Дело № 2-784/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2022 г. г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.,
с участием помощника прокурора Нытвенского района Куликовой Е.В.,
представителя ответчика - муниципального образования «Нытвенский городской округ» Поносова В.В., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» о возложении обязанности установить дорожные знаки на автодороге «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 п. Уральский, организовать освещение,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МО «Нытвенский городской округ» о возложении обязанности привести автомобильную дорогу «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки «деревня Притыка» «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) (далее ГОСТ Р 52289-2019), установив в данном месте дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу», 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги», 4.1.2 «Движение направо», 3.18.2 «Поворот налево запрещен» в срок до 30.09.2022.
14.10.2022 исковые требования уточнены (л.д.53-57), прокурор Нытвенского района просит возложить на МО Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа обязанности:
-привести автомобильную дорогу «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки «деревня Притыка» ГОСТ Р 52289-2019 и проекту организации дорожного движения автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский», установив в данном месте дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» в срок до 30.09.2022;
- организовать освещение пешеходного перехода автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки «деревня Притыка» в соответствие п. 4.5.2.4."ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст) в срок до 31.12.2022.
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой Нытвенского района по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения администрацией Нытвенского городского округа законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» предусмотрено, что в районе автобусной остановки «деревня Притыка» имеется съезд № 2, где предполагается установка дорожного знака «Уступи дорогу». В настоящее время данный знак установлен. При движении от г. Нытва в сторону поселка Новоильинский перед съездом № 2, согласно проекту организации дорожного движения, на 5 км. + 700 м. располагается дорожный знак «Примыкание второстепенной дороги».
Кроме того, в соответствии с проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский», при движении от пос. Новоильинский в сторону города Нытва, перед съездом № 2, на 6 км+29 м. предусмотрена установка дорожного знака «Примыкание второстепенной дороги».
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок, расположенный под съездом № 2 является частью автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» и подлежит обязательному содержанию и приведению в нормативное состояние.
В настоящее время дорожные знаки дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу», 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» около въезда № 2 установлены.
Кроме того, в соответствии с 4.5.2.4."ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). При обследовании пешеходного перехода вблизи съезда № 2 в СНТ № 8 п. Уральский Нытвенского района освещение пешеходного перехода отсутствует.
Данные обстоятельства свидетельствует о нарушении прав граждан.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Куликова Е.В. уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что длительное время с 2019г. на основания обращения гражданина прокуратурой проводилась проверка, выявлен ряд нарушений, а именно несоответствие установленных дорожных знаков Проекту организации дорожного движения и нарушение ГОСТа по освещению, в связи с чем в адрес ответчика было внесено представление. Просит установить срок для исполнения п.1 требований до 30.10.2022, по п.2 до 31.12.2022
Представитель ответчика Поносов В.В. с исковыми требованиями согласен частично, не согласен со сроками исполнения, просит установить срок исполнения по п.1 требований - до 10.11.2022, по освещению - до 01.09.2023
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно положениям данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6).
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения и др.
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 9 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Из пункта 6.2.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» следует, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 4.5.2.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" предусмотрено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Из материалов дела следует, что в прокуратуру Нытвенского района поступила жалоба ФИО2 по вопросу ненормативного содержания автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский», в части не установления дорожных знаков на съезде в "Сад № 8 (д.Притыка), в которой он указывает, что 04.09.2019 члены коллективного сада №8 письменно обращались в прокуратуру Пермского края по факту незаконных действий администрацией Нытвенского муниципального района, но до настоящего времени нарушение администрацией полностью не устранено, на главной дороге с обеих сторон не установлен знак "примыкающая дорога", на второстепенной дороге не установлен знак "уступить дорогу" (л.д.9-15).
По письменному обращению граждан от 04.09.2019 в октябре 2019г. прокуратурой Нытвенского района была проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги "Нытва-Новоильинский" вблизи съезда №2 к СНТ №8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки "Деревня Притыка".
21.09.2019 по результатам проверки в адрес главы администрации Нытвенского городского округа внесено представление с требованиями о рассмотрении представления и принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, 13.12.2019 прокуратурой района в администрацию направлено требование о возврате к рассмотрению представления об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в части содержания автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский», съезда к СНТ № 8 д. Притыка, поскольку к ответу на представление не приложены документы, подтверждающие устранение нарушений (л.д.24-36).
Из акта обследования состояния улично-дорожной сети от 17.05.2022 следует, что на автомобильной дороге «Нытва-Новоильинский» в районе д.Притыка на 5 км +700м имеется остановка «деревня Притыка» около которой обустроен съезд №2 к СНТ №8 п.Уральский. На указанном съезде отсутствует дорожный знак «Уступите дорогу», а на автомобильной дороге «Нытва – Новоильинский» на 5 км + 700 м перед и после съезда №2 отсутствует дорожный знак «Примыкание второстепенной дороги» (л.д.19-23).
Из актов обследования автодороги от 02.09.2022, 26.09.2022 следует, что на автомобильной дороге "Нытва-Новоильинский" в районе д.Притыка обустроен второй съезд к саду №8 п.Уральский, на котором установлены дорожные знаки 2.3.2. "Примыкание второстепенной дороги", 2.4 "Уступи дорогу" (5 км. +700м) (л.д.44-47, 58).
В соответствии с Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» км 0+000 - км 9+440 от 2015г. (л.д.42-43), при движении от пос. Новоильинский в сторону города Нытва, перед съездом № 2, на 6 км+29 м. предусмотрена установка дорожного знака 2.3.3. «Примыкание второстепенной дороги».
Актом обследования состояния улично-дорожной сети от 26.09.2022 актом выявления недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 20.09.2022, актом совместного обследования автодороги от 17.10.2022, фототаблицами, подтверждается отсутствие дорожного знака 2.3.3 "Примыкание второстепенной дороги " по направлению от п.Новоильинский в сторону г.Нытва перед съездом №2, на 6 км. 29 м. а/д Нытва-Новоильинский, а также отсутствие освещения пешеходного перехода вблизи съезда №2 в СНТ №8 п.Уральский Нытвенского района (л.д.58-65).
Представителем ответчика в обоснование возражений представлены: гражданско –правовой договор от 28.09.2022 заключенный между МБУ «Благоустройство» и ИП ФИО1 на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения и технических паспортов автомобильных дорог Нытвенского городского округа, техническое задание с календарным планом выполнения работ.
Государственный инспектор ДН ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому городскому округу Рязанов С.В., допрошенный в судебном заседании 14.10.2022 в качестве специалиста, пояснил, что при движении со стороны п.Новоильинский в направлении г.Нытва имеется три съезда до того места, где обустроена проезжая часть остановкой с левой стороны, два съезда обозначены примыканием дороги, перед 3 съездом, где установлен сам установочный комплекс знак «примыкание дороги» отсутствует, съезды не везде по проекту отражены (л.д.81).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на 6 км.+29м автомобильной дороги «Нытва - Новоильинский» по направлению от п.Новоильинский в сторону г.Нытва перед съездом №2 отсутствует дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», предусмотренный Проектом организации дорожного движения автомобильной дороги, а также отсутствует освещение пешеходного перехода вблизи съезда №2 в СНТ №8 п.Уральский Нытвенского района, что нарушает требования, предусмотренные п.6.2.1 «ГОСТ Р 50597-2017» и п.4.5.2.4 «ГОСТ Р 52766-2007.
Указанными обстоятельствами нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Суд, учитывая принцип исполнимости решения, характер заявленных требований, требования разумности, а также принимая во внимание доводы представителя ответчика о сроках исполнения требований, возлагает на ответчика обязанность привести автомобильную дорогу «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки «деревня Притыка» в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и проекта организации дорожного движения автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский», установив в данном месте дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» в срок до 10.11.2022, а также организовать освещение пешеходного перехода автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки «деревня Притыка» в соответствие п. 4.5.2.4. "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в срок до 01.09.2023.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на муниципальное образование Нытвенский городской округ обязанность привести автомобильную дорогу «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки «деревня Притыка» в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст) и проекта организации дорожного движения автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский», установив в данном месте дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» в срок до 10.11.2022.
Возложить на муниципальное образование Нытвенский городской округ обязанность организовать освещение пешеходного перехода автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» вблизи съезда № 2 к СНТ № 8 р.п. Уральский в районе автобусной остановки «деревня Притыка» в соответствие п. 4.5.2.4. "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст) в срок до 01.09.2023.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова