Председательствующий по делу:
мировой судья Щеглова О.Ю. Дело 11-14/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
при секретаре Матафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Балей 8 февраля 2016 г., гражданское дело по иску ОАО «Читаэнергосбыт» к Матафонову А.В. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды,
по апелляционной жалобе представителя истца ОАО «Читаэнергосбыт» Быкановой Н.Н. на решение мирового судьи судебного участка № 60 Балейского района Забайкальского края от 21 января 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ОАО «Читаэнергосбыт» к Матафонову А.В. о взыскании задолженности по оплате за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды отказать.»,
у с т а н о в и л :
Открытое акционерное общество ОАО «Читаэнергосбыт» (далее - ОАО «Читаэнергосбыт») обратилось в суд с требованием к Матафонову А.В. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с января 2013 г. по июль 2014 г. в размере <данные изъяты> руб., ссылаясь на то, что ответчик, имея в собственности квартиру № дома № по <адрес> является потребителем коммунальных услуг - электроэнергии, которую в соответствии с нормами гражданского законодательства предоставляет ОАО « Читаэнергосбыт». Ответчик не исполняет обязанность, предусмотренную нормами Жилищного кодекса РФ по оплате за потребленную электроэнергию на обшедомовые нужды (далее - ОДН). В связи с чем истец просит взыскать с ответчика задолженность за потребленную электроэнергию на ОДН в размере <данные изъяты> рублей и госпошлину в возврат в размере <данные изъяты> рублей.
Определением мирового судьи от 22 декабря 2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО «МРСК Сибири» в лице его филиала «Читаэнерго».
Мировым судьей постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Быканова Н.Н. выражает несогласие с решением мирового судьи, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что ОАО «Читаэнергосбыт» осуществляет поставку электрической энергии в квартиру № расположенную по <адрес> Указывает, что доводы суда о нарушении процедуры установки общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) в связи с отсутствием уведомления собственников многоквартирного жилого дома № по <адрес> противоречат действующему законодательству. Ссылаясь на Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442, считает, что обязанность установки ОДПУ возлагается на собственника имущества и ограничена сроком до 1 июля 2012 г. После указанной даты названная обязанность перешла к сетевой организации, собственники не наделены правом на отказ от установки коллективного прибора учета и его применения при расчетах за потребленную электрическую энергию. Указывает, что ОАО «Читаэнерго» в рамках реализации требований п.п. 88, 89 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, начало проводить мероприятия по оснащению многоквартирных домов, технологически присоединенных к электросетям ОАО «Читаэнерго» ОДПУ электроэнергии. Данные правила не предусматривали сроки и процедуру введения ввода прибора учета в эксплуатацию, составление акта допуска также не требовалось. Обязательность составления акта ввода прибора учета в эксплуатацию законодателем установлена только правилами № 442, в то время как ОДПУ электроэнергии по спорному дому был установлен ОАО «Читаэнерго» 11 марта 2011 г. в период действия Правил № 530. Согласно п.146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442, под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки. На основании п.2.11.9 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6, проверка расчетных средств учета электрической энергии и образцовых средств измерений проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Из технического паспорта прибора учета электроэнергии, имеющегося в материалах дела межпроверочный интервал используемых типов прибора учета составляет 16 лет. ОДПУ введен в эксплуатацию 1 января 2013 г., не нарушив сроки установленные Законом об энергосбережении. Также считает, что, поскольку две квартиры № 6 и № 7 в спорном доме являются муниципальной собственностью, в соответствии с жилищным законодательством организация управления многоквартирным домом относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому непосредственным представителем собственников дома № по <адрес> является администрация городского поселения «Город Балей» в лице К.., который присутствовал при вводе в эксплуатацию ОДПУ. Отсутствие уведомления непосредственного собственника жилого помещения, не может влиять на работу приборов учета, следовательно, не может служить основанием признания порядка ввода приборов учета в эксплуатацию незаконным. Считает, что бездействие собственников по реализации своих прав, установленных законодателем, и молчаливое согласие всех собственников дома № по <адрес> по установке и вводу в эксплуатацию ОДПУ электроэнергии не свидетельствует о том, что данный прибор установлен и допущен в эксплуатацию с нарушением предусмотренной законом процедуры установки и введении в эксплуатацию ОДПУ.
Апелляционным определением Балейского городского суда Забайкальского края от 12 мая 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В связи с подачей представителем истца кассационной жалобы на решение мирового судьи и апелляционного определения в порядке надзора постановлением Президиума Забайкальского краевого суда от 14 января 2016 года указанное выше апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Балейский городской суд Забайкальского края.
Представитель ОАО «Читаэнергосбыт» Быканова Н.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Ответчик Матафонов А.В. с апелляционной жалобой не согласен, считает решение мирового судьи законным и обоснованным, дал пояснения, аналогичные представленным возражениям на апелляционную жалобу. Считает, что начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, должно быть произведено без применения показаний прибора учета, который установлен с нарушением процедуры допуска прибора в эксплуатацию, то есть по нормативам потребления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ОАО «МРСК-Сибири», будучи надлежащим образом извещено о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суд не известило, представив отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что доводы жалобы поддерживает, считает решение мирового судьи незаконным и подлежащим отмене, а исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме, обязан производить оплату коммунальных услуг, в том числе, плату за электроснабжение. При этом частью 3 статьи 154 ЖК установлено, что собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу положений части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Из положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ следует, что внесение собственниками помещений в многоквартирных домах платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, которое признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, отвечающей перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, возможно на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопросы управления многоквартирными домами урегулированы разделом VIII ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, то согласно статье 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации.
