Дело № 2а-788/2022 (УИД № 69RS0040-02-2022-001250-19)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Лаврухиной О.Ю.,
при помощнике судьи Хвастуновой О.С.,
с участием:
представителя административного ответчика администрации города Твери по доверенности – Репиной О.Ю.,
представителя заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности – Воробьевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Константинова А.А. к администрации города Твери о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
Константинов А.А. обратился в суд с административным иском к администрации города Твери, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, выраженном в письме от 14 июля 2021 года № 01/3886-и; обязать администрацию города Твери заключить договор купли продажи земельного участка без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: бытовое строение с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м; здание компрессорно-холодильной установки, общей площадью <данные изъяты>.м; пристройка к зданию компрессорно-холодильной установки, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, месторасположение: <адрес>, с разрешенным использованием для объектов общественно-делового значения. Данный участок находится в муниципальной собственности.
17 июня 2021 года истец обратился в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Ответчик отказал в предоставлении участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в связи с тем, что согласно Генерального плана города Твери, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах магистральной улицы районного значения.
По информации о функциональных зонах Генерального плана города Твери, которая находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Администрации города Твери, невозможно определить размещение планируемой магистральной улицы районного значения по отношению к земельному участку с кадастровым номером №
Истец обратился в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области с обращением о предоставлении информации: действительно ли земельный участок расположен в границах проектируемой магистральной улицы районного значения; возможно ли внести изменения в Генеральный план города Твери.
Также запросил картографический материал с указанием границ земельного участка.
В ответ на обращение Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области проинформировало, что основания для внесения изменений в Генеральный план города Твери отсутствуют. Иную запрашиваемую информацию, а также картографический материал с указанием границ земельного участка не предоставило.
На испрашиваемом земельном участке не находятся какие-либо объекты общего пользования, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники; земельный участок из оборота не изъят, в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации или земель лесного фонда, под объектами гидротехнических сооружений, в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, не расположен; для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, для производства ядовитых веществ, наркотических средств не предоставлен; не загрязнен опасными отходами, радиоактивными веществами.
Истцу не предоставлены документы, подтверждающие прохождение магистральной улицы районного значения по испрашиваемому земельному участку.
Определением Центрального районного суда города Твери от 25 апреля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Тверской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Твери по доверенности Репина О.Ю. и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности Воробьева Ю.А., возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (том 1 л.д. 114-120).
В судебное заседание административный истец Константинов А.А. и представители заинтересованных лиц – Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области и Правительство Тверской области не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что Константинову А.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
– здание нежилое: холодильная установка, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 151-153),
- здание нежилое: здание компрессорно-холодильной установки, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 154-156),
- здание нежилое: бытовое строение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 165-167).
Данные объекты недвижимого имущества расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешённого использования – под административные, складские помещения и подъездные пути. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 157-164).
17 июня 2021 года административный истец Константинов А.А. обратился в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов для объектов общественно-делового значения (л.д. 22).
Письмом от 14 июля 2021 года № 01/3886-и Администрацией города Твери административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании подпунктов 6, 17, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном отказе указано, что в соответствии с Генеральным планом города Твери земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах магистральной улицы районного значения. Земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса.
Статьёй 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (часть 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок рассмотрения заявлений урегулирован статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пунктам 6, 17, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, или указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; или предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В силу пункта 7 части 5 статьи 27.5 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Требования к содержанию генерального плана установлены в статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой генеральный план должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (пункт 2 части 3). На данной карте отображаются, в том числе, планируемые к размещению автомобильные дороги местного значения (подпункт «б» пункта 1 части 5).
В соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 (393), земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах магистральной улицы районного значения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что, отказывая административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктами 6, 17, 19 статьи 39.16 Земельного кодека Российской Федерации, администрация города Твери не нарушила нормы действующего законодательства, поскольку предоставление указанного земельного участка не представляется возможным.
Кроме того, суд также учитывает то обстоятельство, что решение Администрации города Твери вынесено 14 июля 2021 года. С требованием об оспаривании данного решения административный истец обратился лишь 16 февраля 2022 года, то есть с существенным пропуском срока, установленного административным процессуальным законодательством, ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом заявлено не было.
Доводы административного искового заявления сводятся к изложению правовой позиции административного истца и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут быть приняты судом во внимание.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные Константиновым А.А. требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Константинова А.А. к администрации города Твери о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июня 2022 года.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина
Дело № 2а-788/2022 (УИД № 69RS0040-02-2022-001250-19)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Лаврухиной О.Ю.,
при помощнике судьи Хвастуновой О.С.,
с участием:
представителя административного ответчика администрации города Твери по доверенности – Репиной О.Ю.,
представителя заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности – Воробьевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Константинова А.А. к администрации города Твери о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
у с т а н о в и л:
Константинов А.А. обратился в суд с административным иском к администрации города Твери, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, выраженном в письме от 14 июля 2021 года № 01/3886-и; обязать администрацию города Твери заключить договор купли продажи земельного участка без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: бытовое строение с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м; здание компрессорно-холодильной установки, общей площадью <данные изъяты>.м; пристройка к зданию компрессорно-холодильной установки, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, месторасположение: <адрес>, с разрешенным использованием для объектов общественно-делового значения. Данный участок находится в муниципальной собственности.
17 июня 2021 года истец обратился в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Ответчик отказал в предоставлении участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в связи с тем, что согласно Генерального плана города Твери, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах магистральной улицы районного значения.
По информации о функциональных зонах Генерального плана города Твери, которая находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Администрации города Твери, невозможно определить размещение планируемой магистральной улицы районного значения по отношению к земельному участку с кадастровым номером №
Истец обратился в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области с обращением о предоставлении информации: действительно ли земельный участок расположен в границах проектируемой магистральной улицы районного значения; возможно ли внести изменения в Генеральный план города Твери.
Также запросил картографический материал с указанием границ земельного участка.
В ответ на обращение Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области проинформировало, что основания для внесения изменений в Генеральный план города Твери отсутствуют. Иную запрашиваемую информацию, а также картографический материал с указанием границ земельного участка не предоставило.
На испрашиваемом земельном участке не находятся какие-либо объекты общего пользования, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники; земельный участок из оборота не изъят, в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации или земель лесного фонда, под объектами гидротехнических сооружений, в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, не расположен; для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, для производства ядовитых веществ, наркотических средств не предоставлен; не загрязнен опасными отходами, радиоактивными веществами.
Истцу не предоставлены документы, подтверждающие прохождение магистральной улицы районного значения по испрашиваемому земельному участку.
Определением Центрального районного суда города Твери от 25 апреля 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Тверской области.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Твери по доверенности Репина О.Ю. и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности Воробьева Ю.А., возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (том 1 л.д. 114-120).
В судебное заседание административный истец Константинов А.А. и представители заинтересованных лиц – Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области и Правительство Тверской области не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что Константинову А.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
– здание нежилое: холодильная установка, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 151-153),
- здание нежилое: здание компрессорно-холодильной установки, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 154-156),
- здание нежилое: бытовое строение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 165-167).
Данные объекты недвижимого имущества расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешённого использования – под административные, складские помещения и подъездные пути. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 157-164).
17 июня 2021 года административный истец Константинов А.А. обратился в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов для объектов общественно-делового значения (л.д. 22).
Письмом от 14 июля 2021 года № 01/3886-и Администрацией города Твери административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании подпунктов 6, 17, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном отказе указано, что в соответствии с Генеральным планом города Твери земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах магистральной улицы районного значения. Земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 настоящего Кодекса.
Статьёй 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (часть 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок рассмотрения заявлений урегулирован статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пунктам 6, 17, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка, или указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; или предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В силу пункта 7 части 5 статьи 27.5 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.
Требования к содержанию генерального плана установлены в статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой генеральный план должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (пункт 2 части 3). На данной карте отображаются, в том числе, планируемые к размещению автомобильные дороги местного значения (подпункт «б» пункта 1 части 5).
В соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 (393), земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах магистральной улицы районного значения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что, отказывая административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктами 6, 17, 19 статьи 39.16 Земельного кодека Российской Федерации, администрация города Твери не нарушила нормы действующего законодательства, поскольку предоставление указанного земельного участка не представляется возможным.
Кроме того, суд также учитывает то обстоятельство, что решение Администрации города Твери вынесено 14 июля 2021 года. С требованием об оспаривании данного решения административный истец обратился лишь 16 февраля 2022 года, то есть с существенным пропуском срока, установленного административным процессуальным законодательством, ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом заявлено не было.
Доводы административного искового заявления сводятся к изложению правовой позиции административного истца и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, а потому не могут быть приняты судом во внимание.
Установив указанные обстоятельства, проанализировав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные Константиновым А.А. требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Константинова А.А. к администрации города Твери о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина
Решение в окончательной форме изготовлено 02 июня 2022 года.
Председательствующий О.Ю. Лаврухина