ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 января 2021 года г.Самара
Судья Железнодорожного районного суда г.Самара Авцина А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Союз», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно представленным материалам, ООО «Союз» совершило невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, при следующих обстоятельствах.
Так оно, 09.11.2020г. в 15 час. 45 мин., осуществляя деятельность на объекте потребительского рынка (магазин «Светлячок»), расположенном по адресу: <адрес>, в период введения режима повышенной готовности на территории Самарской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, введенного Постановлением Губернатора Самарской области № 39 от 16.03.2020г., в нарушение обязательных требований, установленных п.1 Правил поведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. № 417, п.2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 30.06.2020г. № 150, допустил нахождение посетителей торговой точки без средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок).
В судебном заседании представитель ООО «Союз» ФИО1, действующая на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения не признала, ссылаясь на то, что в протоколе находится фотография, на которой зафиксирован мужчина в маске на подбородке. По итогам опроса сотрудников магазина руководитель ООО «Союз» пришел к выводу, что мужчина зашел и ходил по магазину в маске, далее подошел к кассе и приспустил маску на подбородок. Кроме того, на выгрузке из онлайн кассы магазина, указанная в протоколе по времени покупка отсутствует, таким образом, покупку данный мужчина совершить не мог. В руках у мужчины нет ни денег, ни товара, нет свидетелей на фото, также не видно кассира. Поэтому утверждение о том, что сотрудники магазина допустили продажу покупателю без маски, не подтверждается материалами дела. На фотографии вообще отсутствует персонал магазина. В ООО «Союз» выпущен приказ о недопущении обслуживания покупателей без масок, с которым все сотрудники магазина были ознакомлены под роспись. Поскольку уведомление о нарушении было отправлено в адрес ООО «Союз» с запозданием в один месяц (нарушение - 09.11.2020г., уведомление - 08.12.2020г.), возможности проверить указанные в протоколе данные с помощью видеонаблюдения, нет. Протокол составлен не по факту предполагаемого нарушения 09.11.2020г., а через 31 день 10.12.2020г. Срок хранения записи составляет 14 дней. В ООО «Союз» был выпущен приказ, согласно которому ревизионная служба должна осуществлять дополнительный контроль правил обслуживания покупателей в период пандемии, угол обзора камер должен быть установлен таким образом, чтобы иметь возможность контролировать ношение масок сотрудниками магазина и покупателями. Отчет о контроле ревизионная группа предоставляет еженедельно, поэтому контроль за ношением масок в магазине осуществляется очень тщательно. В связи с тем, что чек о покупке отсутствует, единственным предположением о наличии нарушения, в данном случае, является фотография, на которой не видно адреса магазина. Многие торговые точки, в том числе с другими юридическими адресами, идентичны по оформлению кассовой зоны. Возможно, это кассовая зона другого магазина и другого юридического лица. При этом, при входе в магазин размещена вся необходимая информация по рекомендациям роспотребнадзора, администрации города и департамента торговли в отношении соблюдения ограничительных мер, а именно: что без средств защиты покупателей не обслуживают, вход только в масках, постановление о введение масочного режима, постановление о соблюдении дистанции и нахождения одновременно не более 1 покупателя на 4м. Далее в кассовой зоне размещены плакаты для визуализации, как вести себя в период пандемии, куда и при каких симптомах обращаться, дезинфектор и одноразовые маски. Между кассиром и покупателем установлен защитный экран, сотрудники магазина работают только в маске и перчатках, на полу магазина имеется разметка о необходимости соблюдения дистанции. Кроме того, из книги жалоб и предложений видно, что именно из-за строгого соблюдения вышеуказанных требований на сотрудников магазина регулярно поступали жалобы. В книге жалоб и предложений указаны ФИО и телефоны покупателей и даты обращения.
Выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, в соответствии со ст.80 Конституции РФ постановлено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с абз.8 п.2.6 Постановления Губернатора Самарской области от 30.06.2020г. № 150 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», руководители организаций, индивидуальных осуществляющих деятельность на территории Самарской области обязаны обеспечить выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Самарской области, которые установлены настоящим Постановлением.