Согласно пункту 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442, (далее - Основные положения) субъектами розничных рынков электрической энергии являются потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики, а также исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
С 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, (далее - Правила).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Матафонов А.В. проживает в квартире № дома № по <адрес>, общей площадью 78.80 кв.м, и является собственником данной квартиры с 2006 г. Квартира ответчика оборудована прибором учета, по показаниям которого он производит расчеты за внутриквартирное потребление электрической энергии. Услуги по электроснабжению ответчика оказывает истец, который осуществляет начисление и сбор оплаты за предоставленные услуги. Для управления и обслуживания многоквартирного жилого дома № по <адрес> собственниками данного дома способ управления многоквартирным домом выбран не был, орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс по выбору управляющей организации не проводил.
С 1 января 2013 года истец предъявляет ответчику, помимо затрат электрической энергии на индивидуальное потребление, затраты на ОДН. Плату за общедомовое потребление электрической энергии в период с 1 января 2013 года по 31 июля 2014 года Матафонов А.В. не вносил, в связи с чем, по расчету истца за спорный период образовалась задолженность в размере <данные изъяты> рублей.
Расчет истец основывал на показаниях коллективного прибора учета. Для расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН, истцом приведена формула № 12 в Приложении № 2 к Правилам № 354.
Ответчик Матафонов А.В. не согласен с данным расчетом, указывая, что показания счетчика завышены и не соответствуют фактическому потреблению электроэнергии (наличие в подъезде одной лампочки). Кроме того, считает, что истцом нарушен порядок допуска ОДПУ электрической энергии по <адрес> в эксплуатацию.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ОАО «Читаэнергосбыт», мировой судья пришел к выводу о том, что в данном случае истцом нарушен порядок и сроки установления ОДПУ, в связи с чем, данный прибор учета нельзя признать расчетным, а его показания применять для определения объема потребления электрической энергии. С данным выводом мирового судьи суд апелляционной инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушений при установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ электрической энергии подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее-Закон об энергосбережении) энергоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16 апреля 2010 № 178.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (п.150 Основных положений).
В материалы дела не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии со стороны сетевой и ресурсоснабжающей организации каких-либо предложений по оснащению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Балей, ул. Ленина, 23, общедомовым прибором учета собственникам помещений в данном многоквартирном доме, в том числе Матафонова А.В., и принятии собственников жилых помещений указанного дома решения об установке названного прибора учета электроэнергии.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
По смыслу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442 (далее - Основные положения).
Поскольку собственники многоквартирного жилого дома в предусмотренный законом срок не установили общедомовой прибор учета электрической энергии, указанный прибор учета должен быть оснащен соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Порядок установки и допуска прибора учета отражены в разделе Х Основных положений.
Согласно пунктам 146, 152 Основных положений под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под заменой прибора учета - монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу пункта 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно акту от 11 марта 2011 г. работниками БРЭУ и БРЭС в доме № по <адрес> был установлен ОДПУ №.
Из акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от 1 января 2013 г., составленному представителями ОАО «МРСК-Сибири», ОАО «Читаэнергосбыт» в присутствии представителей администрации городского поселения «Город Балей» К. и Государственной жилищной инспекции Г. не следует, что ОДПУ № был допущен в эксплуатацию.
Кроме того, доказательств того, что представитель администрации городского поселения «Город Балей» К., как собственник одной квартиры в указанном выше доме, уполномочен представлять собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома.
В нарушение части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении начисление платы за расход электроэнергии на ОДН истец начал производить с первого дня допущенного в эксплуатацию, как указывает истец, общедомового прибора учета электроэнергии, то есть с 1 января 2013 г.
Также вызывает сомнение сам факт составления акта о допуске в эксплуатацию ОДПУ 1 января 2013 г.- первый праздничный день нового года, на что указывает ответчик.
По смыслу части 2 статьи 1, пункта 2 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении исполнение установленных в нем обязанностей должно привести к тому, что оплата за электроэнергию на основании данных о ее расходе по приборам учета должна быть более выгодной (стимулирующей покупателей электроэнергии) по сравнению с оплатой по расчетному методу, то есть по нормативу потребления.
Из материалов дела не следует, что при вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии в доме № по <адрес> сетевой организацией ОАО «Читаэнергосбыт» в присутствии жильцов либо уполномоченного на это представителя были зафиксированы начальные показания указанного прибора учета на дату его ввода, что ставит под сомнение достоверность сведений о количестве электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Поскольку суду не представлены документальные сведения, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию прибора учета, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, мировой судья полно и правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к правильным выводам. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку на предложение суда апелляционной инстанции о предоставлении расчета начисления платы ответчику по нормативам потребления электроэнергии представитель истца ответил отказом, суд разъясняет, что решение суда об отказе в удовлетворении настоящего иска не препятствует предъявлению требований о взыскании задолженности по оплате за потребленную электроэнергию на ОДН по нормативам потребления электроэнергии.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л :
Решение мирового судьи судебного участка № 60 Балейского района Забайкальского края от 21 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Судья Е.А. Бирюкова