Судья: Румянцева М.А. Дело № 33-12427/2023
Уникальный идентификатор дела
50RS0008-01-2022-001427-60
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Гулиной Е.М.,
судей Петруниной М.В., Рыбкина М.И.,
при помощнике судьи Арышевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2023 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Дубненского городского суда Московской области от 19 января 2023 года по гражданскому делу № 2-21/2023 по иску Прокурора г. Дубны Московской области, действующего в защиту социальных прав ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Петруниной М.В., заключение помощника прокурора, объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Дубны Московской области обратился в суд (с учетом уточнений) в интересах ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», обязании предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами) с 16.08.2022, то есть с даты подачи заявления, бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, обязании Министерства социального развития Московской области назначить и предоставить ФИО Г.И. ежемесячную денежную компенсацию как неработающему одиноко проживающему пенсионеру, достигшему возраста 65 лет и старше, в соответствии с ч. 1.6 ст.14 Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», начиная с августа 2022 года.
В обоснование требований указал, что 16.08.2022 ФИО обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о восстановлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы». 24.08.2022 Дубненским УСЗН МО ФИО дан ответ об отсутствии у заявителя права на получение мер социальной поддержки по данным категориям, в связи с отсутствием места жительства в Московской области.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 19 января 2023 года исковые требования Прокурора г. Дубны Московской области в интересах социальных прав ФИО удовлетворены.
За ФИО, <данные изъяты> года рождения, признано право на предоставление мер социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», предусмотренных Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность предоставить ФИО меры социальной поддержки по категориям «Ветеран труда» и «ЧАЭС – семьи умерших (погибших) инвалидов-участников, больных лучевой болезнью вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и в связи с радиационными авариями на других атомных объектах - вдова, не вступившая в повторный брак, предусмотренные Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами) с 16.08.2022, то есть с даты подачи заявления, бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области.
На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить и предоставить ФИО ежемесячную денежную компенсацию как неработающему одиноко проживающему пенсионеру, достигшему возраста 65 лет и старше, в соответствии с ч. 1.6 ст.14 Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», начиная с августа 2022 года.
Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца, учитывая его надлежащее извещение и отсутствие сведений о наличии уважительных причин не явки в судебное заседание.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
В Московской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Московской области, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", где указано, что действие этого закона распространяется на имеющих место жительства на территории Московской области граждан Российской Федерации - ветеранов труда.
Ветеранами труда в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ являются лица, лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяются субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242- I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Таким образом, из взаимной связи положений части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статей 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства является лишь одним из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности" к мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки.
Согласно п. п. 1, 25 абз.7 ст. 1 Закона № 36/2006-03 настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся в том числе ветераны труда - лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", члены семьи погибших (умерших) инвалидов вследствие воздействия радиации и участников ликвидации последствий воздействия радиации.
В соответствии с абз. 1 ст. 1.1 Закона № 36/2006-03, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 16.08.2022 ФИО обратилась с заявлением о восстановлении мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы».
По результатам рассмотрения указанного заявления 24.08.2022 Дубненским УСЗН МО ФИО дан ответ об отсутствии у заявителя права на получение мер социальной поддержки по данным категориям в связи с отсутствием места жительства в Московской области.
Получение статуса «Ветеран труда» подтверждается выданным ФИО удостоверением серия В №2881611 от 26.09.2006.
Также, ФИО является членом семьи (женой) умершего ФИО, которому 18.09.2001 посмертно выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Данное удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.
Также судом первой инстанции установлено, что ФИО является гражданкой Российский Федерации, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, где фактически проживает в квартире внука с 16.03.2022.
В период с 29.09.1987 по 16.03.2022 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, что в совокупности свидетельствует о факте постоянного проживания истца в <данные изъяты> по настоящее время.
С 2009 году истец состояла на учете в Дубненском УСЗН, а с 2019 года в Окружном управлении социального развития № 24 и получала меры социальной поддержки как вдова ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС и «Ветеран труда» до апреля 2022 года, что следует из справки ответчика и копий решений ответчика об установлении мер социальной поддержки от 16.04.2009 и от 08.09.2016.
Регистрация по месту жительства ФИО в каком-либо ином субъекте Российской Федерации отсутствует.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования о признании права на предоставление мер социальной поддержки, обязании предоставить меры социальной поддержки, начиная с августа 2022 года по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС – член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», суд исходил из того, что ФИО имеет статус «Ветеран труда» и «ЧАЭС – член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», фактически проживает на территории <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Московской области, при этом отсутствие регистрации по месту жительства в Московской области не может служить основанием ограничения ее прав, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" и Законом Московской области от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" на получение предусмотренных данными законами мер социальной поддержки.
Судебная коллегия считает данные выводы суда основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, а также соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для рассмотрения заявления от 16.08.2022 и принятия решения по существу, так как отсутствие необходимых документов, обосновывающих право истца на получение мер социальной поддержки, представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; некорректное заполнение обязательных полей в заявлении является безусловным основанием к отказу в ее предоставлении, судебная коллегия считает несостоятельным и отклоняет его, поскольку в материалы дела представлено удостоверение серии В № 2881611 на имя ФИО, свидетельствующее о том, что она имеет статус «Ветеран труда», также в материалах дела имеется удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году выданного посмертно ФИО 18 сентября 2001 года, таким образом, у истца имелись основания для получения мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда» и «ЧАЭС - член семьи, потерявший кормильца из числа ликвидаторов последствий катастрофы», предусмотренные Законом Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
Кроме того, на основании свидетельства № 500-027/04Б/22/0007129 ФИО, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, таким образом, постоянное проживание истца на территории Московской области подтверждается представленными в материалы дела достаточными доказательствами, в связи с чем вывод суда первой инстанции о нарушении прав истца выраженного в отказе Министерства социального развития Московской области в предоставлении мер социальной поддержки является верным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубненского городского суда Московской области от 19 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>