Гражданское дело №
УИД: 05RS0№-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«25» мая 2023 года <адрес>
Избербашский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего-судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием истца заместителя прокурора <адрес> Алибекова А.И.,
представителя ответчика директора ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» <адрес> Гусеновой П.И.,
представителя ответчика адвоката Наврузбекова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявителю заместителя прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданному в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц к ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» <адрес>, Министерству образования и науки РД, третьим лицам – МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД, ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.
Прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры РД с привлечением специалистов Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес>-филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД» и Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> и <адрес> РД проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №», расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проверки в деятельности ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закон от 29.12.2012 №-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует их п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ №-Ф3 в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона№-ФЗ).
Согласно пп. «а, б, в» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон №-Ф3) под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических, актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 Федерального закона №-Ф3).
С учетом Федерального закона №-Ф3, под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Федерального закона №-Ф3).
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона №-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства < просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно пп. «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.
Между тем, согласно информации начальника Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» не выполняются вышеуказанные требования законодательства об антитеррористической защищенности.
В частности, в ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; система видеонаблюдения не позволяет архивировать и хранить данные в течение одного месяца.
Указанные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми и не могут оставаться без соответствующего реагирования.
Также, в ходе проверки в ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №-Ф3) пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Между тем, согласно информации начальника ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» (далее - объект защиты) имеются нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 " (далее - "СП 1.13130.2020), а именно: объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 Федерального закона №-Ф3); на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре не представлен сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности (ст. 145 Федерального закона №-Ф3); на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая предел огнестойкости, класса пожарной опасности и показателей пожарной опасности, примененных строительных конструкций (декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений (п. 25 Правил); на объекте защиты не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год (п. 43 Правил); на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола и лестничного марша применяется материал с более высокими показателями пожарной опасности (краска) (п 4.3.2 СП 1.13130.2009, ст. 134 Федерального закона №-Ф3); двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки не предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей) (п. 5.2.3 СП 1.13130.2020 (ст. 145 Федерального закона №-Ф3).
Указанные нарушения требований федерального законодательства создают угрозу безопасности несовершеннолетних детей и работников данного учреждения, а также нарушают их права на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.
С учетом изложенного, просит суд признать незаконным бездействие ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности детского сада; признать бездействие Министерства образования и науки Республики Дагестан, являющегося учредителем дошкольного образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №»; обязать ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:
-обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), с архивированием и хранением данных в течение одного месяца;
- обеспечить объект защиты системой обеспечения пожарной безопасности;
- на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре обеспечить наличие сертификата подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности;
- на объекте защиты обеспечить наличие и хранение документации, подтверждающей предел огнестойкости, класса пожарной опасности и показателей пожарной опасности, примененных строительных конструкций (декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений);
- на объекте защиты определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год (п. 43 Правил);
- на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола и лестничного марша не применять материал с более высокими показателями пожарной опасности, (краска);
- двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки предусмотреть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI15; обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты - ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №».
Заместитель прокурора <адрес> Алибеков А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – директор ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» Гусенова П.И. (выписка из приказа №-К от 17.03.2022г.), а также ее представитель адвокат Наврузбеков М.А. в судебном заседании исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении, указывая на то, что все пункты, которые указаны в исковом заявлении, устранены. Единственное не устраненное – это двери эвакуационных выходов и согласно действующему законодательству, т.е. Своду правил, на которые ссылается пожарная инспекция детский сад и не обязан это устранять, так как здание построено в 70-х годах и замена подлежит только в тех случаях, когда производится реконструкция, капитальный ремонт и изменение самого объекта строительства. Поэтому они считают, что изложенные требования неправильные и это принципиальное отношение инспектора ОНД и ПР ФИО7 к директору данного учреждения составлением разных постановлений, выписыванием штрафов на нарушения, которые не существуют.
Представитель ответчика – Минобрнауки РД ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, а также письменный отзыв на исковое заявление, в обоснование которого указала следующее.
Прокурором <адрес> предъявлен иск к ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» и Министерству образования и науки Республики Дагестан об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории). В ответ на предъявленный иск, Министерство образования и науки Республики Дагестан (далее - Минобрнауки РД) сообщает, что принимает все необходимые меры по устранению выявленных прокуратурой <адрес>, и приведения состояния образовательных организаций в соответствии с требованиями антитеррористической защиты, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление 1006).
В соответствии с п. 5 Постановления № ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
По вопросу оборудования системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также о системе видеонаблюдения сообщаем следующее.
Объект ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» оборудован системой оповещения и управления эвакуацией - РОКОТ-2, а также имеет автономное устройство (ЭМ-12-электромегафон). Вместе с тем оснащен видеокамерами (16 шт.), видеорегистратором LTV (на 16 камер), жестким диском мощностью 3 Тб, который позволяет архивировать и сохранять данные в течение одного месяца.
Кроме того, проведена работа в системе обеспечения пожарной безопасности:
На технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, сертификаты подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности имеются;
На строительные конструкции (декоративно- отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений сертификаты соответствия имеются;
Приведен порядок по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов, а также составляется акт выполненных работ;
Приведен порядок на путях эвакуации для отделки пола и лестничного марша (краской Актерма НГ).
По вопросу необеспечения эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки, ведутся работы по устранению выявленных нарушений.
Во исполнение п. 3 протокола заседания Оперативного штаба по обеспечению устойчивости развития экономики Республики Дагестан с учетом внешних факторов от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденный Председателем Правительства Республики Дагестан Абдулмуслимовым A.M., Минобрнауки РД проведен мониторинг потребности в финансовом обеспечении антитеррористической защищенности объектов образования Республики Дагестан.
По информации представленной подведомственными Минобрнауки РД организациями, сумма необходимых финансовых средств на антитеррористические мероприятия составляет - 90,3 млн. руб. тыс. руб.
Учитывая изложенное Минобрнауки РД в адрес Председателя Правительства Республики Дагестан Абдулмуслимова A.M. и секретаря Совета Безопасности Республики Дагестан ФИО9 направлены письма (№ от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг.) с просьбой поручить Министерству финансов Республики Дагестан учесть при формировании проекта бюджета Республики Дагестан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов расчеты, на реализацию мероприятий по антитеррористической защищенности.
Все должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности, предупреждены о необходимости строгого соблюдения требований, установленных Постановлением №.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п.2 ч.2 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд оставить решение вопроса по удовлетворению исковых требований на усмотрение суда.
Третьи лица – МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД, ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД (по <адрес> и <адрес>), будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, не просили рассмотреть дело без их участия или отложить, в связи с чем, суд в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело без участия представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п.п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст.28 данного федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст.41 федерального закона).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в соответствии с Уставом ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» учредителем учреждения и собственником его имущества является <адрес>; функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются Минобрнауки РД. Согласно подп.3.3. Устава, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения, в установленном порядке осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания; осуществляет контроль за деятельностью учреждения.
Согласно подпункту "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с частями 3, 3.1 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.4 ст.3 ФЗ №).
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила о противопожарном режиме, которое утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В силу положений ст.37, ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, прокуратурой <адрес> во исполнение задания Прокуратуры РД проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и о пожарной безопасности в ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №».
В ходе проведенной совместно с представителями МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД и ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проверки в зданиях и помещениях ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 194 " (далее - "СП 1.13130.2020), в частности:
-в ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; система видеонаблюдения не позволяет архивировать и хранить данные в течение одного месяца;
- объект защиты не имеет систему обеспечения пожарной безопасности (ст. 5 Федерального закона №-Ф3);
- на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре не представлен сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности (ст. 145 Федерального закона №-Ф3);
- на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая предел огнестойкости, класса пожарной опасности и показателей пожарной опасности, примененных строительных конструкций (декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений (п. 25 Правил);
- на объекте защиты не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год (п. 43 Правил);
- на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола и лестничного марша применяется материал с более высокими показателями пожарной опасности (краска) (п 4.3.2 СП 1.13130.2009, ст. 134 Федерального закона №-Ф3);
- двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки не предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей) (п. 5.2.3 СП 1.13130.2020 (ст. 145 Федерального закона №-Ф3).
