УИД 59RS0004-01-2021-008021-37
Судья Рожкова И.П.
Дело № 7-443/2022 / 21-245/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 15 марта 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев жалобу защитника администрации г. Перми З. на постановление вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю от 26 октября 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Перми,
у с т а н о в и л:
постановлением вр.и.о начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю (далее – МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю) ** от 26 октября 2021 г. администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 января 2022 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника З., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник З. просит постановление должностного лица, решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что событие правонарушения в протоколе должным образом не описано, время совершения правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось. Кроме того, обращает внимание, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем не учтено, что юридическим лицом принимаются все необходимые меры для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель администрации г. Перми, извещенный надлежаще, участие не принимал.
Защитник З. направила заявление о рассмотрении дела без ее участия, поддерживает доводы, изложенные в жалобе.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, исполнительное производство, материалы дела по жалобе, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения администрации г. Перми к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, послужил факт неисполнения содержащегося в исполнительном листе, выданном 23 июня 2021 г. Ленинским районным судом г. Перми по делу № 2-1084/2021, требования о возложении обязанности на администрацию г. Перми предоставить У. на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 14 кв.м, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда исходил из доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности.
При этом судьей районного суда не принято во внимание следующее.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ).
Сведения о рассмотрении 26 октября 2021 г. в 15 часов 40 минут дела об административном правонарушении в отношении администрации г. Перми содержатся в протоколе об административном правонарушении от 21 октября 2021 г., который составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, с участием защитника З., которая была уведомлена о рассмотрении дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Дело об административном правонарушении должностным лицом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю 26 октября 2021 г. рассмотрено в отсутствие законного представителя администрации г. Перми, защитника.
Материалы дела не содержат сведений о направлении в адрес администрации г. Перми извещения о рассмотрении дела, либо протокола об административном правонарушении в котором содержится соответствующая информация.
Разрешая данное дело, должностное лицо в нарушение статьи 29.7 КоАП РФ не выяснило извещены ли участники производства по делу в установленном порядке.
Таким образом, учитывая содержание протокола об административном правонарушении, у должностного лица при рассмотрении дела имелись сведения только об извещении защитника, в то время как последний в силу статьи 25.4 КоАП РФ не является законным представителем юридического лица.
Какие-либо сведения об извещении администрации г. Перми, являющейся лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела в материалах дела отсутствуют.
Сведений о том, что должностным лицом выяснялся вопрос об извещении юридического лица, о возможности рассмотрения дела в отсутствие законного представителя, не имеется.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент рассмотрения 26 октября 2021 г. дела у должностного лица административного органа имелись сведения об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – администрации г. Перми. Извещение защитника при составлении протокола об административном правонарушении об этом не свидетельствует, поскольку в силу статей 25.1, 25.4, 25.5, 29.7 КоАП РФ администрация г. Перми как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являясь участником производства по делу, как и защитник, должна быть извещена о рассмотрении дела независимо от факта извещения защитника. Сведения, позволяющие сделать вывод о том, что должностным лицом защитнику передавалось соответствующее извещение для передачи лицу, в отношении которого ведется производство по делу, в материалах дела не имеется.
В связи с изложенным следует признать, что материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что администрация г. Перми была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Изложенное объективно свидетельствует о том, что порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюден, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу, в отсутствие сведений о том, что оно извещено о месте и времени его рассмотрения надлежащим образом, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим нарушение права юридического лица на защиту.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного суда вышеуказанное обстоятельство оставлено без должного внимания, надлежащим образом не проверено.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Изложенное выше не позволяет сделать вывод о соблюдении порядка извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, в связи с чем постановление вр.и.о начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 26 октября 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 января 2022 г. подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение должностному лицу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, правомочному рассмотреть дело. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, устранить выявленные процессуальные нарушения, рассмотреть дело в соответствии с требованиями КоАП РФ, принять законное и обоснованное постановление.
Учитывая основания отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда, доводы настоящей жалобы оценке не подлежат, поскольку выводы о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, либо ее отсутствии подлежат проверке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление вр.и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю от ** от 26 октября 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 января 2022 г. вынесенные в отношении администрации г. Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю.
Судья - (подпись)