3 Правил определения величины финансового обеспечения и пунктов 4, 6 Положения о декларировании, надлежит разработать расчет вероятного вреда и согласовать его с уполномоченным органом исполнительной власти, а так же обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения подлежит государственной экспертизе.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, класс гидротехнического сооружения присваивается ему при внесении сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). При этом указанные сведения вносятся в Регистр после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Учитывая вышеизложенное, обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации по обеспечению разработки и утверждению критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке, сохраняется, в том числе для гидротехнического сооружения, класс которого не определен и сведения о котором в Регистре отсутствуют.
Так же в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.
Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утверждены приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462. Процедура согласования правил эксплуатации ГТС приведена в Административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.п. 6, 7 приложения № 4 к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» до ДД.ММ.ГГГГ эксплуатация гидротехнических сооружений может осуществляться без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы. В 2022 и 2023 годах допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. С начала 2024 года, действие указанных положений прекращено.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории <адрес> расположено гидротехническое сооружение, которое находится в собственности администрации Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края - защитная дамба на <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> метров, состоящее из 5 участков, 2 защитных дамб, струенаправляющей дамбы, участков берегоукрепления левого берега <адрес> в <адрес>, расположенное: <адрес>, с кадастровыми номерами №; №; №; №; №. Субъектом права собственности вышеуказанного гидротехнического сооружения с ДД.ММ.ГГГГ является муниципальное образование Идринский сельсовет Идринского района Красноярского края (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно акту №№ предпаводкового комиссионного обследования гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам визуального обследования состояния гидротехнического сооружения состояние неудовлетворительное, уровень безопасности – потенциально опасное.
На момент обследования на участках берегоукрепления активно развиваются процессы берегоразрушения. На отдельных участках происходит разрушение откосов гребня плотины, сползания грунтов в водный объект. Защитная дамба отсыпана скальных грунтом, плохо утрамбована, на отдельных участках встречаются трещины.
Согласно акту проверки Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что администрацией Идринского сельсовета по предписанию №-Г№ от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ из 13 пунктов выявленных нарушений не выполнено 10 пунктов, по предписанию №-Г№ от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ ни одно из 23 пунктов нарушений.
Енисейским управлением Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ выдано новое предписание №-ГТС обязывающее в срок до ДД.ММ.ГГГГ администрации Идринского сельсовета необходимо было устранить выявленные нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ (далее- Закона) указанные в 15 пунктах:
1.В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не проводится контроль за показателями состояния ГТС (не проводится систематически наблюдение за гидротехническим сооружением).
2.В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не проводится мониторинг за показателями состояния ГТС.
3. В нарушение ст.ст. 2,8,9,17,19 Закона не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
4. В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения ущерба, причиненного в результате аварии ГТС.
5. В нарушение ст. 9 Закона, п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не обеспечивается проведение регулярных обследований ГТС с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России.
6. Не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с Законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
7. В нарушение ст. 9 Закона несвоевременно осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения.
8. В нарушение ст. 9 Закона отсутствует пикетаж на ГТС защитной дамбы на реке Сыда.
9. в нарушение ст. 9 Закона Обнаружена древесная и кустарная растительность на откосах.
10. В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не осуществляются мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС.
11. В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона, п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
12. В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона ГТС эксплуатируется без разработанных и согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС.
13. В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не выполнены требования по предоставлению декларации безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора.
14. В нарушение ст.ст. 2,8,9,19 Закона не внесены (обновлены) сведения о ГТС в Российском регистре ГТС.
15. В нарушение ст.ст. 2,9,10,19 Закона ГТС эксплуатируется без разрешения на эксплуатацию ГТС.
Указанное подтверждается ответом администрации Идринского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому гидротехническое сооружение (далее, - ГТС) – защитная дамба на реке Сыда, предназначена для защиты от затопления <адрес> и <адрес>. Класс ГТС: IV класс, собственником является муниципальное образование Идринский сельсовет. В состав сооружения входит 4 участка: Участок № (<адрес>) – защитная дамба Д-1 протяженностью 1,62 км,; участок № – берегоукрепление, совмещенное с защитной дамбой №, протяженностью 1,96 км., спрямление русла <адрес>; участок № – защитная дамба Д-3, протяженностью 1,866 км; № – струенаправляющая дамба Д-4 протяженностью 0,325 км и участок берегоукрепления – 0,33 км. В 2022-2023 проверок с участием представителей Енисейского управления Ростехнадзора не проводилось.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости усматривается, что по адресу: <адрес> находится гидротехническое сооружение – защитная дамба на реке Сыда, кадастровый №, протяженностью 6099 м, правообладатель муниципальное образование Идринский сельсовет <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписок из ЕГРН следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположена защитная дамба № по адресу: <адрес>, берег реки <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером № расположено гидротехническое сооружение по адресу: <адрес>, западная часть от <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № расположено гидротехническое сооружение по адресу: <адрес>, северная часть от <адрес>, на земельном участке № расположено гидротехническое сооружение по адресу: <адрес>, восточная часть от <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов.
Характеристикой гидротехнического сооружения, расположенного на территории <адрес> также подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером 24:14:0000000:249о расположено гидротехническое сооружение по адресу: <адрес>, центральная часть от <адрес>.
Согласно акту № № предпаводкового комиссионного обследования гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам визуального обследования состояния ГТС – неудовлетворительное, уровень безопасности – потенциально опасное, выявленные дефекты: гребень плотины плохо утрамбован, крепление гребня сползает в водный объект, на отдельных участках встречаются трещины отрыва, на основании которого в ООО «Магистраль» ответчиком ДД.ММ.ГГГГ направлена претензия об устранении выявленных дефектов.
Из ответа ООО «Магистраль» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что выявленные недостатки работ по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по отсыпке аварийных участков тела дамбы на реке Сыда в районе водозабора по <адрес> в <адрес> устранены.
Енисейским управлением Ростехнадзора в адрес администрации Идринского сельсовета Красноярского края вынесено предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно: Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Идринского сельсовета приняла на себя обязательства принять необходимые меры по обеспечению безопасности сооружений ГТС.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по результатам комиссионного обследования гидротехнического сооружения защитной дамбы на реке Сыда установлено, что разрушений, трещин, деформации не выявлено.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по результатам комиссионного обследования гидротехнического сооружения защитной дамбы на реке Сыда установлено, что техническое состояние ГТС работоспособное, необходимо проведение восстановительных работ.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по результатам комиссионного обследования гидротехнического сооружения защитной дамбы на реке Сыда установлено, что состояние дамбы неудовлетворительное, обнаружено частичное разрушение правого откоса дамбы, трещины по периметру участка, обвал насыпи, в связи с чем необходимо проведение восстановительных работ на указанном участке.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по результатам комиссионного обследования гидротехнического сооружения защитной дамбы на реке Сыда установлен IV класс гидротехнических сооружений, как сооружения из грунтовых материалов, защищающих селитебную территорию с размерами возможного материального ущерба от аварии менее 1 млн. МРОТ. Выявлены неисправности, повреждения, аварии гидротехнических сооружений на отдельных участках дамбы, а именно: не хватает водопропускных сооружений; имеются локальные просадки по гребню дамбы. На момент обследования состояние дамбы удовлетворительное; требуется капитальный ремонт.
Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по результатам комиссионного обследования гидротехнического сооружения установлен IV класс гидротехнических сооружений, как сооружение из грунтовых материалов, защищающих селитебную территорию с размерами возможного материального ущерба от аварии менее 1 млн. МРОТ. Выявлены неисправности, повреждения, аварии гидротехнических сооружений, а именно на отдельных участках дамбы, а именно: не хватает водопропускных сооружений; имеются незначительные просадки по гребню дамбы. На момент обследования состояние дамбы удовлетворительное, техническое состояние ГТС работоспособное, ремонта не требуется.
Из указанного выше следует, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение норм федерального законодательства, гидротехническое сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, на участках берегоукрепления развиваются процессы берегообрушения, на отдельных участках происходит разрушение откосов гребня плотины, сползание грунтов в водный объект, защитная дамба плохо утрамбована, на отдельных участках встречаются трещины обрыва, что может привести к затоплению жилых домов, в результате чего может пострадать имущество граждан. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой района в адрес администрации Идринского сельсовета Красноярского края внесено представление.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Идринского сельсовета Красноярского края представлена информация о рассмотрении представления, из которой следует, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение направить заявку в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края на получении субсидии на мероприятия по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений в соответствии с утвержденным Порядком распределения и предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на мероприятия в области обеспечения капитального ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Идринского сельсовета получен отказ в предоставлении субсидии, в связи с тем, что реконструкция, капитальный ремонт ГТС требует больших денежных затрат, а бюджет Идринского сельсовета дотационный. К дисциплинарной ответственности в виде вынесенного распоряжением главы замечания привлечен ФИО5, заместитель главы по жизнеобеспечению территории администрации Идринского сельсовета.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает, что в нарушение требований действующего законодательства администрация Идринского сельсовета не принимает мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Идринского сельсовета, несоблюдение администрацией Идринского сельсовета действующего законодательства в виде бездействия создает угрозу безопасности неограниченного круга лиц, в том числе жизни и здоровью граждан, то есть нарушает права неопределенного круга лиц, ответчиком, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено, судом не установлено.
При таких обстоятельствах требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №-░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░