Дело № 2-524/2023
УИД 61RS0025-01-2023-000731-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Багаевская Ростовской области 27 июля 2023 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Величко М.Г.,
при секретаре Григорьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Прокурора Багаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Багаевского района РО, МБОУ Усьманской СОШ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. Прокурора Багаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Багаевского района РО, МБОУ Усьманской СОШ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также пожарной безопасности, указывая следующее.
Прокуратурой района совместно с отделением надзорной деятельности УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Багаевскому району по Ростовской области, ТО Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах проведена проверка исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ Усьманской ООШ, в ходе которой выявлены следующие нарушения требований законодательства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности является Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» издано постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила).
Проверкой установлено, что в нарушение п. 409 Правил огнетушители, находящиеся на объекте защиты, установлены не в специальных подставках из негорючих материалов, исключающие их падение или опрокидывание.
В нарушение п. 37 Правил светильники аварийного освещения в помещениях коридора не находятся в круглосуточном режиме работы, при отключении электропитания рабочего освещения автоматически не включаются.
Не обеспечена проверка средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, что предусмотрено абз. 2 п. 30 Правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее – СП 2.3/2.4.3590-20) установлены санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20) установлены санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
Проверкой установлено, что в при организации питьевого режима посредством использования бутилированной воды на ёмкостях с бутилированной водой отсутствует дата вскрытия, в связи с чем оценить срок ее хранения после вскрытия не представляется возможным, что является нарушением п. 8.4.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В раздаточной, где имеется оборудование, являющееся источником избытка влаги, отсутствует местная система вытяжной вентиляции, что является нарушением п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20.
Указанные недостатки угрожают безопасности воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения, стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей сотрудниками общеобразовательного учреждения, отсутствия должного контроля со стороны руководства.
Прокуратурой района 23.01.2023 директору МБОУ Усьманской ООШ внесено представление, по результатам рассмотрения которого указанные в нем нарушения закона устранены частично.
Выявленные недостатки угрожают безопасности учащихся и работников образовательного учреждения, а также существенным образом нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17, 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике.
Согласно Уставу МБОУ Усьманской учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Багаевский район», функции и полномочия учредителя осуществляет в рамках своей компетенции отдел образования администрации Багаевского района Ростовской области.
Просит обязать администрацию Багаевского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на:
- установку огнетушителей, находящихся на объекте защиты, в специальные подставки из негорючих материалов, исключающие их падение или опрокидывание в МБОУ Усьманской ООШ (п. 409 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- замену светильников аварийного освещения, находящихся в нерабочем состоянии в коридорах зданий школы (п. 37 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»)
- установку системы вытяжной вентиляции в раздаточной в соответствии с п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20;
Возложить на МБОУ Усьманскую СОШ обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств организовать:
- установку огнетушителей, находящихся на объекте защиты, в специальные подставки из негорючих материалов, исключающие их падение или опрокидывание (п. 409 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- замену светильников аварийного освещения, находящихся в нерабочем состоянии в коридорах зданий школы (п. 37 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»)
- установку системы вытяжной вентиляции в раздаточной в соответствии с п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20;
В судебном заседании помощник прокурора Филонова М.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила удовлетворить. Представитель ответчика администрации Багаевского района РО Грибенникова Э.А. представитель ответчика МОБОУ Усьманской СОШ исковые требования признали.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой района совместно с отделением надзорной деятельности УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Багаевскому району по Ростовской области, ТО Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах проведена проверка исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ Усьманской ООШ, в ходе которой выявлены следующие нарушения требований законодательства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности является Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» издано постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила).
Проверкой установлено, что в нарушение п. 409 Правил огнетушители, находящиеся на объекте защиты, установлены не в специальных подставках из негорючих материалов, исключающие их падение или опрокидывание.
В нарушение п. 37 Правил светильники аварийного освещения в помещениях коридора не находятся в круглосуточном режиме работы, при отключении электропитания рабочего освещения автоматически не включаются.
Не обеспечена проверка средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, что предусмотрено абз. 2 п. 30 Правил.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее – СП 2.3/2.4.3590-20) установлены санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20) установлены санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
Проверкой установлено, что в при организации питьевого режима посредством использования бутилированной воды на ёмкостях с бутилированной водой отсутствует дата вскрытия, в связи с чем оценить срок ее хранения после вскрытия не представляется возможным, что является нарушением п. 8.4.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В раздаточной, где имеется оборудование, являющееся источником избытка влаги, отсутствует местная система вытяжной вентиляции, что является нарушением п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20.
Указанные недостатки угрожают безопасности воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения, стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей сотрудниками общеобразовательного учреждения, отсутствия должного контроля со стороны руководства.
Прокуратурой района 23.01.2023 директору МБОУ Усьманской ООШ внесено представление, по результатам рассмотрения которого указанные в нем нарушения закона устранены частично.
Выявленные недостатки угрожают безопасности учащихся и работников образовательного учреждения, а также существенным образом нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17, 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества лежит на его собственнике.
Согласно Уставу МБОУ Усьманской учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование «Багаевский район», функции и полномочия учредителя осуществляет в рамках своей компетенции отдел образования администрации Багаевского района Ростовской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования и.о. Прокурора Багаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию Багаевского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, направленных на:
- установку огнетушителей, находящихся на объекте защиты, в специальные подставки из негорючих материалов, исключающие их падение или опрокидывание в МБОУ Усьманской ООШ (п. 409 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- замену светильников аварийного освещения, находящихся в нерабочем состоянии в коридорах зданий школы (п. 37 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»)
- установку системы вытяжной вентиляции в раздаточной в соответствии с п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20;
Возложить на МБОУ Усьманскую СОШ обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств организовать:
- установку огнетушителей, находящихся на объекте защиты, в специальные подставки из негорючих материалов, исключающие их падение или опрокидывание (п. 409 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- замену светильников аварийного освещения, находящихся в нерабочем состоянии в коридорах зданий школы (п. 37 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»)
- установку системы вытяжной вентиляции в раздаточной в соответствии с п. 2.7.4 СП 2.4.3648-20;
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2023 года.
Председательствующий судья Величко М.Г.