дело № 2-1776/2019
УИД 26RS0024-01-2019-003108-56
Мотивированное решение
изготовлено 24.12.2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2019 года г.Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Рахманиной Р.П.,
при секретаре Казаченко И.Н.,
с участием представителя истца Колупаева Д.В.- Деркачева Д.Г.,
представителя ответчика администрации г.Невинномысска Мирошниченко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колупаева Дениса Владимировича к администрацииг.Невинномысска о возложении обязанности заключения договора социального найма,
у с т а н о в и л :
Колупаев Д.В. обратился в суд к администрации г.Невинномысска о возложении обязанности заключения договора социального найма квартиры <адрес>
В обоснование заявленных требований указал, что с 24.07.2013 года по настоящее время зарегистрирован и проживает в квартире <адрес> Был вселен в качестве члена семьи нанимателя – его бабушки Колупаевой (Деркачевой) Г.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Кроме него в жилом помещении зарегистрированы и проживают Понысько А.Ф. иХаулин А.В.
Указанная квартира была выделена его бабушке Колупаевой (Деркачевой) Г.И. с составом семьи: муж – Колупаев А.И., дочь – Деркачева С.М., дочь – Колупаева Л.А., сын – Деркачев Д.Г. на основании ордера о вселении, который впоследствии был утерян.
После смерти Колупаевой (Деркачевой) Г.И. лицевой счет был переоформлен на ее дочь - его тетю Деркачеву (Израеву) С.М., которая выехала из квартиры и снялась с регистрационного учета 27.07.1999г.
В мае 2019 года он обратился в администрацию г.Невинномысска о заключении с ним договора социального найма, однако получил отказ со ссылкой на отсутствие ордера на указанное жилое помещение.
Истец Колупаев Д.В., извещенный о слушании дела в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Колупаева Д.В. – Деркачев Д.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представительадминистрации г.Невинномысска – Мирошниченко Н.А. в судебном заседании исковые требования Колупаева Д.В. не признала, просила в удовлетворении отказать.
Третьи лица- Понысько А.Ф. и Хаулин А.В. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражая об удовлетворении заявленных Колупаевым Д.В. исковых требований.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Колупаевым Д.В. исковых требований.
Согласно положений ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав может осуществляться в виде признания жилищных прав.
Частью 1 ст. 15 ЖК РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет жилищный фонд (ст. 19 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Статьей 61 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ и ст. 62 ЖК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования города Невинномысска Ставропольского края по состоянию на 26.11.2019г. квартира <адрес> является муниципальным имуществом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 43,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
Договор социального найма на спорную квартиру не заключался.
В соответствии со ст. 63 Жилищного кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из поквартирной карточки квартиры <адрес>, что в указанном жилом помещении были зарегистрированы Деркачева (Колупаева) Г.И.с 27.04.1972 года – бабушка истца, ее муж Колупаев А.И. с 01.06.1977 года, Деркачева (Израева) С.М. с 25.07.1975 года – тетя истца, Колупаева Л.А. с 04.10.1988 года - мать истца. Истец Колупаев Д.В. был зарегистрирован в указанной квартире24 июля 2013 года.
Согласно Решения №725 Исполнительного комитета Невинномысского городского совета народных депутатов РСФСР от 11.10.1990 года Колупаевой Г.И. предоставлена квартира <адрес> «со снятием с квартирного учета с составом семьи 2 человека она и муж Колупаев А.И., проживающей <адрес> в квартире остаются проживать семьи дочерей 7-2=5. Номер очереди по месту работы - 457/1 –почетный ветеран комбината».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01 марта 2005 года.
Согласно ст. 5 данного Закона к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии со статьями 50, 51, 106 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения отношений по пользованию спорным жилым помещением, исходя из сложившейся практики их применения, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета. При этом обязанность по надлежащему оформлению принятого решения о предоставлении жилого помещения возлагалась на администрацию предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находилось жилое помещение.
Ордер на жилое помещение согласно положениям ст. 47 ЖК РСФСР являлся основанием для вселения в жилое помещение, однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней, исполнении обязанностей нанимателя само по себе не служит препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением (ст. 54 ЖКРСФСР).
Истец Колупаев Д.В.является сыном Колупаевой Л.В. и внуком Колупаевой (Деркачевой) Г.И., а соответственно являлся и членом их семьи.
Согласно имеющемся в материалах дела свидетельствам о смерти № Колупаева Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ Колупаева Г.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Договор социального найма на спорную квартиру надлежащим образом не оформлен (не заключался).
