Решение по делу № 2-3162/2019 от 29.10.2019

Дело № 2-3162/2019

Решение

Именем Российской Федерации

11 декабря 2019 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Бойко Л.Н.,

с участием представителя истца – помощника военного прокурора 60 военной прокуратуры Наводкина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

Установил:

Истец Военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской
Федерации, выразившееся в не оборудовании зданий казарм филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31,32,80,167 и 182, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях. Обязать Министерство обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием здания казарм филиала ФГКВОУ ВО Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 31, 32, 80, 167 и 182, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях.

Свои требования мотивирует тем, что 60 военной прокуратурой гарнизона во исполнение задания военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в филиале Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, которой были выявлены нарушения законодательства. Проверкой с привлечением специалиста органа государственного пожарного надзора установлено, что в здании казармы № 167, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях.

Вышеуказанное здание предназначается для постоянного проживания курсантов Филиала, и согласно технического паспорта имеет в своем составе несколько основных помещений, в которых круглосуточно находятся несколько курсантов, а всего в казарме проживает около 100 курсантов.

С момента введения в 1979 году казармы в эксплуатацию и по настоящее время последняя автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения, и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях не оборудован.

Аналогичные нарушения выявлены в ходе проверки казарм для курсантов 1-2 курсов Филиала, имеющих по генеральному плану №№ 31,32,80 и 182.

Выявленные нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем, эксплуатация рассматриваемых объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Ранее 60 военной прокуратурой гарнизона в Филиале уже проводились проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам проведения которых 27.02.2017 и 20.03.2019 в адрес начальника Филиала выносились представления об устранении нарушений закона. До настоящего времени нарушения не устранены.

Представитель истца военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона- Наводкин И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, об отложении слушания дела не просил.

Представитель третьего лица ФГКВОУ ВО "Военная академия Ракетный войск стратегического назначения имени Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица представителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, об отложении слушания дела не просил.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика и представителя третьего лица в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что 60 военной прокуратурой гарнизона во исполнение задания военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения в филиале Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.

При проведении проверок установлены нарушения, указанные в актах осмотра административных зданий Филиала ФГКВОУ ВО "Военная академия Ракетный войск стратегического назначения имени Петра Великого" Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове от 20.05.2019, 27.12.2018 (л.д.9-10, 73-74).

В материалы дела представлены технические паспорта на здания казармы, из которых следует, что назначение помещений- жилое (л.д.11-61).

31.05.2019 в адрес начальника Филиала были вынесены представления об устранении нарушений закона (л.д.62-63).

Из ответа начальника филиала академии усматривается, что работы в здании казарм филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в городе Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182, по оснащению автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружения и строениях, не произведены. Разработаны технические задания на проведение капитальных ремонтов в период с 2014-2020 г.г. с оборудованием зданий системами АПС и СОУЭ (л.д.64-66).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также, чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования о нераспространение пожара на соседние здания и сооружения (пункт 3).

В силу ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).

Закон N 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).

Согласно п. 2 и 3 ст. 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с приказом министра МЧС России от 18.06.2003 № 315 утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), приказом от 20.06.2003 № 323, которым утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).

Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

Согласно положениям НПБ подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений.

Как следует из материалов дела здания казарм в нарушение требований НПБ не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и эвакуации людей в случае пожара.

В здании казарм проживают курсанты.

Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты ответчик обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе Сводами правил, НПБ 110-03 и НПБ 104-03, содержащими требования пожарной безопасности.

Выявленные нарушения связаны с безопасностью людей. Вопрос о возможности эксплуатации объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

В связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают собственника от соблюдения действующих норм и правил.

Таким образом, исковые требования о признании незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в не оборудовании зданий казарм филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях, обязании Министерство обороны Российской Федерации совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием указанных зданий филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившемся в не оборудовании зданий казармы филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в городе Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№ 31,32,80, 167, 182, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, оборудовать здания казармы филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухове Московской области, имеющих по генеральному плану №№31, 32, 80, 167, 182, автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус

мотивированное решение изготовлено 23.12.2019

2-3162/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
ФГКВОУ ВО "Военная академия Ракетный войск стратегического назначения имени Петра Великого" МО РФ
Департамент строительства Министерства обороны РФ
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Крутоус Елена Жоржевна
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
26.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.04.2020Передача материалов судье
26.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2020Судебное заседание
20.11.2019Судебное заседание
23.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020Дело оформлено
11.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее