Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1408/2023 от 16.02.2023

<номер>

<ФИО>2 Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата>                                                                   <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи <ФИО>3,

при ведении протокола помощником судьи <ФИО>4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «<адрес>» к <ФИО>1 о сносе самовольной постройки

установил:

Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с иском, указав что, во исполнение полномочий по осуществлению муниципального контроля по защите муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель, возложенных на управление муниципального контроля администрации МО «<адрес>» в соответствии с постановлением администрации МО «<адрес>» <номер> от 07.06.20166 г. «Об утверждении положений об управлении муниципального контроля администрации МО «<адрес>» и его отделах» проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, КН 30:12:030682:2.

В ходе обследования установлено, что <ФИО>1 использует земельный участок общей площадью 5036,4 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес> под строительство объекта жилого назначения, забора в капитальных конструкциях, эксплуатацию вагона бытовки. Данная территория состоит из земельного участка по <адрес> с кадастровым номером 30:12:030682:1, общей площадью 4195,4 кв.м., используемого под строительство объекта жилого назначения общей площадью 288,0 кв.м., капитального забора протяженностью с северо-западной стороны 3 м. и 40 м., с юго-западной стороны 70 м., с юго-восточной стороны 45 м., с северо-восточной стороны 17 м. и 48 м., с бетонной конструкцией общей площадью 96,0 кв.м. Документы землепользования у ответчика отсутствуют.

Согласно сведениям управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>» в реестре объектов, получивших разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 30:12:030682:2, 30:12:030682:1 по <адрес> не значится.

Администрация МО «<адрес>» является распорядителем данного земельного участка, находящегося на территории МО «<адрес>». Предоставление земельных участков осуществляется путем оформления соответствующих документов землепользования.

Поскольку земельный участок, используемый для размещения объекта недвижимого имущества, находится в ведении муниципального образования «<адрес>», администрации МО «<адрес>» в лице управления муниципального контроля администрации МО «<адрес>» обратилась в суд с иском об освобождении самовольно занятого земельного участка.

Просят суд признать объект незавершенного строительства, общей площадью 288 кв.м., капитальный забор протяжностью с северо-западной стороны 3 м. и 40 м., с юго-западной стороны 70 м., с юго-восточной стороны 45 м., с северо-восточной стороны 17 м. и 48 м., с бетонной конструкцией общей площадью 96,0 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 30:12:030682:1 по адресу <адрес> самовольной постройкой. Обязать ответчика снести за свой счет самовольно возведенный объект незавершенного строительства, общей площадью 288 кв.м., капитальный забор протяжностью с северо-западной стороны 3 м. и 40 м., с юго-западной стороны 70 м., с юго-восточной стороны 45 м., с северо-восточной стороны 17 м. и 48 м., с бетонной конструкцией общей площадью 96,0 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 30:12:030682:1 по адресу <адрес>.

В судебное заседание представитель истца администрации муниципального образования "<адрес>" е явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик <ФИО>1 судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений не представил.

Другие стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, возражений не представили.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

Поскольку ответчик, а также юридические лица, участвующие в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне истца, были уведомлены о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, то суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (часть 3 статьи 222 ГК РФ).

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (часть 3.1 статьи 222 ГК РФ).

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.

Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства (реконструкции объекта капитального строительства) в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.

Судом установлено, что во исполнение полномочий по осуществлению муниципального контроля по защите муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель, возложенных на управление муниципального контроля администрации МО «<адрес>» в соответствии с постановлением администрации МО «<адрес>» <номер> от 07.06.20166 г. «Об утверждении положений об управлении муниципального контроля администрации МО «<адрес>» и его отделах» проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, КН 30:12:030682:2.

Также согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости <ФИО>1 являются собственникам земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 30:12:030682:2.

Как усматривается из материалов дела, в ходе обследования установлено, что <ФИО>1 использует земельный участок общей площадью 5036,4 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес> под строительство объекта жилого назначения, забора в капитальных конструкциях, эксплуатацию вагона бытовки. Данная территория состоит из земельного участка по <адрес> с кадастровым номером 30:12:030682:1, общей площадью 4195,4 кв.м., используемого под строительство объекта жилого назначения общей площадью 288,0 кв.м., капитального забора протяженностью с северо-западной стороны 3 м. и 40 м., с юго-западной стороны 70 м., с юго-восточной стороны 45 м., с северо-восточной стороны 17 м. и 48 м., с бетонной конструкцией общей площадью 96,0 кв.м. Документы землепользования у ответчика отсутствуют.

Согласно сведениям управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>» в реестре объектов, получивших разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 30:12:030682:2, 30:12:030682:1 по <адрес> не значится.

Документы, подтверждающие законность возведения спорного капитального строения по указанному адресу, а также документы на занятый под этим строением земельный участок, ответчиками суду не представлены.

Между тем, доказательств того, что ответчиками предпринимались меры, направленные на легализацию спорного объекта строительства, также не представлено.

Также ответчиками не представлено доказательств того, что сохранение самовольно возведенного объекта недвижимости не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Поскольку истец при обращении в суд с иском был освобожден от оплаты государственной пошлины, то в соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса, с ответчика в доход бюджета муниципального образования "<адрес>" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей.

Руководствуясь ст. 233-244 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации муниципального образования «<адрес>» к <ФИО>1 о сносе самовольной постройки удовлетворить.

Признать объект незавершенного строительства, общей площадью 288 кв.м., капитальный забор протяжностью с северо-западной стороны 3 м. и 40 м., с юго-западной стороны 70 м., с юго-восточной стороны 45 м., с северо-восточной стороны 17 м. и 48 м., с бетонной конструкцией общей площадью 96,0 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 30:12:030682:1 по адресу <адрес> самовольной постройкой.

Обязать <ФИО>1 снести за свой счет самовольно возведенный объект незавершенного строительства, общей площадью 288 кв.м., капитальный забор протяжностью с северо-западной стороны 3 м. и 40 м., с юго-западной стороны 70 м., с юго-восточной стороны 45 м., с северо-восточной стороны 17 м. и 48 м., с бетонной конструкцией общей площадью 96,0 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером 30:12:030682:1 по адресу <адрес>.

Взыскать с <ФИО>1 в доход бюджета муниципального образования "<адрес>" государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Полный текст решения изготовлен <дата>.

СУДЬЯ                                                                                           И.А. Марисов

2-1408/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Астрахани
Ответчики
Джапарбеков Н.Д.
Другие
УМИ администрации г. Астрахани
Управление по строительству архитектуре и градостроительству администрации МО "Городской округ г Астрахань"
Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области
Управление Росреестра по Астраханской области
Суд
Советский районный суд г. Астрахани
Судья
Марисов Игорь Александрович
Дело на странице суда
sovetsky--ast.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.02.2023Передача материалов судье
16.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее