Судья - Полянский О.А. Дело № 33-8330/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 июня 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей: Станковой Е.А., Гулян Р.Ф.,
при секретаре Объедковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тогущакова Валерия Петровича к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании справки недействительной, признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 ноября 2018 г., которым, с учетом дополнительного решения того же суда от 27 марта 2019 г., постановлено:
исковые требования Тогущакова Валерия Петровича к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании права и возложении обязанностей – удовлетворить частично;
признать несоответствующей закону выданную комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда 5 июня 2018 г. справку № <...> об отсутствии оснований для признания Тогущакова Валерия Петровича нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной найма;
признать Тогущакова Валерия Петровича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
в остальной части требований Тогущакова Валерия Петровича к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о возложении обязанностей – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав представителя ответчиков – Плаксунову К.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца – Рвачеву Л.И., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Тогущаков В.П. обратился в суд с иском к администрации Волгограда о признании справки недействительной, признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав, что является инвалидом <.......> группы, относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 2002 г. истец зарегистрирован в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 125,2 кв.м., собственником которого не является. В собственности иного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
5 мая 2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно справки, выданной комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда от 5 июня 2018 г., у Тогущакова В.П. отсутствуют основания для признания нуждающимся в жилых помещениях, со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 31,3 кв.м., что более установленной учетной нормы. Однако ответчик, по мнению истца, необоснованно не принял во внимание, что Тогущаков В.П. не является членом семьи собственника указанного жилого дома.
Определением суда первой инстанции от 3 октября 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Тогущаков В.П. просил суд признать несоответствующей закону выданную комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда от 5 июня 2018г. № <...> справку об отсутствии оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признать его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда, администрацию Волгограда в течение 20 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о постановке Тогущакова В.П. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом постановлено указанные выше решение и дополнительное решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав явившихся участников, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Тогущаков В.П. с 2002 г. зарегистрирован постоянно по адресу: <адрес>, и относится к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В собственности истец жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является.
5 мая 2018 г. истец обратился в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, согласно установленных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Справкой № <...> от 5 июня 2018 г. комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда уведомил Тогущакова В.П. об отсутствии оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, со ссылкой на то обстоятельство, что исходя изразмера учетной нормы жилого помещения - 12 кв.м, истецявляется обеспеченным жилым помещениеми не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Тогущаков В.П. в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем его бывшей супруге, Т.., не проживает, самостоятельного права пользования этим помещением не приобрел, не является членом семьи собственника жилого помещения, и пришел к выводу, что Тогущаков В.П. нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с чем, признал несоответствующей закону выданную комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда 5 июня 2018 г. справку № <...> об отсутствии оснований для признания Тогущакова В.П. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной найма, а истца нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда, администрации Волгограда в течение 20 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть вопрос о постановке Тогущакова В.П. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что истец в установленном законом порядке к ответчику с таким заявлением не обращался. Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции, поэтому подлежит оставлению без изменения.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020. В рамках указанной федеральной целевой программы утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Задачами подпрограммы является предоставление социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильём которых за счёт средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020, пунктом 5 которых предусмотрено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, в том числе, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц, вставших на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С учетом установленных обстоятельств по делу, руководствуясь приведенными положениями норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Тогущаков В.П. относится к категории граждан, которые, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки на учет, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
При этом суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие оснований для признания Тогущакова В.П. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В подпункте «б» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака) могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные выше нормы материального права и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции были учтены.
Материалами гражданского дела подтверждён факт нуждаемости Тогущакова В.П. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку иного жилья в собственности или пользовании на условиях социального найма он не имеет. Удовлетворяя исковые требования, суд установил, что истец в спорном домовладении, принадлежащим на праве собственности бывшей супруге, Т. не проживает, не является членом семьи собственника жилого помещения, зарегистрировался в нем только с целью получения льгот.
Наличие между собственником домовладения и истцом соглашения о предоставлении жилого помещения на иных основаниях судом не установлено и материалами дела не подтверждено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что дав оценку нуждаемости истца, суд тем самым подменил собой функции и полномочия уполномоченного органа, осуществляющего постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не влекут отмену решения суда, поскольку рассмотрение обращения истца о наличии (отсутствии) оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях осуществлялось комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда в рамках предоставления муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», в соответствии с утвержденным постановлением администрации Волгограда № <...> от 5 декабря 2017 г. административным регламентом. Признание незаконной выданной ответчиком справки по результатам такого обращения, при установленных судом обстоятельствах нуждаемости истца в жилых помещениях, не является безусловным основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не освобождает последнего от прохождения установленной административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», утвержденным постановлением администрации Волгограда № <...> от 19 января 2018 г., процедуры обращения в уполномоченный орган с заявлением в установленном порядке с приложением необходимых документов.
Поскольку, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тогущаков В.П. с таким заявлением к ответчику не обращался и последним в установленном порядке вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не разрешался, в удовлетворении исковых требований в данной части судом отказано.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 ноября 2018г. и дополнительное решение от 27 марта 2019 г. по гражданскому делу по иску Тогущакова Валерия Петровича к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании справки недействительной, признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: