Дело № 2-3162/2019
Решение
Именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Бойко Л.Н.,
с участием представителя истца – помощника военного прокурора 60 военной прокуратуры Наводкина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
Установил:
Истец Военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской
Федерации, выразившееся в не оборудовании зданий казарм филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31,32,80,167 и 182, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях. Обязать Министерство обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием здания казарм филиала ФГКВОУ ВО Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 31, 32, 80, 167 и 182, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях.
Свои требования мотивирует тем, что 60 военной прокуратурой гарнизона во исполнение задания военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в филиале Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, которой были выявлены нарушения законодательства. Проверкой с привлечением специалиста органа государственного пожарного надзора установлено, что в здании казармы № 167, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях.
Вышеуказанное здание предназначается для постоянного проживания курсантов Филиала, и согласно технического паспорта имеет в своем составе несколько основных помещений, в которых круглосуточно находятся несколько курсантов, а всего в казарме проживает около 100 курсантов.
С момента введения в 1979 году казармы в эксплуатацию и по настоящее время последняя автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения, и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях не оборудован.
Аналогичные нарушения выявлены в ходе проверки казарм для курсантов 1-2 курсов Филиала, имеющих по генеральному плану №№ 31,32,80 и 182.
Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем, эксплуатация рассматриваемых объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Ранее 60 военной прокуратурой гарнизона в Филиале уже проводились проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам проведения которых 27.02.2017 и 20.03.2019 в адрес начальника Филиала выносились представления об устранении нарушений закона. До настоящего времени нарушения не устранены.
Представитель истца военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона- Наводкин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель третьего лица ФГКВОУ ВО "Военная академия Ракетный войск стратегического назначения имени Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица представителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, об отложении слушания дела не просил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика и представителя третьего лица в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 60 военной прокуратурой гарнизона во исполнение задания военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в филиале Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.
При проведении проверок установлены нарушения, указанные в актах осмотра административных зданий Филиала ФГКВОУ ВО "Военная академия Ракетный войск стратегического назначения имени Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове от 20.05.2019, 27.12.2018 (л.д.9-10, 73-74).
В материалы дела представлены технические паспорта на здания казармы, из которых следует, что назначение помещений- жилое (л.д.11-61).
31.05.2019 в адрес начальника Филиала были вынесены представления об устранении нарушений закона (л.д.62-63).
Из ответа начальника филиала академии усматривается, что работы в здании казарм филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в городе Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182, по оснащению автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях, не произведены. Разработаны технические задания на проведение капитальных ремонтов в период с 2014-2020 г.г. с оборудованием зданий системами АПС и СОУЭ (л.д.64-66).
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также, чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования о нераспространение пожара на соседние здания и сооружения (пункт 3).
В силу ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Закон N 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно п. 2 и 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с приказом министра МЧС России от 18.06.2003 № 315 утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), приказом от 20.06.2003 № 323, которым утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Согласно положениям НПБ подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений.
Как следует из материалов дела здания казарм в нарушение требований НПБ не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и эвакуации людей в случае пожара.
В здании казарм проживают курсанты.
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты ответчик обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе Сводами правил, НПБ 110-03 и НПБ 104-03, содержащими требования пожарной безопасности.
Выявленные нарушения связаны с безопасностью людей. Вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
В связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают собственника от соблюдения действующих норм и правил.
Таким образом, исковые требования о признании незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в не оборудовании зданий казарм филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях, обязании Министерство обороны Российской Федерации совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием указанных зданий филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в не оборудовании зданий казармы филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в городе Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 31,32,80, 167, 182, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, оборудовать здания казармы филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус
мотивированное решение изготовлено 23.12.2019