Дело № 2а-1057/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Шексна 04 декабря 2018 года.
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе
судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Гарабаджи С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михеева А.В. к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области о признании незаконным уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,
установил:
Михеев А.В. обратился в суд с административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Шекснинского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенном по адресу: <адрес> Данный земельный участок принадлежит ему на праве собственности на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Шекснинского муниципального района выдала уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором ссылается на то, что земельный участок находиться в санитарно-защитной зоне и имеется обременение – водоохранная зона <данные изъяты>. Расстояние до <данные изъяты> от земельного участка составляет более 500 м, в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо ограничений или обременения права собственности на земельный участок не зарегистрировано. Считает, что отказ в выдаче уведомления о планируемом строительстве садового дома на земельном участке нарушают его права, свободы и законные интересы, в том числе право пользоваться как собственнику данным земельным участком по назначению. Просит признать незаконным уведомление администрации Шекснинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязать выдать в установленный срок уведомление о планируемом строительстве садового дома на земельном участке с кадастровым номером №
В судебном заседании административный истец Михеев А.В. и его представитель Корнетов Е.Е. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика по доверенности администрации Шекснинского муниципального района Шаркевич А.С. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации сельского поселения Нифантовское Шекснинского района в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не прибыл, директор филиала Каплевская С.З. направила отзыв, в котором просила о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Представитель ООО «Шекснинская Птицефабрика» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель отдела водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печерского БВУ в судебное заседание не прибыл, заместитель руководителя Батаков А.П. направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Представитель СОТ «Волна-II» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Суд, заслушав административного истца, его представителя и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпункт 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в следующих случаях: при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе утверждёние генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Согласно Закону Вологодской области от 06.12.2004 № 1130-ОЗ «Об установлении границ Шекснинского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» сельское поселение Нифантовское входит в состав Шекснинского муниципального района.
Согласно положениям пункта 13 статьи 6 Устава Шекснинского муниципального района направление уведомлений о планируемом строительстве на территории сельских поселений относиться к полномочиям органов местного самоуправления района. На территории Шекснинского муниципального района уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство является отдел архитектуры и градостроительства Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта, архитектуры и градостроительства администрации Шекснинского муниципального района.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование – для коллективного садоводства, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Михееву А.В. на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в государственном реестре ДД.ММ.ГГГГ за №.
ДД.ММ.ГГГГ Михеев А.В. обратился в администрацию Шекснинского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве садового дома на указанном земельном участке.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение Михееву А.В. выдано уведомление № о недопустимости размещения садового дома на земельном участке, подписанное руководителем администрации Шекснинского муниципального района. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером № полностью находиться в санитарно-защитной зоне производственного объекта: птицефабрика, расположенного по адресу: <адрес> и в водоохранной зоне <данные изъяты>.
Таким образом, принятие оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство относиться к компетенции администрации Шекснинского муниципального района.
Законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон (статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно кадастровой выписке на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ участок с кадастровым номером № находиться в водоохраной зоне. Однако суд полагает обременение в виде водоохраной зоны не соответствует действительности, так как согласно сведений, представленных отделом водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печерского БВУ река <данные изъяты> в районе земельного участка с кадастровым номером № находиться в подпоре от Шекснинского водохранилища и является его частью. В соответствии с частью 6 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, ширина водоохраной зоны Шекснинского водохранилища составляет 200 м. В соответствии с публичной кадастровой картой Вологодской области, расстояние от границы земельного участка до водохранилища составляет 435 м.
Таким образом, установленное обременение не соответствует нормам действующего законодательства, так как данный земельный участок не находиться в пределах водоохраной зоны Шекснинского водохранилища и поэтому не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно пункта 4 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а так же могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из Правил землепользования и застройки Нифантовского сельского поселения Шекснинского муниципального района Вологодской области на территории санитарно-защитных зон не допускается размещение, в том числе объектов для проживания людей, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Согласно Проекту обоснования размера санитарно-защитной зоны по объекту ОАО Птицефабрика «Шекснинская», схеме обозначения земельного участка с кадастровым номером № с наложением санитарно-защитной зоны, участок, принадлежащий на праве собственности Михееву А.В., попадает в санитарно-защитную зону, которая оставляет 1000 м.
Земельный участок поступил в собственность Михеева А.В. в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть после утверждения Правил землепользования и застройки Нифантовского сельского поселения и после размещения на данной территории птицефабрики. За разрешением на строительство он обратился в ДД.ММ.ГГГГ году, после отнесения части земельного участка к зоне, в которой строительство садового дома не предусмотрено. Нормативные акты органа местного самоуправления в части установления границ санитарно-защитной зоны никем не оспорены и не отменены.
Учитывая, что заявленное место строительства садового дома на земельном участке, принадлежащем Михееву А.В. на праве собственности, согласно нормативным документам органа местного самоуправления расположено в санитарно-защитной зоне, отказ в выдаче разрешения на строительство правомерен, так как строение в соответствии со статьёй 40 Земельного кодекса Российской Федерации должно соответствовать требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство садового дома не нарушает права административного истца, поскольку установленные ограничения направлены на защиту жизни, здоровья граждан и предотвращение причинения имущественного вреда.
Оспариваемый отказ администрации Шекснинского муниципального района соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому у суда не имеется оснований для удовлетворения административного искового заявления Михеева А.В.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Михеева А.В. к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области о признании незаконным уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Шекснинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Попова
Решение изготовлено в окончательной форме 07 декабря 2018 года.