Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 30 августа 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Красильниковой А.А.,
с участием прокурора Скажутиной Н.О., административного истца Тимашева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1277/2022 по административному исковому заявлению Тимашева Сергея Александровича об оспаривании нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части,
у с т а н о в и л :
Тимашев С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими со дня принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018, 2019 и 2021 годы, утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608, от 19 октября 2020 года № 2014 (далее также Перечни), в части включения в них под пунктами 23855, 25518, 24939 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, как не соответствующих действующему законодательству.
Требования обоснованы тем, что в Перечни на 2018, 2019 и 2021 годы включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено в жилом доме и не использовалось под офисы, объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания. В спорные периоды только часть помещения, площадью 6 кв.м, была передана в аренду ООО «<данные изъяты>» под размещение офиса, что составляет менее 20% от общей площади помещения; остальная часть помещения не использовалась либо использовалась самим собственником в личных целях. Считает нормативные правовые акты в оспариваемой части незаконными, нарушающими его права, поскольку на него возложена обязанность по уплате налога в повышенном размере.
В судебном заседании административный истец Тимашев С.А., представивший диплом о наличии высшего юридического образования, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, а также пояснил, что не имеет возможности изменить наименование нежилого помещения, поскольку судебным приставом наложен арест на совершение регистрационных действий, ввиду задолженности по уплате налога на имущество.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Относительно заявленных требований министерством представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение обоснованно включено в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как имеет наименование «офисное», расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, где нежилые помещения используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Привлеченная к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица администрация городского округа Самара своего представителя в суд не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, возражений по существу административного иска не представлено.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что Тимашев С.А. с 10.03.2010 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 40,6 кв.м, расположенного по адресу: г<адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.02.2022.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 «Налог на имущество физических лиц»), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц», ставка налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год. Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете «Волжская коммуна» N 281(30176) 31.10.2017; N 283(30178) 01.11.2017, N 285(30180) 02.11.2017; N 297(30192) 16.11.2017;
- от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543) 20.11.2018;
- от 19.10.2020 № 2014, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020;
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Административный истец обратился в суд 25.05.2022. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2018, 2019 и 2021 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать его интересы, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество за указанные периоды, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.
Ссылки административного ответчика на пункт 14 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 № 402 (далее Порядок), как препятствующий оспариванию Перечней на 2018 и 2019 годы, суд считает необоснованными.
Пункт 14 Порядка регламентирует исключительно полномочия министерства имущественных отношений Самарской области в части принятия решений об исключении не соответствующих положениям ст. 378.2 НК РФ объектов из Перечня за определенные периоды, и не может препятствовать оспариванию принятых административным ответчиком нормативных правовых актов, в случае если этими актами нарушены или продолжают затрагиваться права и законные интересы юридических или физических лиц.
В силу статьи 216 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 5 ст. 45.1, п. 6 ст. 228 НК РФ, уплата налога на доходы физического лица осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Таким образом, в данном случае, право на перерасчет налога на имущество (ст.ст. 78, 79 НК РФ), как и право налогового органа на взимание недоимки (ст. 48 НК РФ) за оспариваемые периоды не утрачено.
В указанные Перечни на 2018, 2019 и 2021 годы под пунктами №№ 23855, 25518, 24939, соответственно, включено принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером №.
15.04.2021 Тимашев С.А. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области об исключении нежилого помещения из Перечней на 2019, 2020, 2021г.г.
Уведомлением министерства от 26.04.2021 в удовлетворении заявления было отказано. Осмотр помещения на предмет установления его фактического использования не проводился.
Согласно позиции административного ответчика указанное выше нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, вступил в силу с 01.01.2017).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ).
Установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 40, 6 кв.м, имеет назначение «нежилое» и наименование «нежилое помещение – офисное помещение (комнаты 16,18)». Данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Нежилое помещение находится на 1 этаже в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлены выписки из ЕГРН от 11-14.02.2022.
Сведения о земельном участке в выписке из ЕГРН на здание отсутствуют, вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования «жилой дом (многоэтажная застройка)», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.02.2022.
В соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) – техническом паспорте, выполненном Самарским филиалом Государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации», по состоянию на 11.12.2007 нежилое помещение – офисное помещение (комнаты 16,18), расположенное по адресу: <адрес>, площадью 40, 6 кв.м, включает части назначением: офисное помещение 35,0 кв.м, коридор 5,6 кв.м (Раздел 6. Экспликация).
Копия указанного выше технического паспорта была предоставлена в материалы административного дела административным истцом, сверена с оригиналом и ему соответствует. Техническая документация аналогичного содержания была предоставлена по запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.
Представленный административным истцом технический паспорт на помещение от 13.03.2015, где в экспликации назначение помещения поименовано как «нежилое помещение», не принимается судом в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Принимая во внимание наименование спорного нежилого помещения в сведениях ЕГРН – «нежилое помещение – офисное помещение», учитывая, что по сведениям технического учета (инвентаризации) площадь помещения, предназначенная для размещения офиса, составляет более 20% (86, 2%) от его общей площади, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером № обоснованно включено министерством имущественных отношений Самарской области в оспариваемые Перечни на 2018, 2019 и 2021 годы на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылки административного истца на предоставленный в материалы административного дела «технический план» помещения от 27.08.2021, подготовленный кадастровым инженером ФИО1., в котором назначение частей помещения указано как «нежилое помещение» не могут быть учтены судом.
По смыслу ст. 378.2 НК РФ, данные технической документации, на основании которых объект может быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения из его кадастровой стоимости, должны носить официальный характер и, соответственно, пройти государственный кадастровый учет.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Как видно из «технического плана», он подготовлен в соответствии с заданием заказчика на выполнение кадастровых работ, в связи с изменением на основании решения собственника наименования помещения с кадастровым номером 643:01:0725002:1532.
В целях проверки доводов административного истца, судом был направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области через электронный портал о предоставлении сведений об изменении назначения помещения.
Согласно уведомлению от 05.07.2022, документ подтверждающий изменение назначения помещения с кадастровым номером № в реестровом деле отсутствует. Предоставлена, как указывалось выше, копия технического паспорта на помещение по состоянию на 11.12.2007.
Таким образом, в порядке, установленном пунктом 7.3 части 2 статьи 14, статьей 20, частями 4, 6 статьи 21, статьей 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», новые сведения о нежилом помещении, содержащиеся в техническом плане от 27.08.2021, не были внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а, соответственно, не могут служить допустимым доказательством юридически значимых обстоятельств для разрешения настоящего административного дела.
Доводы административного истца о том, что им были предприняты меры к внесению изменений в сведения ЕГРН о наименовании помещения, однако уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от 15.09.2021 государственный кадастровый учет был приостановлен, в связи с неправильным оформлением документов, а затем 06.12.2021, в связи с поступлением в орган регистрации постановления судебного пристава-исполнителя от 16.09.2021 о запрете на совершение действий по регистрации, не могут быть учтены судом. С заявлением об изменении наименования помещения Тимашев С.А. обратился 09.09.2021, то есть после утверждения Перечней объектов на 2018, 2019 и 2021 г.г.
Также не принимаются судом во внимание доводы Тимашева С.А. о том, что только часть нежилого помещения, площадью 6 кв.м (менее 20%) в спорные налоговые периоды сдавалась в аренду под офис юридическим лицам.
По смыслу п.п. 2 п. 1, п. 5 ст. 378.2 НК РФ, для признания помещения объектом делового, административного или коммерческого назначения в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и включения его в соответствующие Перечни достаточно соответствия такого объекта одному из условий, указанных в данной норме. При этом фактическое использование объекта имеет значение только в случае, если отсутствуют иные условия.
В данном случае объект обоснованно включен в Перечни на 2018, 2019 и 2021 годы в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации).
То обстоятельство, что министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях не ссылается на сведения технического учета, как на основание для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни, основанием к удовлетворению административного иска не является, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, проверяя законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Отказывая в удовлетворении основного административного требования, суд, в силу ст.ст. 103, 111 КАС РФ, полагает необходимым отказать Тимашеву С.А. и в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 900 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления Тимашева Сергея Александровича о признании недействующими со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018, 2019 и 2021 годы, утверждённых, соответственно, приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608, от 19 октября 2020 года № 2014 в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также во взыскании судебных расходов в сумме 900 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.09.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№