Гражданское дело № 2-626/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2021 года г. Моздок РСО-Алания
Моздокский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Бондаренко Е.А. при секретаре Колобековой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохлова Вадима Яковлевича к Администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения (далее - АМС МГП) при третьем лице, не заявляющем самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС Павлодольского сельского поселения, об обязании АМС МГП предоставить ему жилое помещение,
установил:
Хохлов В.Я. с учетом уточнений обратился в суд с иском к АМС МГП об обязании АМС МГП предоставить ему жилое помещение. В обоснование иска указал, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец не установлен, мать лишена родительских прав. В детском доме находился с № год. По достижении 16-летнего возраста поступил учиться в №, которое не окончил. В № году узнал, что у него есть право на получение жилой площади.
Истец Хохлов В.Я., извещался о времени и месте судебного заседания по месту отбытия наказания, ходатайства о проведении видеоконферецсвязи на дату судебного заседания не заявил. В ранее состоявшемся судебном заседании, основываясь на доводах иска, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители ответчика врио главы АМС МГП Демуров З.Б., Гевондян Ф.А., извещенные должным образом о времени и месте судебного заседания, письменно просили отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности, указали, что данными об обращении Хохлова В.Я. о выдаче жилого информацией АМС МГП не располагает, все документы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в № году были переданы в УСЗН по Моздокскому району.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС Павлодольского сельского поселения, глава АМС Павлодольского сельского поселения Прокопенко А.Ю., будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, не возразил против удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела в порядке ст. 56 ГПК РФ и оценив доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Исследованными письменными доказательствами и показаниями Хохлова В.Я. установлено, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец не установлен, мать лишена родительских прав. С № года (года выпуска из детского дома) до 2018 года Хохлов В.Я. о возможности получения по договору найма специализированного жилого помещения не знал, никуда не обращался.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище (ч.1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п. 3 ст. 2).
Согласно ч ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в в абз.1 п.1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в в абз.1 п.1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории РСО-Алания, регулируются Законом Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее РЗ №-РЗ), в соответствии со ст. 9 которого расходы на реализацию мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
При этом абз. 4 п. 5 ст. 6 РЗ №-РЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Таким образом реализация права для лица, достигшего 18-летнего возраста обусловлена необходимостью письменного обращения с заявлением в уполномоченный орган о включении РЗ №-РЗ, каковым АМС МГП не является.
Пунктом 1 ст. 10 РЗ №-РЗ предусмотрено, что правительство Республики Северная Осетия-Алания в целях соблюдения гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образует республиканскую межведомственную комиссию по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в полномочия которой входит в том числе формированием списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп. б п.3 ст. 10), предоставлением детям-сиротам, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, соответствующих санитарным, техническим правилам, нормам, установленным действующим законодательством (пп. г п.3 ст. 10).
Во исполнение РЗ №-РЗ Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден «Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», согласно п. 11 которого Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - специализированный жилищный фонд), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, управлению специализированным жилищным фондом, а также по согласованию государственной программы (подпрограммы) Республики Северная Осетия-Алания, софинансируемой за счет субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия-Алания на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, принимает соответствующие решения о приобретении и перераспределении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Принимая во внимание то, что в силу прямого указания закона обязанность по предоставлению жилого помещения возникает немедленно с момента включения в список, включение в список носит заявительный характер, доказательств обращения Хохлова В.Я. до ДД.ММ.ГГГГ года с соответствующим заявлением суду не представлено, у АМС МГП отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, в ДД.ММ.ГГГГ году личные дела детей сирот были переданы в УСЗН, то есть требование предъявлено к недолжному ответчику, суд полагает, что избранный истцом способ защиты своего права не порождает для него правовых последствий, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении искового заявления Хохлова Вадима Яковлевича к Администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения при третьем лице, не заявляющем самостоятельных требований относительно предмета спора, АМС Павлодольского сельского поселения, об обязании АМС МГП предоставить ему жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Моздокский районный суд.
Судья Е.А. Бондаренко