РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 г. г. Майкоп
Майкопский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – Соломатина В.Ю., при секретаре судебного заседания Хуажевой С.Б., с участием представителя истца – войсковой части № Ващенко Т.А., ответчика Деменок Н.Э., рассмотрев гражданское дело № 2-17/2023 по исковому заявлению войсковой части № к военнослужащему этой воинской части <данные изъяты> Деменок Н.Э. о взыскании материального ущерба,
установил:
Войсковая часть № через своего представителя обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила взыскать с военнослужащего Деменок в пользу этой воинской части через ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Краснодарскому краю» материальный ущерб в сумме 26944 рубля 15 копеек.
В обоснование этих требований в иске указано, что по результатам контрольно-аналитических мероприятий в войсковой части № был выявлен факт незаконной выдачи личному составу комплектов индивидуальных рационов питания (далее ИРП), то есть факт использования бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг в размере, превышающем их стоимость (завышение стоимости суточных дач по причине выдачи сухого пайка в постоянном пункте дислокации), что привело к прямому действительному ущербу.
Как далее указано в иске, в этот период времени Деменок временно исполнял обязанности командира войсковой части №. Согласно его приказам, военнослужащим были выданы ИРП: по приказу от 11 сентября 2020 г. № 211 - 30 комплектов на общую сумму 17139 рублей 60 копеек; по приказу от 18 сентября 2020 г. № 217 - 30 комплектов на общую сумму 19281 рубль 60 копеек; по приказу от 25 сентября 2020 г. № 223 - 30 комплектов на общую сумму 19281 рубль 60 копеек; по приказу от 1 октября 2020 г. № 228 - 5 комплектов на общую сумму 3213 рублей 60 копеек. Данная замена привела к удорожанию стоимости продовольственного обеспечения на сумму 26944 рубля 15 копеек, рассчитанного как разница между стоимостью выданных ИРП и стоимостью горячего питания в столовой войсковой части 13714. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», виновные в причинении указанного выше материального ущерба несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
В судебном заседании представитель истца – войсковой части № Ващенко поддержала заявленный гражданский иск и настаивала на его полном удовлетворении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» Халилов, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, при этом препятствий для рассмотрения дела в его отсутствие, указанных в ст. 167 ГПК РФ, не имеется.
Ответчик Деменок просил в удовлетворении иска отказать, сославшись на то, что выдача комплектов индивидуальных рационов питания (ИРП) для организации питания личного состава других войсковых частей, прибывшего в военный городок № 6 для обслуживания техники, произведена законно и обоснованно, в соответствии с приказами по части. При этом п. 1 примечания к приказу Министра обороны РФ от 21 июня 2011 г. № 888, регламентирующий вопросы продовольственного обеспечения, нарушен не был, так как ИРП в пункте постоянной дислокации военнослужащим не выдавался, они снимались с котлового довольствия войсковой части № и получали ИРП только на время убытия в военный городок № 6 (войсковая часть №) для выполнения поставленных задач, который находится на удалении 27 километров от пункта постоянной дислокации войсковой части №. Столовая военного городка № 6 в указанный период времени не эксплуатировалась, в связи с чем организация питания в ней была невозможна. Перевозить личный состав для приемов пищи в столовую войсковой части № или доставлять пищу в военный городок № 6 также не представлялось возможным ввиду удаленности и отсутствия техники. Кроме того, при доставке пищи между военными городками №№ 5 и 6 и организации питания автомобильным транспортом маршрут в сутки составлял бы 147 км., в связи с чем с учетом расхода дизельного топлива общая стоимость питания с учетом доставки пищи привела бы к удорожанию стоимости питания, а организация питания посредством выдачи ИРП согласно приказам привела к экономии.
Выслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», командиры, нарушившие своими приказами установленный порядок расходования имущества, что повлекло причинение ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Как видно из Акта по результатам контрольно-аналитических мероприятий (проверки) отдельных вопросов материально-технического обеспечения войсковой части № от 3 декабря 2021 г., в ходе проведения анализа приказов командира воинской части выявлен факт незаконной выдачи личному составу комплектов ИРП. Указанные нарушения относятся к фактам использования бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг в размере, превышающем их стоимость (завышение стоимости суточных дач по причине выдачи сухого пайка в пункте постоянной дислокации).
Согласно заключению по материалам разбирательства, факт использования бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг в размере, превышающем их стоимость, произошел вследствие нарушения приказа Министра обороны РФ от 21 июня 2011 г. № 888 <данные изъяты> Деменок, который во время исполнения обязанностей командира войсковой части № в сентябре-октябре 2020 г. издавал приказы на выдачу ИРП: от 11 сентября 2020 г. № 211 (ущерб на сумму 7043 рубля 10 копеек); от 18 сентября 2020 г. № 217 (ущерб на сумму 9185 рублей 10 копеек); от 25 сентября 2020 г. № 223 (ущерб на сумму 9185 рублей 10 копеек); от 1 октября 2020 г. № 228 (ущерб на сумму 1530 рублей 85 копеек), а всего 95 сутодач, ущерб на общую сумму 26944 рубля 15 копеек.
Аналогичные суммы ущерба указаны в справке-расчете завышения стоимости суточных дач войсковой части № от 9 марта 2023 г.
Согласно выписке из приказа Врио командира войсковой части № Деменок от 11 сентября 2020 г. № 211, шестеро военнослужащих, обеспечивающих мероприятия в войсковой части №, с 14 сентября 2020 г. исключены с продовольственного обеспечения столовой военного городка № 5, им выдан ИРП на 5 суток.
Как видно из требования-накладной № 518 от 11 сентября 2020 г. и раздаточной (сдаточной) ведомости № 437 за сентябрь 2020 г., указанным в приказе шестерым военнослужащим 14 сентября 2020 г. выдано 30 комплектов ИРП.
Согласно выписке из приказа Врио командира войсковой части № Деменок от 18 сентября 2020 г. № 217, шестеро военнослужащих, обеспечивающих мероприятия в войсковой части №, с 21 сентября 2020 г. исключены с продовольственного обеспечения столовой военного городка № 5, им выдан ИРП на 5 суток.
Как видно из требования-накладной № от 18 сентября 2020 г. и раздаточной (сдаточной) ведомости № 438 за сентябрь 2020 г., указанным в приказе шестерым военнослужащим 21 сентября 2020 г. выдано 30 комплектов ИРП.
Согласно выписке из приказа Врио командира войсковой части № Деменок от 25 сентября 2020 г. № 223, шестеро военнослужащих, обеспечивающих мероприятия в войсковой части №, с 28 сентября 2020 г. исключены с продовольственного обеспечения столовой военного городка № 5, им выдан ИРП на 5 суток.
Как видно из требования-накладной № 526 от 25 сентября 2020 г. и раздаточной (сдаточной) ведомости № 445 за сентябрь 2020 г., указанным в приказе шестерым военнослужащим 28 сентября 2020 г. выдано 30 комплектов ИРП.
Согласно выписке из приказа Врио командира войсковой части № Деменок от 1 октября 2020 г. № 228, пятеро военнослужащих, прибывших в войсковую часть №, с 2 октября 2020 г. исключены с продовольственного обеспечения столовой военного городка № 5, им выдан ИРП на 1 сутки.
Как видно из требования-накладной № 590 от 2 октября 2020 г. и раздаточной (сдаточной) ведомости № 535 за октябрь 2020 г., указанным в приказе пятерым военнослужащим 2 октября 2020 г. выдано 5 комплектов ИРП.
Согласно справке начальника финансово-расчетного пункта (г. Майкоп) ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю», фактическая стоимость индивидуального рациона питания за штуку по данным бюджетного учета составляет по состоянию на: 11 сентября 2020 г. – 571 рубль 32 копейки; 18 сентября 2020 г. – 642 рубля 72 копейки; 25 сентября 2020 г. – 642 рубля 72 копейки; 2 октября 2020 г. – 642 рубля 72 копейки.
Из выписки из разнарядки дополнительного соглашения от 16 декабря 2020 г. в рамках исполнения государственного контракта от 30 января 2019 г. на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны РФ в 2019-2021 г. видно, что стоимость одной сутодачи продовольственного пайка по норме № 1 составляет 336 рублей 55 копеек.
Проверив доводы истца о нарушениях установленного порядка расходования имущества в результате издания ответчиком приказов по части, суд установил следующее.
В соответствии с п. 1 Примечаний к Норме № 7 (индивидуальный рацион питания) Рационов питания Приложения № 3 к Руководству, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2011 г. № 888, по данной норме обеспечиваются военнослужащие, имеющих право на питание по нормам общевойскового пайка, в случаях, когда приготовление горячей пищи по этим нормам не представляется возможным.
Согласно п. 2.8.1., 2.8.3. и 2.8.8. Технического задания к государственному контракту на оказание услуг по организации питания военнослужащих для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019-2021 годах, приготовление пищи осуществляется силами Исполнителя в местах дислокации подразделений при наличии столовых либо вблизи мест оказания Услуг (не более 5 километров) при количестве питающихся более 30 человек. В случаях, когда подразделения воинской части незначительно удалены (не более 10 км.) от стационарной столовой, Исполнитель осуществляет доставку пищи в термосах и ее раздачу в оборудованных Получателем местах для выдачи и приема пищи. Организация питания военнослужащих, назначенных для выполнения специальных задач, когда невозможно организовать приготовление горячей пищи, осуществляется по рациону № 7 для военнослужащих, имеющих право на получение по соответствующим нормам пайков согласно приказа Министра обороны РФ от 21 июня 2011 г. № 888.
Как видно из вышеприведенных выписок из приказов от от 11 сентября 2020 г. № 211, от 18 сентября 2020 г. № 217, от 25 сентября 2020 г. № 223, от 1 октября 2020 г. № 228, военнослужащие войсковых частей №, №, №, №, находившиеся в служебных командировках, приказом по части исключались с продовольственного обеспечения столовой военного городка № 5 (г. Майкоп) для выполнения специальных задач (<данные изъяты>) в войсковой части № (<адрес>).
Тот факт, что данные населенные пункты находятся на удалении более 10 км. друг от друга, сторонами на оспаривался.
Из заключения по материалам разбирательства видно, что столовая в военном городке № 6 (<адрес>) была запущена и прибывшие военнослужащие были поставлены там на котловое довольствие только с 3 октября 2020 г.
Тот факт, что до указанной даты эта столовая не действовала ввиду отсутствия необходимого количества личного состава (более 30 человек), сторонами на оспаривался.
Таким образом, изданные Врио командира войсковой части № Деменок приказы, определявшие порядок продовольственного обеспечения военнослужащих на период выполнения ими специальных задач вне места дислокации войсковой части №, не противоречили требованиям вышеприведенных Руководства, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2011 г. № 888, и Технического задания, в связи с чем оснований для вывода о том, что этими приказами был нарушен установленный порядок расходования имущества, предназначенного для продовольственного обеспечения военнослужащих, у суда не имеется.
Этот вывод согласуется с выводами, изложенными в письменной консультации независимого специалиста – начальника продовольственной службы войсковой части №
Проверив доводы истца о наличии материального ущерба, причиненного в результате удорожания стоимости продовольственного обеспечения, суд установил следующее.
Размер причиненного материального ущерба истец определил в виде разницы между стоимостью одной сутодачи продовольственного пайка по норме № 1 и стоимостью одного комплекта ИРП по норме № 7. Между тем, истцом не были учтены иные вопросы организации питания военнослужащих, требующие соответствующих материальных затрат, а именно, доставки пищи автомобильным транспортом от места ее приготовления (военный городок № 5, г. Майкоп) до места питания (военный городок № 6, <адрес>).
Как видно из письменной консультации независимого специалиста – начальника продовольственной службы войсковой части №, и его пояснений в суде, от пункта постоянной дислокации до военного городка № 6 протяженность маршрута составляет 24 км. 500 м., при доставке пищи и организации питания автомобильным транспортом маршрут движения в сутки составляет 147 км. Согласно приказа Министра обороны РФ от 13.07.1990 № 65, расход топлива на 100 км. составляет 46 литров, соответственно, расход топлива в сутки составляет 67,6 л./57,5 кг. По сообщению Врио начальника финансово-расчетного пункта ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Краснодарскому краю», стоимость дизельного топлива (летнего) за 1 кг. за период с 11 сентября по 3 октября 2020 г. составляла 33 рубля 79 копеек. Согласно выписке из разнарядки дополнительного соглашения к Государственному контракту на оказание услуг по питанию по норме № 1, его стоимость составляет 336 рублей 55 копеек, следовательно, при доставке пищи в термосах автомобильным транспортом стоимость питания военнослужащих за все время пребывания составила бы 63059 рублей 05 копеек. Стоимость питания военнослужащих при использовании ИРП за все время пребывания составила 58916 рублей 40 копеек. В случае, если личный состав обеспечивался бы трехразовым питанием по норме № 1 общевойсковой пайка с выдачей горячей пищи и доставки ее в термосах, перерасход денежных средств составил бы 4142 рубля 65 копеек (без учета расхода масла и амортизации средств доставки пищи).
Таким образом, вывод истца о наличии материального ущерба основан на неполных данных, в связи с чем суд при разрешении вопроса о наличии либо отсутствии материального ущерба в результате издания ответчиком соответствующих приказов исходит из данных, содержащихся в консультации специалиста, как наиболее полных и обоснованных ссылками на нормативные акты, регламентирующие нормы расхода материальных средств на организацию питания военнослужащих.
В связи с изложенным суд находит, что оснований для привлечения военнослужащего Деменок к материальной ответственности, установленных Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих», не имеется, а потому отказывает в удовлетворении заявленного гражданского иска о взыскании с него материального ущерба в указанном иске размере.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 26944 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 15 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░ 2023 ░.