Из объяснений директора ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» Гусеновой П.И. в судебном заседании следует, что ею не отрицается наличие ряда нарушений в указанном учреждении, однако выявленные нарушения ею фактически устранены, в подтверждении чего представлены соответствующие документы.
Судом в целях установления обстоятельств, имеющих значение для всестороннего, правильного рассмотрения и разрешения дела, 11.05.2023г. в адрес ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД были запрошены сведения об устраненных учреждением нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической безопасности учреждения.
Из содержания ответа начальника МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД ФИО2 от 16.05.2023г. № следует, что в соответствии с судебным запросом была проведена проверка на предмет устранения выявленных нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности учреждения, в ходе которой выявлены следующие нарушения: 1. Согласно, пункта 25 «в» Постановления, оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); 2. Согласно, пункта 25 «г» Постановления, оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны). Кроме того, в части устранения ранее выявленных недостатков ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» проделана следующая работа: пункт 24 «д» Постановления, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не устранен (система оповещения имеется, однако уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями ниже допустимого шума и в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, не обеспечивается разборчивостью передаваемой речевой информации, т.е. не соответствует предъявляемым требованиям. На момент проверки система оповещения находилась в неисправном состоянии); пункт 30 Постановления, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течении одного месяца, исполнен в полном объеме.
Из справки, составленной инспектором ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> ФИО10 от 16.05.2023г. № на основании проведенного обследования на предмет устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении, следует, что руководитель организации не представил сертификат подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 145)- не устранен; на объекте защиты не хранятся документация, подтверждающий предел огнестойкости, класса пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций (декоративно-отделочных материалов для стен и покрытия полов путей эвакуации). (Постановление правительства РФ № п. 25)- не устранен; на объекте защиты руководитель организации не определил порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер (циклонов, фильтров, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты не реже 1 раза в год. (Постановление правительства РФ № п. 43)- устранен; на объекте защиты на путях эвакуации для отделки лестничного марша применяется материал с более высокими показателями пожарной опасности (краска) (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 6 ст. 134 (СП 1.13130.2009 п 4.3.2)- не устранен; двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки не предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 15 (не предоставлен сертификат подтверждения соответствии степени огнестойкости дверей) требованиям пожарной безопасности СП 1.13130.2020 п. 5.2.3, (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 145 )- не устранен; на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола применяется материал высокой пожарной опасностью (краска) (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 134 (СП 1.13130.2009 п 4.3.2)- не устранен.
Каких-либо иных доказательств, опровергающих эти сведения либо свидетельствующих о полном устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности учреждения после проведенных проверок по запросам суда, на день рассмотрения дела материалы дела не содержат и ответчиком в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представлены.
Таким образом, поскольку как указано выше, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий является обязанностью не только образовательных учреждений, но и учредителя и собственника имущества Учреждения, при этом действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению пожарной безопасности с наличием финансовых возможностей, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РД Алибекова А.И., поданное в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц к ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» <адрес>, Министерству образования и науки РД, третьим лицам – МОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РД, ОНД и ПР № УНД и ПР ГУ МЧС России по РД об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №», выразившееся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности детского сада.
Признать бездействие Министерства образования и науки Республики Дагестан, являющегося учредителем дошкольного образовательного учреждения, выразившееся в необеспечении достаточного финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №».
Обязать ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №» устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности, а именно:
- на технические средства систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре обеспечить наличие сертификата подтверждения соответствии требованиям пожарной безопасности;
- на объекте защиты обеспечить наличие и хранение документации, подтверждающей предел огнестойкости, класса пожарной опасности и показателей пожарной опасности, примененных строительных конструкций (декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений);
- на объекте защиты на путях эвакуации для отделки пола и лестничного марша не применять материал с более высокими показателями пожарной опасности, (краска);
- двери эвакуационных выходов из групповых ячеек в поэтажные коридоры и на лестничные клетки предусмотреть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI15.
Обязать Министерство образования и науки Республики Дагестан профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности на объекте защиты - ГБДОУ РД «Республиканский детский сад №».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном суде РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья М.М. Ахмедханов
мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