Дело №2-1802/2023
75RS0023-01-2023-003051-89
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года.
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Рушкулец В.А.,
при секретаре Чемерис П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в г.Чите, в помещении суда гражданское дело по иску Заместителя прокурора Черновского района г. Читы в интересах Новоженова Е.Н. к администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Черновского района г. Читы обратилась в суд в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
В результате проведенной прокуратурой Черновского района г. Читы проверки установлено, что квартира, расположенная по адресу <адрес> значится в реестре муниципального имущества администрации городского округа «Город Чита», в котором зарегистрирован и проживает Новоженов Е.Н. Указанное жилое помещение Новоженову Е.Н. на праве собственности не принадлежит, какого-либо иного жилого помещения у него не имеется. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденному распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания. В соответствии с распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ №-р Новоженов Е.Н. признан малоимущим и на основании п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено, чем нарушены жилищные права Новоженова Е.Н.
Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита», Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Новоженову Е.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г. Чита, площадью не менее 25 кв. м.
Впоследствии исковые требования истцом уточнены, просит обязать администрацию городского округа «Город Чита», Администрацию Черновского административного района городского округа «Город Чита» предоставить Новоженову Е.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, находящееся в границах г. Чита, площадью не менее 56,1 кв. м.
В судебном заседании помощник прокурора Черновского района г. Читы Кайгородова В.О. исковые требования, с учетом представленных уточнений поддержала полностью, пояснила аналогичное вышеизложенному. Указала, что до настоящего времени Новоженов Е.Н. жильем не обеспечен.
Истец Новоженов Е.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Шабухин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" Никифорова Е.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, так как Администрация не наделена полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом, а также полномочиями по предоставлению жилых помещений, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ст. 40 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется право на жилище. В соответствии с нормами ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 57 ч. 2 п.1 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Отсутствие жилого помещения по причине возникновения чрезвычайных обстоятельств (пожар) является основанием для предоставления гражданину другого жилого помещения вне очереди, поскольку данная норма применяется и в том случае, когда жилище вообще перестало существовать (уничтожено).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Новоженов Е.Н. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> л.д.
Указанное жилое помещение находится в собственности администрации городского округа «Город Чита», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом по адресу г<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, л.д.
Распоряжением Администрации городского округа «Город Чита» №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение межведомственной комиссии, согласно которому жилой <адрес> в городе Чита был признан аварийным и подлежащим сносу, л.д.
Из представленной администрацией Черновского административно района городского округа «Город Чита» информации от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что Новоженов Е.Н. на основании распоряжения администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита» №-р от ДД.ММ.ГГГГ был признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, учетный номер в общем списке на ДД.ММ.ГГГГ – 981, в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма - 220, л.д.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 названного кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 87 Жилищного Кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляет другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как установлено в судебном заседании истец признан малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения и принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении, зарегистрирован в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, судом установлено, что истец отвечает всем условиям, предъявляемым жилищным законодательством для внеочередного предоставления жилья.
Довод представителя ответчика Шабухина А.В. о том, что в материалы дела не представлено документов о наличии заболевания, в связи с которым невозможно проживание граждан в одной квартире, суд находит несостоятельным, поскольку исковые требования основаны на предоставлении вне очереди жилого помещения гражданам, проживающим в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу.
В силу ч. 1 и 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.
Поскольку жилое помещение, в котором проживает истец по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, в соответствии с вышеприведенными нормами закона, администрация городского округа «Город Чита» обязана предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, общая площадь которого должна быть не менее общей площади ранее занимаемого жилого помещения, т.е. не менее 56,1 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Читы. (согласно выписке из ЕГРН, л.д.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к Администрации Черновского административного района городского округа «Город Чита», поскольку органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма, определены в статьях 49 и 52 ЖК РФ: это органы местного самоуправления.
Постановлением Главы администрации г.Читы № от ДД.ММ.ГГГГ, администрациям районов передано лишь право по заключению договоров социального найма, разрешение же вопросов о предоставлении жилых помещений возложено на администрацию городского округа «Город Чита».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 56,1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>