Согласно абз.3 п.2.5 указанного Постановления, граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, включая гигиенические) в случаях, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020г. N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", в частности, в торговой организации.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как за нарушение обязательных, так и за нарушение дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В обоснование виновности ООО «Союз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом представлены:
- протокол об административном правонарушении № oт 10.12.2020г., согласно которому, 09.11.2020г. в 15 час. 45 мин., осуществляя деятельность на объекте потребительского рынка (магазин «Светлячок»), расположенном по адресу: <адрес>, в период введения режима повышенной готовности на территории Самарской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, введенного Постановлением Губернатора Самарской области № 39 от 16.03.2020г., в нарушение обязательных требований, установленных п.1 Правил поведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020г. № 417, п.2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 30.06.2020г. № 150, допустил нахождение посетителей торговой точки без средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок);
- акт от 09.11.2020г., согласно которому, ООО «Союз» осуществляет торговую деятельность без соблюдения масочного режима;
- объяснениями свидетелей ФИО2 и ФИО3, согласно которым выявлен факт осуществления торговой деятельности без соблюдения масочного режима посетителями, осуществляющими покупку;
- фотоматериалы, согласно которым в помещении магазина «Светлячок» на покупателе отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска).
Вместе с тем, из представленных представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, фотоматериалов судом установлено, что в ООО «Союз» выпущен приказ о недопущении обслуживания покупателей без масок, с которым все сотрудники магазина были ознакомлены под роспись; выпущен приказ, согласно которому ревизионная служба должна осуществлять дополнительный контроль правил обслуживания покупателей в период пандемии, угол обзора камер должен быть установлен таким образом, чтобы иметь возможность контролировать ношение масок сотрудниками магазина и покупателями; на входной группе в помещение магазина размещена вся необходимая информация по рекомендациям роспотребнадзора, администрации города и департамента торговли в отношении соблюдения ограничительных мер, а именно: что без средств защиты покупатели не обслуживаются, вход только в масках, постановление о введение масочного режима, постановление о соблюдении дистанции и нахождения одновременно не более 1 покупателя на 4м, а в кассовой зоне размещены плакаты для визуализации, как вести себя в период пандемии, куда и при каких симптомах обращаться, дезинфектор и одноразовые маски, между кассиром и покупателем установлен защитный экран, сотрудники магазина работают только в маске и перчатках, на полу магазина имеется разметка о необходимости соблюдения дистанции, кроме того, из книги жалоб и предложений видно, что именно из-за строгого соблюдения вышеуказанных требований на сотрудников магазина регулярно поступали жалобы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Союз» предприняты исчерпывающие меры для обеспечения выполнения посетителями магазина противоэпидемиологических мер, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации и Губернатора Самарской области.
При этом, сам по себе факт, зафиксированный фотоматериалом, представленным административным органом, согласно которому на посетителе торговой точки отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания (маска), не подтверждает наличие у ООО «Союз» вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку возложенная на данное лицо обязанность обеспечить выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Самарской области, не снимает аналогичную обязанность по использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) в общественном месте для граждан.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении, суд также принимает во внимание и то, обстоятельство, что ООО «Союз» не вправе задерживать, препятствовать входу и нахождению граждан в помещении магазина, а также не наделен полномочиями по пресечению фактов нарушений санитарно-эпидемиологических требований покупателями и привлечению к административной ответственности посетителей, нарушающих правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Самарской области.
Согласно ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу ч.1 и ч.2 ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, по смыслу указанных выше правовых норм, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании совокупности доказательств, представленных суду.
Между тем, оценив представленные в обоснование виновности ООО «Союз» в совершении административного правонарушения доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено достаточной совокупности доказательств, подтверждающей наличие в действиях ООО «Союз» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что достоверных доказательств, подтверждающих нарушение ООО «Союз» п.2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 30.06.2020г. №150 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области», не представлено, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Союз» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в том числе, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Союз» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Авцина А.Е.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
.