Решение по делу № 2-705/2024 (2-5786/2023;) от 14.11.2023

Дело № 2-705/2024 24RS0040-01-2023-005936-53

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края 09 апреля 2024 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Д.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ФИО1 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

Требования мотивированы тем, что истцом с целью подтверждения достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом по факту расположения несанкционированной свалки отходов по адресу: <адрес>, район ул.<адрес>, зд.4. В ходе выездного обследования зафиксировано накопление отходов позади здания № 4, расположенного по адресу: <адрес>, район ул.<адрес>, зд.4, на земельном участке с кадастровым номером . Приблизительная площадь свалки составляет 136 кв.м. Зафиксированы отходы металлоконструкций, полиэтиленовые пакеты, картон, бумага, ткани, профлисты, мешки от гипсовой шпаклевки, керамические плитки, пластмассовые емкости и др. Участок имеет свободный доступ. Указанный земельный участок имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Собственником земельного участка является ответчик с 15.04.2015. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по ликвидации и уборке выявленной несанкционированной свалки отходов.

Истец просит суд обязать ФИО1 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку производства и потребления твердых коммунальных отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером 24:55:0403003:828, путем транспортировки на санкционированный объект размещения отходов с документарным представлением в адрес министерства.

Представитель истца Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. От представителя ФИО4 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик ФИО1, его представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. От представителя ответчика ФИО5 (доверенность от 12.04.2022) поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик с заявленными исковыми требованиями не согласен, поскольку на дату подготовки отзыва на исковое заявление на земельном участке ответчика какой-либо мусор не находится. Согласно протоколу осмотра спорного земельного участка от 16.08.2023, понятые, иные лица, а также собственник земельного участка участия в осмотре и фотофиксации не принимали, в связи с чем, установить относимость отображенной на фотографии свалки к месту и адресу ее расположения с помощью показаний свидетелей не представляется возможным ввиду их отсутствия. Более того, представленные истцом фотографии не имеют датировки, в связи с чем, установить по ним состояние земельного участка ответчика и наличие на нем мусора на дату судебного разбирательства невозможно. Таким образом, поскольку на спорном земельном участке отсутствует свалка, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора ООО «Металл-Град» в судебное заседание не явился, о в времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств суду не представил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 ГПК РФ.

Исследовав в полном объеме представленные письменные доказательства, суд считает необходимым заявленный иск удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно статья 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. ст. 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункта 215 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).

В пункте 220 СанПиН 2.1.3684-21 указано, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарнозащитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Проведение очистки земельных участков вокруг элементов благоустройства и прилегающих к нему территорий в границах МО город Норильск предусмотрено Правилами благоустройства территории муниципального образования город Норильск, утвержденными решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 19.02.2019 № 11/5-247 (далее – Правила благоустройства).

Согласно п.п. 1, 3 раздела 3 Правил благоустройства субъекты благоустройства обязаны: обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или на иных законных основаниях объектов и элементов благоустройства в соответствии с действующим законодательством; не допускать складирование мусора на территории муниципального образования город Норильск (в том числе на территориях, занимаемых элементами благоустройства и земельных участках, смежных с земельным участком, на котором расположен элемент благоустройства) вне специально отведенных для этих целей мест и без использования специальных емкостей для сбора мусора (урны, контейнеры).

Положение о министерстве утверждено постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п (далее - Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения министерство осуществляет обеспечение создания условий, направленных на охрану, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, удовлетворение потребности края в природных ресурсах.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения министерство осуществляет обеспечение рационального природопользования, в том числе восстановление возобновляемых природных ресурсов, полного и многократного использования отходов производства и потребления.

Пункт 2.5 Положения предусматривает, что министерство осуществляет обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах, в областях охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами.

Судом установлено, что министерством в рамках регионального государственного экологического надзора на территории Красноярского края на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 15.08.2023 № 901, проведено выездное обследование в целях подтверждения достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по заявлению от 10.07.2023 за вх.№ 77-791ог.

Актом выездного обследования № 1 от 16.08.2023 и протоколом осмотра от 16.08.2023 установлено, что по адресу: <адрес>, ул.<адрес>, позади здания , на земельном участке с кадастровым номером обнаружено несанкционированное размещение отходов ТКО. <адрес> свалки составляет 136 кв.м. Зафиксированы отходы металлоконструкций, полиэтиленовые пакеты, картон, бумага, ткани, профлисты, мешки от гипсовой шпаклевки, керамические плитки, пластмассовые емкости и др. Участок имеет свободный доступ. При обследовании участков точки координат определены при помощи навигатора GPSMap64.

Вышеуказанное также подтверждается фототаблицей, на которой отображен земельный участок и несанкционированная свалка.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, собственником спорного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, район Центральный, район ТЭЦ-1, является ответчик ФИО1 с 15.04.2015. Виды разрешенного использования: для эксплуатации зданий и сооружений растворного завода. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Из ответа МИФНС России № 25 по Красноярскому краю и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что ответчик ФИО1 с 14.02.2017 является ИП.

Актом осмотра от 16.02.2024, выполненным специалистом отдела муниципального контроля Управления имущества Администрации г.Норильска, установлено, что на территории спорного земельного участка с кадастровым номером располагается складское сооружение, ориентировочной площадью 350 кв.м., имеющее железобетонное фундаментное основание, надземная часть которого представляет собой металлический каркас, обшитый металлическим профилированным листом коричневого цвета. Имеются металлические ворота синего цвета. Установить лиц, эксплуатирующих объект, не представилось возможным.

31.01.2024 министерством проведено выездное обследование спорного земельного участка, из акта обследования которого следует, что на участке обнаружено несанкционированное размещение снежных масс, в связи с чем, установить факт наличия или отсутствия отходов, зафиксированных в акте обследования № 1 от 16.08.2023, не представляется возможным. Однако под снежной массой зафиксировано наличие древесины (деревянная доска) и отхода полиэтилена, представленные на фототаблице.

19.03.2024 ответчиком в материалы дела представлены фотографии спорного земельного участка, а также видеозапись в подтверждение отсутствия на участке несанкционированной свалки, устранить которую просит истец. Вместе с тем, из содержания представленных фотографий и видеозаписи следует, что на спорном земельном участке имеется снежная масса высотой до 2 метров, из которой виднеются отходы древесных материалов (доски).

27.03.2024 министерством проведено выездное обследование спорного земельного участка на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 214 от 27.03.2024, составлен соответствующий акт, из содержания которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 24:55:0403003:828 на момент осмотра зафиксирован навал снежных масс, в связи с чем, установить факт устранения правонарушения не представилось возможным. Частично территория освобождена от снега и убрана.

Таким образом, судом установлено, что в действиях ответчика ФИО1 выявлено нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 24:55:0403003:828, возлагается на собственника земельного участка – ФИО1

При этом суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что нарушения природоохранного законодательства были устранены, свалка на спорном земельном участке отсутствует, поскольку из актов осмотра и приложенных к ним фототаблицам, а также из фото и видеоматериалов, представленных стороной ответчика, усматривается наличие на земельном участке с кадастровым номером 24:55:0403003:828 снежных масс высотой до 2 метров, из которых рядом с металлическим контейнером имеются торчащие доски, что не позволяет установить факт ликвидации несанкционированной свалки строительных отходов под снежным покровом.

Иных доказательств, подтверждающих вывоз строительных отходов, стороной ответчика не представлено.

Оценивая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком доказательств в опровержение доводов истца не представлено, суд приходит к выводу, что нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами нашли свое подтверждение в судебном заседании, а потому требования министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ФИО1 о возложении обязанности подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Суд считает необходимым установить срок исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая положения ст. 333.19 НК РФ в части размера государственной пошлины по иску неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ФИО1 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку – удовлетворить.

Обязать ФИО1 (ИНН ) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку производства и потребления твердых коммунальных отходов, расположенную на территории земельного участка с кадастровым номером , путем транспортировки на санкционированный объект размещения отходов с документарным представлением в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Взыскать с ФИО1 (ИНН ) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Д.А. Гладких

Мотивированное решение составлено 27.04.2024.

2-705/2024 (2-5786/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Ответчики
Афанасьев Владимир Александрович
Другие
Пенькова Наталия Михайловна
ООО "Металл-Град"
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Гладких Дарья Александровна
Дело на странице суда
norilsk.krk.sudrf.ru
14.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.01.2024Предварительное судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее