Решение по делу № 2а-5880/2021 от 10.09.2021

Дело № 2а-5880/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2021 года                                            г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Михайловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю к Просекову Сергею Александровичу о взыскании пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Камчатскому краю (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к Просекову С.А. о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 10 985,62 руб. за периоды с 2012 по 2017 годы. В обоснование иска указано на то, что при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Управление установило факт неуплаты Просековым С.А. в бюджет пени по транспортному налогу. Налогоплательщику исчислен транспортный налог и направлены налоговые уведомления. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов Управлением выставлено требование от 10 июля 2019 года №46857об уплате пени по транспортному налогу в сумме 11 840,03 руб. Поскольку требование об уплате пени по транспортному налогу Просековым С.А также не исполнено, Управление обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. По результатам рассмотрения указанного заявления мировой судья судебного участка №5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 15 февраля 2021 года вынес судебный приказ о взыскании с Просекова С.А. пени по транспортному налогу. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями относительно исполнения судебного приказа, 10 марта 2021 года мировым судьей судебного участка №3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края вынесено определение об отмене судебного приказа. Обязанность по уплате пени по транспортному налогу Просековым С.А. не исполнена, Управление просит суд взыскать с административного ответчика образовавшуюся задолженность.

Административный истец УФНС России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. До рассмотрения дела по существу направил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа №3137 от 04.03.2020. В обоснование указано на сложную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространением новой короновирусной инфекции в 2020 году, введение ограничительных мер на территории Камчатского края, направленных на недопущение распространения заболевания. Распоряжением губернатора Камчатского края от 12.03.2020 №267-Р на территории Камчатского края введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Губернатора Камчатского края от 10.04.2020 №50 «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края» установлен режим самоизоляции и введен ряд ограничительных мер, в том числе в деятельности государственных органов и иных организаций, в целях обеспечения защиты населения и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.

Административный ответчик Просеков С.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела №2а-5395/2021, суд приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пунктам 2 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому (после реорганизации – Управление) сформированы налоговые уведомления № 111907834 об уплате за 2015 год транспортного налога в размере 16 491 руб., в срок до 01.12.2016; № 84414021 об уплате за 2016 год транспортного налога в размере 36 020 руб., в срок до 13.04.2018; № 6967275 об уплате за 2017 год транспортного налога в размере 22 169 руб., в срок до 03.12.2018.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок административному ответчику направлено требование № 46857 от 10 июля 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в сумме 11 840,03 руб.

На основании части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (редакция, действовавшая на день обращения с заявлением о вынесении судебного приказа).

Как следует из материалов дела, обращаясь 09 февраля 2021 года с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговый орган ссылался на неисполнение Просековым С.А. в добровольном порядке, требования № 46857 от 10 июля 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в сумме 11 840,03 руб., которым установлен срок для добровольной оплаты до 01 ноября 2019 года.

На момент направления требования от 10 июля 2019 года общая сумма задолженности Просекова С.А. по налогам и пени превысила 3 000 руб.

С учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа следует исчислять с даты истечения срока уплаты по требованию от 10 июля 2019 года № 46857, а именно с 01 ноября 2019 года.

Таким образом, Управление должно было обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до 01 мая 2020 года. Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа №3137 Управление обратилось к мировому судье 09 февраля 2021 года.

С учетом изложенного, срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа №3137, Управлением пропущен.

Управлением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, мотивированное введением ограничительных мероприятий на территории Камчатского края в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Как разъяснено в ответе на вопрос 4 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года) сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.

Однако сам по себе факт наличия введенных ограничений в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции еще не свидетельствует о наличии оснований для восстановления сроков по настоящему делу. Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременное обращение в суд.

Постановлением губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года № 50 «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края» (утратило силу с 3 июля 2021 года) на территории Камчатского края были введены ограничительные мероприятия (обязательный масочный режим, соблюдение дистанции до других граждан), на граждан и организаций возложены обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, ограничена деятельность некоторых организаций.

В связи с режимом повышенной готовности, введенным в Камчатском крае в условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, подача исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа осуществлялась посредством почтовой корреспонденции, что следует из информации, размещенной на сайтах мировых судей Петропавловск-Камчатского судебного района.

Деятельность организаций связи Постановлением Губернатора Камчатского края от 10 апреля 2020 года № 50 не была запрещена, либо ограничена. Наличие данного постановления само по себе не означает, что в связи с введенными ограничениями на территории Камчатского края изменился режим работы отделений связи, установлены ограничения на прием почтовой корреспонденции.

Федеральная налоговая служба России является уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе, по взысканию налогов и сборов в принудительном порядке, в связи с чем государственный орган обязан обеспечить функционирование органа власти в период введения на территории Камчатского края ограничительных мероприятий исходя из сложившейся обстановки.

Доказательств массового заболевания сотрудников налогового органа в период со дня истечения срока исполнения Просековым С.А. требований об уплате обязательных платежей и санкций до 07 мая 2020 года, которое бы препятствовало функционированию государственного органа, суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что указанные налоговым органом причины пропуска срока не могут быть признаны уважительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Управлением каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления о вынесении судебного приказа в установленный законом срок, не приведено.

При таких данных право Управления на взыскание с Просекова С.А. пени по транспортному налогу следует признать утраченным в связи с пропуском установленного законом срока принудительного взыскания.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю к Просекову Сергею Александровичу о взыскании пени по транспортному налогу в сумме 10 985,62 руб., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                                                           Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение составлено 15 ноября 2021 года

УИД 41RS0001-01-2021-009804-50

2а-5880/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю
Ответчики
Просеков Сергей Александрович
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Степанова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее