Копия УИД №--
Дело №--
2.179
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 июня 2024 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зубковой Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) защиту интересов неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (далее – Управление Роспотребнадзора по РТ) в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1) о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров.
В обоснование исковых требований указано, что в отношении ИП ФИО1 на основании ст. 74 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1956 (далее - Правила № 1956) и Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 515 (далее - Правила № 151).
Честный знак - национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).
Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.
В ходе наблюдения, поведенного за соблюдением обязательных требований в отношении ИП ФИО1, были выявлены неоднократные отклонения «Товары с незарегистрированными кодами» на июль 2023 года при реализации ответчиком товаров легкой промышленности. Всего зарегистрировано 11 отклонений.
Управлением Роспотребнадзора по РТ ответчику было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предусмотренных подпунктами «д», «е», «ж» пункта 2, пунктов 3, 54, 54.1 Правил № 1956, пунктов 2, 10 Правил № 515.
Возражение на предостережение от ответчика не поступало.
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на продажу товара без кода идентификации, что свидетельствует о нарушении Правил № 1956 и Правил № 515.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит признать противоправными действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Четный знак», а именно: действия по реализации товаров с незарегистрированным кодом идентификации в отношении неопределенного круга потребителей; обязать ответчика прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средства идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Четный знак», а именно: не допускать реализацию товара с незарегистрированным кодом идентификации; возложить на ответчика обязанность довести до сведения потребителей решение суда в 10-тидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда через средства массовой информации.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по РТ в судебное заседание не явился, извещен; в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей (абзац 1).
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда (абзац 2).
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) (абзац 3).
Согласно пунктам 1 и 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания.
Реализацию соответствующих полномочий Роспотребнадзор осуществляет исходя из содержания федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в целом определенного положениями статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 6 апреля 2004 года № 154 федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, право Управления Роспотребнадзора по РТ на предъявление иска в суд о прекращении противоправных действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей предусмотрено законом.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
На основании пунктов 5, 16 статьи 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 515, участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Пунктом 26 Правил № 515 предусмотрено, что участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.
Исходя из пункта 2 Правил № 515, «вывод товара из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;
«код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Согласно пунктам 54, 54.1 Правил № 1956, участники оборота товаров, являющиеся собственниками товара, вносят в информационную систему мониторинга сведения, содержащие в отношении каждой единицы товаров, товаров, полученных от физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при осуществлении комиссионной торговли несут ответственность за достоверность предоставляемых в информационную систему:
а) в случае если участник оборота товаров осуществляет регистрацию товаров в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, осуществляющего ввод товаров в оборот;
код идентификации товара, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора, или код идентификации транспортной упаковки;
б) в случае если участник оборота товаров осуществляет регистрацию товаров в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящих Правил:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, осуществляющего ввод товаров в оборот;
код идентификации товара, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора, или код идентификации транспортной упаковки;
регистрационные номер и дату декларации на товары для товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза (при наличии).
При необходимости ввода в оборот товаров, указанных в подпункте "д" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», находившихся во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении у участников оборота товаров по состоянию на 1 января 2021 года (остатков товаров), участники оборота товаров осуществляют регистрацию товаров в информационной системе мониторинга в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящих Правил и вносят в информационную систему мониторинга сведения, содержащие в отношении каждой единицы товаров (за исключением информации об остатках товаров, полученных от физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при осуществлении комиссионной торговли):
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, осуществляющего ввод товаров в оборот;
код идентификации товара, или код идентификации комплекта, или код идентификации набора, или код идентификации транспортной упаковки.
На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ИП ФИО1 является действующим индивидуальным предпринимателем.
В отношении ИП ФИО1 на основании статьи 74 Федерального закона от 31 июля 2020 года 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РТ в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru «Честный знак» было проведено мероприятие-наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами № 1956.
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных работ требований были выявлены 11 отклонений, а именно, ИП ФИО1 вывела из оборота товары с незарегистрированными кодами идентификации по адресу: ... ....
Выявленные нарушения зафиксированы в акте о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований от 6 декабря 2023 года № 32/121/н.
15 декабря 2023 года ИП ФИО1 было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований за № 35/32/6109-3, в котором предложено обеспечить маркировку товара кодом идентификации, зарегистрированным в информационной системе мониторинга товаров.
Ответчиком выявленные нарушения обязательных требований не были устранены.
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на продажу товара без кода идентификации, что свидетельствует о нарушениях Правил №1956, Правил №515, выразившихся в реализации немаркированного товара, что является нарушением действующего законодательства.
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», являются противоправными.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения абзацев 1 и 3 статьи 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в их взаимосвязи, исковые требования о признании действий ответчика противоправными, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей, нарушающих требования действующего законодательства в области защиты прав потребителей, обязании ответчика прекратить противоправные, ущемляющие интересы неопределенного круга потребителей подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Принимая во внимание указанные положения закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца в части возложения на ответчика обязанности в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей настоящее судебное постановление путем его размещения в средствах массовой информации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования города Казани в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) защиту интересов неопределенного круга потребителей к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров удовлетворить.
Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 370213044284), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Четный знак», а именно: действия по реализации товаров с незарегистрированным кодом идентификации в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 370213044284) прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Четный знак», а именно: не допускать реализацию товаров с незарегистрированными кодами идентификации.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 370213044284) в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 370213044284) в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись Ю.Н. Зубкова
Копия верна.
Судья Ю.Н. Зубкова
Мотивированное заочное решение изготовлено 25 июня 2024 года.