Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ураковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Урасиновой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр социальных выплат» к Кустовой Олесе Анатольевне о взыскании денежных средств, предоставленных на основании социального контракта,
у с т а н о в и л:
Казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр социальных выплат» (далее по тексту КУ УР «Республиканский центр социальных выплат», истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Кустовой О.А. о взыскании единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб. предоставленной на основании социального контракта. Требования мотивированы тем, что между истцом, бюджетным учреждением социального обслуживания населения Удмуртской Республики «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения», казенным учреждением Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» и ответчиком в рамках реализации положения о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, был заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности от 11.04.2023 № 38 по 11.04.2024. Предметом социального контракта являлось сотрудничество между его сторонами по реализации программы социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, в целях регистрации Кустовой О.А. в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и повышения денежных доходов ответчика (его семьи) по истечении срока действия социального контракта. По условиям контракта Кустова О.А. была обязана, в том числе: встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в уполномоченный орган или организацию социального обслуживания документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в организацию социального обслуживания подтверждающие документы; использовать полученные денежные средства исключительно для реализации программы; ежемесячно представлять в организацию социального обслуживания сведения о ходе исполнения программы, документы, подтверждающие исполнение мероприятий программы, в том числе, приобретение в период действия социального контракта основных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности согласно смете, указанной в социальном контракте. Смета затрат, включенная в программу социальной адаптации, составлена на общую сумму 350 000 руб., включая стоимость приобретаемых товаров (по наименованиям), материально-производственных запасов и аренды помещения. ДД.ММ.ГГГГ Кустова О.А. поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. ДД.ММ.ГГГГ ответчику с целью осуществления предпринимательской деятельности и на возмещение расходов, связанных с постановкой на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, была предоставлена единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб. Ответчику был установлен срок на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, для предоставления ответчиком документов, подтверждающих факт приобретения основных средств, материально-производственных запасов, в течение 4 месяцев с момента заключения социального контракта. В рамках исполнения социального контракта организацией социального обслуживания неоднократно направлены истцу контрольные заключения о фактическом выполнении (невыполнении) Кустовой О.А. мероприятий программы и целевом использовании предоставленной денежной выплаты. Из контрольного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кустова О.А. занимается организацией выбранной деятельности, приступает к курсу обучения. Из контрольного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кустова О.А. представила копии платежных документов, подтверждающих приобретение части заявленного в бизнес-плане оборудования и материалов. По поводу ведения предпринимательской деятельности Кустова О.А. пояснила, что трудностей на данный момент у нее нет. Появились постоянные покупатели. Для привлечения новых потребителей участвует в ярмарках. Изготовлено и реализовано порядка 2 кг конфет и 5 кг шоколадных фигурок. Прошла обучение по направлению «Основы предпринимательской деятельности» в АУ УР «РБИ». Из представленных Кустовой О.А. документов следует, что она приобрела ноутбук, оплатила три месяца аренды помещения, оплатила и прошла обучение в АУ УР «РБИ». Из контрольного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кустова О.А. представила договор на изготовление корпусной мебели. ДД.ММ.ГГГГ закончился срок для предоставления Кустовой О.А. документов, подтверждающих факт приобретения основных средств, материально-производственных запасов. В связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ Кустова О.А. написала заявление о рассмотрении вопроса о продлении срока предоставления отчетных документов по социальному контракту. В течение следующего месяца никаких отчетных документов представлено не было. ДД.ММ.ГГГГ была проведена устная беседа с ответчиком о необходимости представления отчетных документов, в ходе которой установлено, что ответчик на оставшуюся сумму денежных средств закупила большую партию расходных материалов – шоколада, которую не смогла реализовать вовремя. По решению комиссии Кустовой О.А. дан срок по ДД.ММ.ГГГГ представить документы, подтверждающие расходование денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ ответчик пояснила, что не может отчитаться на полученную сумму и готова добровольно вернуть сумму полученной единовременной выплаты, в связи, с чем ей было вручено уведомление о возврате денежных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком обязательства, предусмотренные программой социальной адаптации, исполнены частично. Кроме того, выявлен факт невыполнения Кустовой О.А. мероприятий программы социальной адаптации. ДД.ММ.ГГГГ истцом принято решение о досрочном расторжении социального контракта с ответчиком в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) программы социальной адаптации без уважительных причин. Срок для добровольного возмещения полученной выплаты истек ДД.ММ.ГГГГ, в добровольном порядке ответчиком до настоящего времени сумма единовременной выплаты не возмещена (л.д. 7-9).
Представитель истца КУ УР «Республиканский центр социальных выплат», ответчик Кустова О.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ).
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту Федеральный Закон № 178-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона № 178-ФЗ закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе, на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона № 178-ФЗ).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2.3 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно частям 1-3 ст. 8.1 Федерального Закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.12.2013 № 589 «О предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта» утверждено Положение о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, действовавшее на момент заключения социального контракта.
Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что с Кустовой О.А. и КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» (Уполномоченный орган), бюджетным учреждением социального обслуживания населения Удмуртской Республики «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» (Организация социального обслуживания), КУ УР «Республиканский центр занятости населения» заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности № 38 на 12 месяцев с 11.04.2023 по 11.04.2024 и утверждена программа социальной адаптации (л.д. 11-16). Предметом контракта является сотрудничество между Уполномоченным органом, Организацией социального обслуживания, Центром занятости населения и гражданином по реализации программы социальной адаптации в целях регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и повышения денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Согласно условиям социального контракта от 11.04.2023 Кустова О.А. обязалась встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в Уполномоченный орган или Организацию социального обслуживания документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы (не более 30% от назначаемой выплаты), получить лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (не более 10% от назначаемой выплаты), принять имущественные обязательства (не более 15% от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, и представить в Организацию социального обслуживания подтверждающие документы; использовать полученные денежные средства исключительно для реализации программы; ежемесячно представлять в Организацию социального обслуживания сведения о ходе исполнения программы, документы, подтверждающие исполнение мероприятий программы, в том числе, приобретение в период действия социального контракта основных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности согласно смете, указанной в социальном контракте; уведомить Организацию социального обслуживания о досрочном прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта в течение 3 рабочих дней с момента наступления данных обстоятельств; возместить денежные средства, предоставленные в соответствии с условиями социального контракта, в том числе, в форме единовременной выплаты на оплату курса обучения, в бюджет Удмуртской Республики при прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе) в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня ее прекращения, при выявлении факта их нецелевого использования гражданином, в течение 30 рабочих дней со дня получения письменного уведомления от уполномоченного органа; в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта в рамках проведения ежемесячного мониторинга представлять по запросу Уполномоченного органа и Организации социального обслуживания населения об условиях жизни гражданина (семьи гражданина) и факте осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 9 контракта).
В соответствии с п. п. 10, 11 социального контракта, Куствой О.А. с целью осуществления предпринимательской деятельности и на возмещение расходов, связанных с постановкой на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, была предоставлена единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18).
11.04.2023 утверждена программа социальной адаптации, которой предусмотрены следующие мероприятия: постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональных доход, консультирование по вопросам регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (срок исполнения апрель 2023-май 2023); приобретение основных средств, материально-производственных запасов согласно смете, предоставление в Организацию социального обслуживания документов, подтверждающих приобретение основных средств, материально-производственных запасов согласно смете, предоставление в Организацию социального обслуживания сведений о ходе исполнения программы, документов, подтверждающих исполнение мероприятий программы (срок исполнения апрель 2023-август 2023); представление по запросу Уполномоченного органа и Организации социального обслуживания населения сведений об условиях жизни и факте осуществления предпринимательской деятельности (срок исполнения апрель 2023-апрель 2024); прохождение профессионального обучения (срок исполнения апрель-июнь 2023); прохождение диспансеризации всех совершеннолетних членов семьи (срок исполнения апрель 2023-апрель 2024).
ДД.ММ.ГГГГ Кустова О.А. поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (л.д. 17).
Согласно п. 1.3, п. 1.4 программы социальной адаптации Кустовой О.А. установлен срок на приобретение основных средств, материально-производственных запасов и для предоставления документов, подтверждающих факт приобретения основных средств, материально-производственных запасов, в течение 4 месяцев с момента заключения социального контракта.
Ответчик предоставила истцу документы на приобретение ноутбука Huawei Matebook D 15, об оплате аренды за три месяца помещения, об оплате и прохождении обучения, удостоверение о повышении квалификации (л.д. 21-27).
В соответствии с данными контрольных заключений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, направленных администрацией филиала Республиканского КЦСОН в <адрес> в адрес филиала КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» в <адрес>, за период с апреля по сентябрь 2023 года названные выше пункты 1.3, 1.4 плана мероприятий по социальной адаптации в рамках программы социальной адаптации Кустовой О.А. выполнены частично (л.д. 19-20, 28, 32, 33).
Кустова О.А. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставила суду доказательства исполнения программы социальной адаптации в полном объеме.
Подпунктом 4 п. 15 социального контракта предусмотрено его досрочное расторжение Уполномоченным органом в случае невыполнения мероприятий программы без уважительных причин. Указанное условие согласуется с п. п. 4 п. 53 Положения о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.12.2013 № 589 (далее по тексту Положение).
В силу п. 65 Положения, денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи в форме единовременной выплаты, возмещаются гражданином в полном объеме добровольно, а в случае отказа - взыскиваются уполномоченным органом в судебном порядке в случае прекращения гражданином индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта по собственной инициативе, а также в случае выявления уполномоченным органом факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта на оплату курса обучения, осуществление предпринимательской деятельности, с целью ведения личного подсобного хозяйства, а также иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
Филиалом КУ УР «Республиканский центр социальных выплат» в <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о досрочном расторжении социального контракта с Кустовой О.А. по причине невыполнения мероприятий программы социальной адаптации, в котором указано на необходимость возмещения полученных денежных средств в размере 350 000 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ по указанным реквизитам (л.д. 36). Данное решение ответчиком не оспорено.
Указанное отправление вручено адресату. До настоящего времени денежные средства ответчиком добровольно не возмещены.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения условий социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, наличия обстоятельств, препятствующих исполнению условий контракта, как не представлено и доказательств возврата сумм государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Таким образом, установив обстоятельства ненадлежащего исполнения Кустовой О.А. принятых на себя обязательств, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы денежных выплат по социальному контракту в размере 350 000 руб.
Доказательств возврата в полном объеме единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб. ответчиком не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина в размере 6 700 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 38 ░░ 11.04.2023 ░ ░░░░░░░ 350 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 700 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░