Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-376/2024 (2-8270/2023;) ~ М-5676/2023 от 02.08.2023

Дело (2-8270/2023)

УИД: 50RS0028-01-2023-007625-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мытищи, Московская область                         16 января 2024 г.

Мытищинский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Заякиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Волковой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-376/2024 (2-8270/2023) по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Петровой Марине Валерьевне о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с указанным иском к ФИО2, в котором просило взыскать с ответчика плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 106 370 руб.

В обоснование иска указано, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1 000 кв.м. по адресу: <адрес>

В соответствии с Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования участка ответчика был изменен с «для дачного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства».

Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 106 370 руб., в адрес ФИО2, указанный в предоставленных Управлением Росреестра по Московской области документах.

Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление вернулось в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ФИО2 претензию от ДД.ММ.ГГГГ , которая была оставлена без удовлетворения.

Ответчик до настоящего времени плату не осуществила, в связи, с чем истец обратился в суд с указанным иском.

В судебное заседание представитель истца не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав позицию стороны ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению учитывая следующее.

Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства - пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно пункту 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) может самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно материалам дела, в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ изменен вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка с кадастровым номером находящегося в собственности ФИО2, с «для дачного строительства» на «для индивидуального жилищного строительства».

Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 106 370 руб. в адрес ФИО2

Согласно отчету, об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России Уведомление вернулось в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона №23/96-03 собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.

В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона №23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

В связи с не поступлением в бюджет Московской области платы за изменение ВРИ земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ФИО2 претензию от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-8493 на сумму 106 370 руб.

Согласно отчету, об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России претензия получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

На основании пп. 14.4 п. 14 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 года №842/27, Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы Московской области в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 13.36.1, 13.36.2 указанного Положения, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона №23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов Московской области в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.1 Закона Московской области №23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области»).

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 43-ФЗ от 05 марта 2013 года «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области №23/96-03, а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 года №1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, и Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области».

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства.

Плата взимается за указанное изменение ВРИ земельных участков, осуществленное:

1) на основании постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов и одновременном изменении их ВРИ (указанные постановления принимались до 31.12.2017 года в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»);

2) на основании актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (указанные акты принимались до 01.10.2018 года вплоть до перехода к изменению ВРИ земельных участков на основании правил землепользования и застройки муниципальных образований Московской области (далее - ПЗЗ) путем обращения правообладателей земельных участков в Росреестр);

3) на основании ПЗЗ (как указано выше, с 01.10.2018 года изменение ВРИ земельных участков осуществляется только путем обращения правообладателей в Росреестр, без принятия соответствующих актов органов местного самоуправления; вместе с тем, до указанной даты изменение ВРИ земельных участков также осуществлялось непосредственно Росреестром по заявлениям правообладателей земельных участков при наличии в ЕГРН координатного описания границ территориальных зон, установленных ПЗЗ);

4) на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области - Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.

При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 статьи 5.1. Закона №23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов Московской области в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.1 Закона Московской области №23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области»).

Представленные истцом расчеты не опровергнуты ответчиком, подтверждаются перечисленными доказательствами, и у суда нет оснований не доверять предоставленным истцом расчетам, исковые требования в части взыскания в пользу истца с ответчика суммы задолженности по плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд признает несостоятельными доводы ответчика о наличии оснований для освобождения от уплаты за изменения вида разрешенного использования в связи с установлением (приведением) соответствия вида разрешенного использования земельного участка утвержденным ПЗЗ, поскольку таких оснований ст.5.2 Закона Московской области от 23.12.2013 № 160/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» не предусмотрено.

Принимая во внимание, что ответчик добровольно совершил действия направленные на изменение вида разрешенного использования спорного участка в соответствие с требованием Плана землепользования и Классификатора видов разрешенного использования земельного участка, то у него возникла обязанность по внесению платы за такое изменение.

На основании изложенного, изучив все представленные доказательства в совокупности, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области к ФИО2 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка - удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ серия , в пользу Министерства имущественных отношений Московской области, ИНН , за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, плату в размере 106 370 рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мытищинский городской суд Московской области.

Судья                    ПОДПИСЬ            А.В. Заякина

Мотивированное решение изготовлено – 26.02.2024.

Судья                    ПОДПИСЬ            А.В. Заякина

2-376/2024 (2-8270/2023;) ~ М-5676/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных отношений МО
Ответчики
Петрова Марина Валерьевна
Другие
Управление Росреестра по Московской области
Администрация г.о. Щелково Московской области
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Судья
Заякина Анжела Викторовна
Дело на странице суда
mitishy--mo.sudrf.ru
02.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Подготовка дела (собеседование)
30.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.10.2023Предварительное судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее