Решение по делу № 33-12427/2023 от 30.03.2023

Судья: Румянцева М.А.                                                      Дело № 33-12427/2023

Уникальный идентификатор дела

50RS0008-01-2022-001427-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Гулиной Е.М.,

судей Петруниной М.В., Рыбкина М.И.,

при помощнике судьи Арышевой А.К.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2023 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Дубненского городского суда Московской области от 19 января 2023 года по гражданскому делу № 2-21/2023 по иску Прокурора г. Дубны Московской области, действующего в защиту социальных прав ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки,

    заслушав доклад судьи Петруниной М.В., заключение помощника прокурора, объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Дубны Московской области обратился в суд (с учетом уточнений) в интересах ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами) с 16.08.2022, то есть с даты подачи заявления, бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, обязании Министерства социального развития Московской области назначить и предоставить ФИО Г.И. ежемесячную денежную компенсацию как неработающему одиноко проживающему пенсионеру, достигшему возраста 65 лет и старше, в соответствии с ч. 1.6 ст.14 Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», начиная с августа 2022 года.

В обоснование требований указал, что 16.08.2022 ФИО обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о восстановлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы». 24.08.2022 Дубненским УСЗН МО ФИО дан ответ об отсутствии у заявителя права на получение мер социальной поддержки по данным категориям, в связи с отсутствием места жительства в Московской области.

Решением Дубненского городского суда Московской области от 19 января 2023 года исковые требования Прокурора г. Дубны Московской области в интересах социальных прав ФИО удовлетворены.

За ФИО, <данные изъяты> года рождения, признано право на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», предусмотренных Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».

На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность предоставить ФИО меры социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС – семьи умерших (погибших) инвалидов-участников, больных лучевой болезнью вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в связи с радиационными авариями на других атомных объектах - вдова, не вступившая в повторный брак, предусмотренные Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами) с 16.08.2022, то есть с даты подачи заявления, бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области.

На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить и предоставить ФИО ежемесячную денежную компенсацию как неработающему одиноко проживающему пенсионеру, достигшему возраста 65 лет и старше, в соответствии с ч. 1.6 ст.14 Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», начиная с августа 2022 года.

    Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, учитывая его надлежащее извещение и отсутствие сведений о наличии уважительных причин не явки в судебное заседание.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

Согласно ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").

В Московской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Московской области, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", где указано, что действие этого закона распространяется на имеющих место жительства на территории Московской области граждан Российской Федерации - ветеранов труда.

Ветеранами труда в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ являются лица, лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяются субъектами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242- I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Таким образом, из взаимной связи положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства является лишь одним из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности" к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки.

Согласно п. п. 1, 25 абз.7 ст. 1 Закона № 36/2006-03 настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся в том числе ветераны труда - лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", члены семьи погибших (умерших) инвалидов вследствие воздействия радиации и участников ликвидации последствий воздействия радиации.

В соответствии с абз. 1 ст. 1.1 Закона № 36/2006-03, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 16.08.2022 ФИО обратилась с заявлением о восстановлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы».

По результатам рассмотрения указанного заявления 24.08.2022 Дубненским УСЗН МО ФИО дан ответ об отсутствии у заявителя права на получение мер социальной поддержки по данным категориям в связи с отсутствием места жительства в Московской области.

Получение статуса «Ветеран труда» подтверждается выданным ФИО удостоверением серия В №2881611 от 26.09.2006.

Также, ФИО является членом семьи (женой) умершего ФИО, которому 18.09.2001 посмертно выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Данное удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.

Также судом первой инстанции установлено, что ФИО является гражданкой Российский Федерации, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, где фактически проживает в квартире внука с 16.03.2022.

В период с 29.09.1987 по 16.03.2022 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, что в совокупности свидетельствует о факте постоянного проживания истца в <данные изъяты> по настоящее время.

С 2009 году истец состояла на учете в Дубненском УСЗН, а с 2019 года в Окружном управлении социального развития № 24 и получала меры социальной поддержки как вдова ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС и «Ветеран труда» до апреля 2022 года, что следует из справки ответчика и копий решений ответчика об установлении мер социальной поддержки от 16.04.2009 и от 08.09.2016.

Регистрация по месту жительства ФИО в каком-либо ином субъекте Российской Федерации отсутствует.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования о признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки, начиная с августа 2022 года по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС – член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», суд исходил из того, что ФИО имеет статус «Ветеран труда» и «ЧАЭС – член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», фактически проживает на территории <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Московской области, при этом отсутствие регистрации по месту жительства в Московской области не может служить основанием ограничения ее прав, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" на получение предусмотренных данными законами мер социальной поддержки.

Судебная коллегия считает данные выводы суда основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, а также соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для рассмотрения заявления от 16.08.2022 и принятия решения по существу, так как отсутствие необходимых документов, обосновывающих право истца на получение мер социальной поддержки, представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; некорректное заполнение обязательных полей в заявлении является безусловным основанием к отказу в ее предоставлении, судебная коллегия считает несостоятельным и отклоняет его, поскольку в материалы дела представлено удостоверение серии В № 2881611 на имя ФИО, свидетельствующее о том, что она имеет статус «Ветеран труда», также в материалах дела имеется удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году выданного посмертно ФИО 18 сентября 2001 года, таким образом, у истца имелись основания для получения мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», предусмотренные Законом Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».

Кроме того, на основании свидетельства № 500-027/04Б/22/0007129 ФИО, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, таким образом, постоянное проживание истца на территории Московской области подтверждается представленными в материалы дела достаточными доказательствами, в связи с чем вывод суда первой инстанции о нарушении прав истца выраженного в отказе Министерства социального развития Московской области в предоставлении мер социальной поддержки является верным.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Дубненского городского суда Московской области от 19 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>

33-12427/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Дубны Московской области
Крушанова Галина Ивановна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Петрунина М.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
10.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Передано в экспедицию
10.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее