Дело № 2а-4142/2019
(УИД: 48RS0003-01-2019-004121-05)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 19 декабря 2019 г.
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Ушакова С.С.
при секретаре Полянской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военного комиссариата Липецкой области к Государственной инспекции труда в Липецкой области, главному государственному инспектору труда по группе отраслей Государственной инспекции труда в Липецкой области Вдовиной Елене Анатольевне о признании незаконными распоряжения, акта проверки и предписания Государственной инспекции труда в Липецкой области,
у с т а н о в и л:
Военный комиссариат Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Липецкой области о признании незаконными распоряжения (приказа) Государственной инспекции труда в Липецкой области от 21.10.2019 года №, акта проверки от 11.11.2019 года Государственной инспекции труда в Липецкой области от 21.10.2019 года №, предписания от 11.11.2019 года Государственной инспекции труда в Липецкой области от 21.10.2019 года №. В обоснование требований ссылались на то, что 22.11.2017 года приказом военного комиссара Липецкой области № Рудина Ю.Г. принята в военный комиссариат Лев-Толстовского района Липецкой области старшим помощником начальника отделения, с Рудиной Ю.Г. заключен трудовой договор. 11.09.2018 года приказом № Рудиной Ю.Г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 11.11.2018 года по 05.07.2021 года. В соответствии с указаниями начальника Генерального штаба ВС РФ от 12.12.2018 года № внесены изменения в организационно-штатную структуру военного комиссариата Липецкой области в части исключения военного комиссариата Лев-Толстовского района Липецкой области. 23.08.2019 года приказом Военного комиссара Липецкой области № Рудина Ю.Г. уволена с 31.08.2019 года по п. 2 ст. 81 ТК РФ. 08.10.2019 года Рудина Ю.Г. обратилась в Государственную инспекцию труда в Липецкой области по факту несогласия с формулировкой увольнения. В результате проверки, 11.11.2019 года административным ответчиком вынесено в адрес административного истца предписание № по факту нарушений ст. 81 ТК РФ при увольнении Рудиной Ю.Г. На основании вышеизложенного, истец просит суд признать незаконными распоряжения, акта проверки и предписания от 11.11.2019 года Государственной инспекции труда в Липецкой области от 21.10.2019 года.
Определением суда от 27.11.2019 года к участию в дела в качестве ответчика привлечена главный государственный инспектор труда по группе отраслей Государственной инспекции труда в Липецкой области Вдовина Е.А.
Представитель административного истца по доверенности Чепрасов М.Н. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Указал, что поскольку трудовой договор заключен Рудиной Ю.Г. с военным комиссариатом Липецкой области, и ее место работы определено по месту нахождения обособленного подразделения военного комиссариата Лев-Толстовского района Липецкой области, соответственного работник подлежала увольнению в соответствии с п. 1 ст. 81 ТК РФ. Надзорный орган вышел за рамки своей компетенции, рассмотрев индивидуальный трудовой спор между Родиной Ю.Г. и военным комиссариатом Липецкой области. При этом Государственной инспекцией труда допущены существенные нарушения норм процессуального права, поскольку в отношении административного истца могут провидится только выездные плановые и внеплановые проверки, а административным ответчиком проведена внеплановая документарная проверка.
Главный государственный инспектор труда по группе отраслей в Липецкой области Вдовина Е.А., действующая также в интересах Государственной инспекции труда в Липецкой области по доверенности от 11.12.2019 года возражала против удовлетворения требований, считала вынесенное предписание законным и обоснованным. Указала, что работодателем совершено очевидное нарушение в части нарушения процедуры увольнения по сокращению в период нахождения работника в отпуске. Увольнение Рудиной Ю.Г. вызвано прекращением деятельности военного комиссариата Лев-Толстовского района Липецкой области, произошла ликвидация обособленного подразделения военного комиссариата Липецкой области, в связи с чем Рудина Ю.Г. подлежала увольнению по п. 1 ст. 81 ТК РФ.
Выслушав объяснения сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что в адрес Государственной инспекции труда Липецкой области поступила жалоба Рудиной Ю.Г., в котором заявитель просила признать приказ о ее увольнении незаконным, оказать содействие в восстановлении на ее рабочем месте.
21.10.2019 года на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Липецкой области № проведена проверка в отношении ФКУ «Военный комиссариат Липецкой области». Проверка проводилась с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обращение № от 08.10.2019 года.
В соотвнтствии с актом проверки № от 11.11.2019 года следует, что на основании распоржения органа государственного контроля о проведении проверки от 21.10.2019 года проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ФКУ «Военный комиссариат Липецкой области».
Соответственно, 11.11.2019 года главным госудасртвенным инспектором труда Вдовиной Е.А. вынесено предписание №, согласно которому ФКУ «Военный комиссариат Липецкоцкой области» обязали отменить приказ № от 23.08.2019 года об увольнении Рудиной Ю.Г., как изданный в нарушении требований ст. 81 ТК РФ.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса РФ).
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 360 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с частью 10 статьи 360 Трудового кодекса РФ особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 11 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875, организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, подлежат проверке с учетом следующих особенностей: в отношении их проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки.
Необходимым условием требования должностного лица административного органа (в данном случае о представлении документов для проведения внеплановой документарной проверки) является его законность. Лицу может быть предъявлено только такое требование, исполнение которого обязательно для него в силу закона.
Вместе с тем, исходя из положений части 10 статьи 360 Трудового кодекса РФ, подпункта "а" пункта 11 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года № 875, Военный комиссариат Липецкой области, как организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти в области обороны, безопасности, не относится к числу лиц, на которые может быть возложена обязанность по предоставлению документов в рамках проведения внеплановой документарной проверки.
В связи с наличием такого основания, как обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав, в отношении работодателя – ФКУ «Военный комиссариат Липецкой области» могло быть назначено проведение только выездной внеплановой проверки.
Требование должностного лица административного органа о предоставлении для проведения внеплановой документарной проверки соответствующих документов, составление акта и соответствующего предписания не основано на законе и влечет нарушение прав Военного комиссариата Липецкой области.
Таким образом, исковые требования Военный комиссариат Липецкой области в части обжалуемого предписания являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в удовлетворении иных требований следует отказать, поскольку они не основаны на законе и связаны с неверным толкованием норм права.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
предписание главного государственного инспектора труда по группе отраслей Государственной инспекции труда в Липецкой области Вдовиной Елене Анатольевне от 11 ноября 2019 г. № признать незаконным, в удовлетворении иных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2019 г.