Согласно уведомления об отказе в заключении договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. администрация г.Невинномысска отказала истцу в оформлении договора социального найма, поскольку отсутствует документ основание на вселение – ордер на жилое помещение.
Между тем, как следует из материалов дела, спорная квартира была фактическипредоставлена Исполнительным комитетом Невинномысского городского совета народных депутатов семьям дочерей Колупаевой (Деркачевой) Г.И. - Колупаевой Л.В. и Деркачевой (Израевой) С.М. (5 человек) на основании Решения №725 Исполнительного комитета Невинномысского городского совета народных депутатов РСФСР от 11.10.1990 года.
Поскольку мать истца Колупаева Л.В. была вселена и проживала в спорном жилом помещении на законных основаниях, постольку ее сын Колупаев Д.В. в силу приведенных выше норм права стал обладать правами в отношении указанного помещения на условиях договора социального найма.
При этом, в заявлении тети истца Колупаева Д.В. - Деркачевой (Израевой) С.М. в администрацию г.Невинномысскапо вопросу заключения договора социального найма в спорной квартире, истец указан в качестве племянника - члена семьи, что свидетельствует о наличии ее волеизъявления и признании в качестве членасемьи.
Указанные обстоятельства, с учетом отсутствия фактических возражений администрации г.Невинномысскаотносительно проживания Колупаева Д.В.,Понысько А.Ф. и Хаулина А.В. на протяжении всего периода проживания в спорной квартире, свидетельствуют о фактически сложившихся отношениях по договору социального найма.
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 24 - 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (ст. 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (п. 5 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (ст. 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (ст. 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (ст. 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (ст. 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (ст. 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (ч. 2 ст. 83 ЖК РФ).
Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определенч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (ст. 55 ГПК РФ).
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Частью 2 ст. 82 ЖК РФ предусмотрено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Эти положения воспроизводят (применительно к договору социального найма) нормы п. 2 ст. 686 ГК РФ, согласно которому в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Таким образом, положения п. 2 ст. 686 ГК РФ в силу п. 3 ст. 672 указанного Кодекса применимы и к договору социального найма жилого помещения, поскольку иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Приведенные нормы в их взаимосвязи указывают на то, что в случае, если после смерти нанимателя, а также его выезда в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях, при этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями. По смыслу ч. 3 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма признается расторгнутым лишь в том случае, если из жилого помещения выехал как сам наниматель, так и члены его семьи, то есть оно освобождено.
Как следует из ответа «Государственного архива Ставропольского края» от 05.12.2019г. в документах архивного фонда исполнительного комитета Невинномысского городского совета депутатов трудящихся Ставропольского края, в протоколах заседаний исполкома за 1972 год сведений о предоставлении Деркачевой Г.И. жилого помещения не имеется.
При этом суду не представлено документов, свидетельствующих о том, что право Колупаева Д.В. на постоянное проживание в спорном жилом помещении было оспорено, каких-либо злоупотреблений или нарушений с его стороны при вселении в квартиру допущено не было; возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения, равно как иутрата ордера не могут являться основанием для ограничения прав гражданина, добросовестно выполнявшего обязанности нанимателя жилого помещения.
Истец вселился в спорное жилое помещение на законных основаниях, неправомерных действий при вселении в спорное жилое помещение не допустил, использует квартиру по ее целевому назначению, а отсутствие ордера на квартиру само по себе не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку закон не предусматривает таких последствий утраты ордера как лишение права пользования по договору социального найма занимаемым жилым помещением.
Доводы администрации г.Невинномысскаоб отсутствии ордера на вселение в квартиру <адрес> в г.Невинномысске, что является основанием для отказа в заключении договора социального найма при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя, само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Отказ администрации г.Невинномысска в заключении с Колупаевым Д.В. договора социального найма на занимаемое жилое помещение по мотивам отсутствия ордера является необоснованным и незаконным, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом, заключение договора социального найма с Колупаевым Д.В. по своей сути не порождает новых гражданско-правовых отношений, а предполагает оформление фактически сложившихся правоотношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Колупаева Дениса Владимировича к администрации города Невинномысска удовлетворить.
Обязать администрацию города Невинномысска Ставропольского края заключить с Колупаевым Денисом Владимировичем, <данные изъяты> договор социального найма квартиры <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Невинномысский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированном виде.
Судья
Невинномысского городского суда Р.П. Рахманина