Дело №2-242/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Березовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Гонтаревой Н.А.,
при секретаре Кузнецовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском Кемеровской области 16 апреля 2019 года
гражданское дело по иску Войцеховского <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Берёзовском Кемеровской области об обжаловании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Войцеховский Е.Г. обратился в суд к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Берёзовском Кемеровской области (далее: УПФ РФ в г. Берёзовском) с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение УПФ РФ в г.Березовском от <данные изъяты> об отказе в назначении пенсии; обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения пенсии следующие периоды: -с 21.11.2008 по 31.12.2008 года фактически отработанное время; 15.05.2012, с 06.12.2012 по 08.12.2012 - обучение по технике безопасности и охране труда; с 25.08.2014 по 27.08.2014, с 24.08.2015 по 26.08.2015, с 20.06.2016 по 22.06.2016, с 26.06.2017 по 28.06.2017, с 19.02.2018 по 21.02.2018 - учеба по ОТ и ПК; с 18.12.1995 по 03.12.1997 года - период службы в Советской Армии (1 год 11 месяцев 15дней); назначить ему с 21.02.2019 страховую пенсию на основании п.п.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Требования обоснованы тем, что 21.02.2019 он обратился в УПФ РФ в г. Березовском с заявлением <данные изъяты> о назначении пенсии по старости на основании п.п.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (как лицо, непосредственно занятое полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, не менее 25 лет). В подтверждение прав на пенсию были представлены все необходимые документы. Решением от 26.02.2019 №162569/19 в назначении пенсии было отказано. Специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составил 24 года 2 мес.23 дней. Не включены в специальный стаж периоды:
- с 21.11.2008 по 31.12.2008, - режим неполной рабочей недели;
- 15.05.2012г., с 06.12.2012 по 08.12.2012 - обучение по ТБ и ОТ;
- с 25.08.2014 по 27.08.2014, с 24.08.2015 по 26.08.2015, С 20.06.2016 по 22.06.2016, с 26.06.2017 по 28.06.2017, с 19.02.2018 по 21.02.2018 - учеба по ОТ и ПК;
- с 18.12.1995 по 03.12.1997 года - служба в Армии».
Считает данное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
С 21.11.2008 по 31.12.2008 - режим неполной рабочей недели; он работал в условиях неполной рабочей недели, но в условиях полного рабочего дня. В «Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516) в п.6 установлено, что «Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 ~ 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени».
Таким образом, ответчик не имел права не учитывать весь период работы в режиме неполной рабочей недели, но был обязан учесть за период с 21.11.2008 по 31.12.2008 года фактически отработанное время.
15.05.2012, с 06.12.2012 по 08.12.2012 - обучение по ТБ и ОТ; с 25.08.2014 по 27.08.2014, с 24.08.2015 по 26.08.2015, с 20.06.2016 по 22.06.2016, с 26.06.2017 по 28.06.2017, с 19.02.2018 по 21.02.2018 - учеба по ОТ и ПК.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года уже разъяснил, что подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период нахождения работника на курсах повышения квалификации. Считает, что указанные разъяснения полностью применимы и к вопросу о включении в специальный стаж периода обучения работника ТБ и ОТ (ОТ и ПК).
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187, 219, 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в случае направления работодателем работника на профессиональное обучение с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период обучения работника ТБ и ОТ (ОТ и ПК) является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, на основании ст.ст.212, 214, 219 и 225 ТК РФ обучение и инструктаж по охране труда, стажировка и проверка знаний требований охраны труда является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период обучения работника ТБ и ОТ (ОТ и ПК) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ответчик незаконно не включил в специальный стаж период службы в армии с 18.12.1995 по 03.12.1997 (1г. 11мес. 15дней). В этой части решение ответчика противоречит действующему законодательству.
В спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590 «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Подпунктом «к» п. 109 Положения №590 предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. №8-П и Определения от 05.11.2002 г. №320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Закон РСФСР от 24.10.1990 №263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" в ст.4 установил: «Акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР». Действие Постановления СМ СССР от 03.08.1972 г. №590 не приостановлено органами власти Российской Федерации.
«Правила подготовки нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009), в п.7 установили: одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Если в соответствии с федеральным законом разработка проекта нормативного правового акта влечет за собой необходимость признания утратившим силу акта Правительства Российской Федерации, одновременно с проектом нормативного правового акта должен быть разработан в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации. В этом случае проект нормативного правового акта должен предусматривать положение о порядке его вступления в силу, согласно которому он вступает в силу с даты вступления в силу акта Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу акта Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении или о признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.
После введения в действие Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Минтруд РФ, Пенсионный Фонд РФ и иные федеральные органы власти не принимали нормативного акта о признании утратившим силу Постановления СМ СССР от 03.08.1972 г. №590.
Таким образом, Постановление СМ СССР от 03.08.1972 №590 являлось действующим в 1995-1998 годах и подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Как следует из Решения от 26.02.2019 №162569/19 в специальный стаж был бесспорно включен период работы на шахте «Первомайская» по профессии подземный электрослесарь с 29.01.1998 по 09.02.2004 и после прохождения военной службы.
Таким образом, период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, и подлежит включению в специальный стаж.
С учетом службы в Вооруженных силах СССР его специальный стаж по состоянию на 21.02.2019 составил: 24 года 2 мес. 23 дня +1 год 11мес. 15дней = 26 лет 2 мес. 8дн.
Исходя из изложенного, на день подачи заявления 21.02.2019 у него имелся специальный стаж более 25 лет, необходимый для назначения пенсии на основании п.п.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истец Войцеховский Е.Г., его представитель Никитин Е.А., действующий на основании ордера №597 от 06.03.2019, поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика УПФ РФ в Березовском Коникова М.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2019, против удовлетворения исковых требований возражала.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
В силу пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в 2019 году с учетом переходного периода требуемый ИПК не менее 16.4).
Согласно п. 8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применениемправил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно п.1, 2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 и 12 Закона №400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из требований п. 4ст. 14 вышеуказанного закона Правилаподсчета и подтверждения страхового стажа… устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 78 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения трудовых отношений истца, предусмотрены условия, определяющие право на пенсию граждан, занятых на подземных и открытых горных работах, в силу которых граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.
Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 N 481 утвержден список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, в который включены следующие профессии: горнорабочие подземные, электрослесари подземные.
В соответствии с п.п. 8, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденных постановлениемПравительства РФ от 2 октября 2014 №1015) периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до днявступления в силуФедерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Подпунктом "е" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Судом установлено, что Войцеховский Е.Г. 18.10.1977 года рождения в период с 01.09.1992 по 06.12.1995 обучался в ПТУ №4 г.Березовского;
- с 18.12.1995 по 03.12.1997 проходил службу в Армии;
- с29.01.1998 по 30.06.1998 работал подземным электрослесарем 3 разряда в АООТ шахта «Первомайская»;
- с 01.07.1998 по 05.01.1999 работал подземным электрослесарем 3 разряда в ООО шахта Первомайская.
- с 06.01.1999 принят подземным электрослесарем 3 разряда переводом в ОАО шахта Первомайская, 11.02.1999 переведен подземным электрослесарем 4 разряда, уволен 09.02.2004 по собственному желанию;
- с 11.02.2004 работал в шахтоуправлении участок горнопроходческих работ проходчиком 4 разряда в ОАО «Кокс», 01.11.2004 переведен в шахтоуправление участок горнопроходческих работ проходчиком подземным 5 разряда, уволен 31.12.2005 в порядке перевода в ООО Горняк» по просьбе работника;
- с 01.01.2006 по 13.04.2006 работал в ООО «Горняк» на ш. «Романовская-1» на участок горнопроходческих работ №1 проходчиком подземным 5 разряда с полным рабочим днем под землей;
- 07.05.2006 принят в ООО «Горняк» на шахту «Романовская-1» проходчиком подземным 4 разряда с полным рабочим днем под землей, 15.07.2006 переведен проходчиком 5 разряда с полным рабочим днем под землей на участок горнопроходческих работ №1, уволен 23.09.2011;
- с 29.09.2011 по 24.07.2013 работал подземным проходчиком 5 разряда на шахту «Первомайская».
Указанные сведения подтверждаются копией трудовой книжки истца.
21.02.2019 Войцеховский Е.Г. обратился в УПФ РФ в г.Березовском с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ в г. Березовском <данные изъяты> Войцеховскому Е.Г. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по следующим основаниям.
Согласно представленных документов Войцеховского <данные изъяты> общий стаж, исчисленный календарно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1015 от 02.102014, на 05.02.2019 составил 22 года 10 мес. 11 дней; специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 05.02.2019 составил 24 года 2 мес. 23 дня.
Включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховые пенсиях», в соответствии со Списком работ и профессий, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 №481, следующие периоды работы:
-с 29.01.1998 по 09.02 2004 в должности подземного электрослесаря на шахте «Первомайская»;
-с 11.02 2004 по 31.12.2005 в должно сто проходчика в ОАО «Кокс»;
-с 01.01.2006 по 13.04 2006, с 07.05.2006 по 2l.102007, с 25.10.2007 по 20.11 2008, с 01.01 2009 по 03.02.2010, с 06.02.2010 по 05.05.2010, с 07.052010 по 10.11.2010, c 12.11.2010 по 27.03 2011, c 30.03.2011 по 09.05.2011, с 11.05.2011 по 23.09.2011 в должности проходчика в ООО «Горняк»;
-с 29.09.2011 по 14.05.2012, с 16.052012 по 21.10.2012, с 23.10.2012 по 05.12.2012, с 09.12.2012 по 24.07.2013 в должности проходчика на шахте «Первомайская»;
- с 26.072013 по 24.08.2014, с 28.08.2014 по 23.08.2015, с 27.08.2015 по 19.06.2016, с 23.062016 по 26.10.2016, с 01.11. 2016 по 25.06.2017, с 29.06.2017 по 18.02.2018, с 22.02.2018 по 05.02.2019 в должности проходчика на шахте «Бутовская».
Не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды:
- с 21.11.2008 по 31.12.2008 - режим неполной рабочей недели;
-15.05.2012, с 06.12.2012 по 08.12.2012 – обучение по ТБ и ОТ;
-22.10.2012 - обучение по программе«Смелое лидерство»;
-с 25.08.2014 по 27.08.2014, с 24.08.2015 по 26.08.2015, с 20.06.2016 по 22.06.2016, с 26.06.2017 по 28.06.2017, с 19.02.2018 по 21.02.2018 - учеба по ОТ и ПК;
- c 27.10.2016 по 31.10.2016 - простой;
- с 22.10.2007 по 24.10.2007, с 04.02.2010 по 05.02.2010, 06.05.2010, 11.11.2010, с 28.03.2011 по 29.032011, 10.052011 - в индивидуальных сведениях специальный стаж не подтвержден данными работодателя;
- с 01.09.1992 по 06.12.1995 - учеба в ПУ №4;
- с 18.12.1995 по 03.12.1997 - служба в Армии.
Указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу закона 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства:
- периоды работы (деятельности) до 1 января 1992 года, возможно, исчислить с учетом правил и норм в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»;
- периоды работы (деятельности) с 1 января 1992 года по 1 января2002 года с учетом правил и норм в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
- периоды работы (деятельности) с 1 января 2002 года по 1 января2015 года с учетом правил и норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
За периоды работы (деятельности) до 01.01.1992 исчисление специального стажа может быть произведено по нормам Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», с учетом Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, по состоянию на 01.01.1992.
Право на пенсию за выслугу лет гражданам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утвержденному Правительством Российской Федерации), определено Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.1992 года.
Таким образом, правовых оснований для включения в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, Войцеховского Е.Г. периодов учебы с 01.09.1992 по 06.12.1995 и службы в Армии с 18.12.1995 по 03.12.1997 не имеется.
Разрешая исковые требования Войцеховского Е.Г. о признании решения УПФ РФ в г.Березовском незаконным в части невключения в его специальный стаж периода службы в Российской Армии с 18.12.1995 по 03.12.1997, обязании ответчика включить данные периоды в его специальный стаж, суд не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
Согласно п.97, 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах не свыше 5 лет приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания (с применением правила, предусмотренного предпоследним абзацем пункта 109).
Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Судом установлено, что после службы в Армии истец работал с 29.01.1998 подземным электрослесарем 3 разряда в АООТ Шахта «Первомайская». Данный период ответчиком зачтен в специальный стаж по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховые пенсиях».
Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы по призыву могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 01.03.1991, который не предусматривал включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы по призыву.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2002 в связи с принятием Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях».
Между тем, ст. 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорные периоды и утратившего силу с 1 января 2002 г., предусматривала, что время выполняемых до 01.01.1992 подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 01.01.1992 право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными в п. «а» и «б» ст. 12 настоящего закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 №8-П и Определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Нормы Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 предусматривали включение службы в Армии в специальный стаж по Списку №1 с правом на досрочную пенсию по достижении 50 лет.
Закон от 14.07.1956 действовал только до 31.12.1991, а дальнейшее законодательство, а именно Закон РФ от 20.11.1990 №340-1, действовавший в период с 01.03.1991 до 01.01.2002 закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, уже не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ прохождение службы в армии. Последующее правовое регулирование в области пенсионного законодательства также не предусматривало и не предусматривает такой возможности.
Исходя из изложенного, поскольку служба истца в Армии по призыву имела место после 01.01.1992г., в момент действия нового правового регулирования пенсионных правоотношений, которое не предусматривало включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы по призыву, то указанный период службы в Армии (с 18.12.1995 по 03.12.1997) не может быть включен Войцеховскому Е.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Так же истцом указано, что необоснованно не включены в его специальный стаж периоды обучения по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ, ОТ и ПК): 15.05.2012 (по программе «Смелое лидерство»), с 06.12.2012 по 08.12.2012; с 25.08.2014 по 27.08.2014, с 24.08.2015 по 26.08.2015, с 20.06.2016 по 22.06.2016, с 26.06.2017 по 28.06.2017, с 19.02.2018 по 21.02.2018, т.к. являются периодами с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В подтверждении своей позиции истцом представлены справки ООО «Шахта «Бутовская» от 12.04.2019 и АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» шахта «Первомайская» от 09.04.2019, согласно которым в указанные выше периоды обучения по охране труда с отрывом от производства за Войцеховским Е.Г. сохранялся среднемесячный заработок.
Как следует из указанных справок предприятий, трудовое законодательство: ст. ст. 212, 214 и 225 ТК РФ, возлагают на работодателя обязанность обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и обеспечения проверки знаний требований охраны труда, а на работника - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда; работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку требований охраны труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и -Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 и обязателен для исполнения как работниками так и работодателями (п. 1.2). При этом абз. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Однако данные доводы истца о включении в его специальный стаж периодов обучения по технике безопасности и охране труда суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
На основании ст. 214 ТК РФ работник обязан: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда впорядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Согласно п.4 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 №516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 5 данного постановления в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, включаются лишь периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Соответственно, отвлечение от выполнения работы для обучения по охране труда и технике безопасности с отрывом от производства не должно расцениваться, как выполнение работы в подземных условиях. Судом установлено, что Войцеховский Е.Г. проходил обучение по охране труда и технике безопасности, что не является курсами повышения квалификации.
Кроме того, согласно справкам ООО «Шахта «Бутовская» и АО «Угольная компания «Северный Кузбасс» шахта «Первомайская», уточняющим особый характер и условия труда, данные периоды определены как периоды, не подлежащие включению в специальный стаж истца.
Суд также не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании решение УПФ РФ в г.Березовском незаконным в части не включения в специальный стаж периода его работы с 21.11.2008 по 31.12.2008 в режиме неполной рабочей недели.
Как следует из сведений, содержащихся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца) в ООО «Горняк» в период с 01.11.2008 по 31.12.2008 работа производилась в режиме неполной рабочей недели, что истцом не оспаривалось. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Войцеховского Е.Г. ООО «Горняк» отразил за указанный выше период фактически отработанное им время в подземных условиях – 20 дней.
На основании п.6 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.
Согласно представленных УПФ РФ в г.Березовском данных о стаже Войцеховского Е.Г. в период его работы с 01.11.2008 по 31.12.2008 в ООО «Горняк» фактически отработанное им время в подземных условиях за периоды неполной рабочей недели включено в его специальный стаж в количестве 20 дней, то есть в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца).
Поэтому оснований для включения в специальный стаж Войцеховского Е.Г. оставшийся период с 21.11.2008 по 31.12.2008 не имеется.
В остальной части решение УПФ РФ в г.Березовском от <данные изъяты> об отказе Войцеховскому Е.Г. в назначении досрочной пенсии по старости истцом не оспаривалось.
Таким образом, оснований для признания решения УПФ РФ в г.Березовском от <данные изъяты> об отказе в назначении пенсии незаконным; обязания ответчика включить в специальный стаж для назначения пенсии истца спорных периодов: с 21.11.2008 по 31.12.2008 года фактически отработанное время; 15.05.2012, с 06.12.2012 по 08.12.2012 - обучение по технике безопасности и охране труда; с 25.08.2014 по 27.08.2014, с 24.08.2015 по 26.08.2015, с 20.06.2016 по 22.06.2016, с 26.06.2017 по 28.06.2017, с 19.02.2018 по 21.02.2018 - учеба по ОТ и ПК; с 18.12.1995 по 03.12.1997 года - период службы в Советской Армии (1 год 11 месяцев 15дней); назначении ему с 21.02.2019 страховой пенсии на основании п.п.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - не имеется, поскольку на день подачи заявления 26.02.2019 у истца Войцеховского Е.Г. отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного суд считает в удовлетворении исковых требований Войцеховского Е.Г. об обжаловании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» должно быть отказано.
Доводы истца и его представителя о необходимости включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», основаны на неверном толковании закона.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.11 ░.1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013░. №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░.11 ░.1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░: 21.04.2019 ░░░░.