Дело №2а-1796/2019,
33а-2015/2020
судья Плешивцев С.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 02 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Мусулевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми заявление дело по апелляционной жалобе Зиганшина Рашита Ясавеевича на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 26 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Пермскому краю, удовлетворить частично.
Взыскать с Зиганшина Рашита Ясавеевича, проживающего по адресу: ****, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Пермскому краю, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2018 г. в размере 26 545 руб. 00 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед.фонд ОМС с 01.01.2017 за 2018 г. в размере 5 840 руб. 00 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 150 руб. 86 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фед.фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 33 руб. 19 коп., а всего 32 569 рублей 05 копеек.
В удовлетворении остальной части административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Пермскому краю, отказать.
Взыскать с Зиганшина Рашита Ясавеевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 177 руб. 07 коп.»
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения административного ответчика Зиганшина Р.Я., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Пермскому краю обратилась с административным исковым заявлением к Зиганшину Р.Я., заявив требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2018 г. в размере 26 545 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 за 2018 г. в размере 5 840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 150,86 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 в размере 33,19 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в размере 1 529,24 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 11 957,68 рублей.
В обоснование иска указано, что административный ответчик в период с 20.06.2012 года до 01.03.2019 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, обязательства по уплате страховых взносов за 2018 год своевременно не исполнил, что послужило основанием для начисления пени.
Судебный приказ о взыскании вышеуказанных сумм по заявлению административного ответчика был отменен.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Административный ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, указывая на то, что не имел умысла на неуплату налогов, поскольку предпринимательскую деятельность не осуществлял в связи с не востребованностью услуг, отсутствием технической оснащенности и клиентов, а также в связи с занятостью воспитанием внука. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований.
Административный ответчик в судебном заседании доводы приведенные в апелляционной жалобы, в том числе основания по которым он не имел возможности осуществлять предпринимательскую деятельность поддержал, также пояснил, что не обращался за прекращением статуса предпринимателя, поскольку полагал, что со временем сможет заняться предпринимательской деятельностью.
Представитель административного ответчика в суд не явился, о рассмотрении жалобы уведомлен, ранее представил в дело письменные возражения по доводам жалобы.
На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов урегулированы действующей с 01 января 2017 года главой 34 НК РФ, которой индивидуальные предприниматели к плательщикам страховых взносов.
В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее - плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2).
Порядок расчета размеров страховых взносов предусмотрен статьей 430 НК РФ, расчет размера взносов за 2017 года по состоянию на 31.12.2017 г. подлежал определению в соответствии с редакцией от 03.07.2016г., а именно:
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 430 НК РФ в ред. 03.07.2016 г.).
Согласно пункту 9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом … требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45).
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зиганшин Р.Я. в период с 20.04.2012 года по 01.03.2019 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, статус предпринимателя был прекращен по заявлению Зиганшина Р.Я.
Таким образом, административный ответчик был обязан производить исчисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
Материалами дела, объяснениями данными административным ответчиком суду первой инстанции, доводами, изложенными в апелляционной жалобе не подтверждается исполнение ответчиком указанной обязанности.
В связи с выявлением у Зиганшина Р.Я. недоимки по уплате страховых взносов, наступлением предусмотренного положениями п.5 ст. 432 НК РФ срока уплаты, в его адрес были направлены требования № 1195, №1392.
Требованием № 1195 по состоянию на 03.09.2018 года определена сумма задолженности по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период до 01.01.2017 года – 1529,24 рублей, сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2017 года – 19 308,84 рублей, всего – 20 838,08, определен срок уплаты до 21.09.2018 года.
Требованием № 1392 по состоянию на 01.02.2019 года определена сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года в размере 26 545 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 года в размере 5 840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 150,86 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 33,19 рублей, определен срок исполнения до 13.02.2019 года.
Также из материалов дела следует, что с 18.12.2017 года Зиганшин Р.Я. имеет личный кабинет налогоплательщика и посредством данного информационного ресурса был поставлен в известность о необходимости погашения налоговой задолженности.
В связи с тем, что требования в добровольном порядке административным ответчиком исполнены не были, 05.04.2019 года налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа.
09.04.2019 года мировым судей судебного участка № 1 Краснокамского судебного района Пермского края было удовлетворено заявление МИФНС России № 16 по Пермскому краю, вынесен судебный приказ, который на основании возражений Зиганшин Р.Я. был отменен определением от 26.07.2019 года.
После отмены судебного приказа административный истец обратился в суд с настоящим административным иском 24.10.2019.
Отказывая в удовлетворении административных требований в части взыскания с Зиганшина Р.Я. пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, по требованию № 1195, суд первой инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока для обращения в суд с данными требованиями и отсутствия оснований для восстановления пропущенного срока.
Поскольку материалами дела подтверждается, что за выдачей судебного приказа о взыскании недоимок и пени, в том числе в части указанных в требовании № 1195 со сроком исполнения до 21.09.2018 года, административный истец обратился только 05.04.2019 года, то есть за пределами срока, установленного ч.2 ст. 286 КАС РФ, выводы суда в данной части являются обоснованными, не оспариваются административным истцом, административным ответчиком.
Удовлетворяя административный иск в части взыскания недоимок и пени по требованию № 1192, суд, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции РФ, статей 19, 23, 44, 45, 48, 419 НК РФ, ст. 286 КАС РФ, исходил из того, что обязанность по уплате обязательных платежей и санкций административным ответчиком своевременно не исполнена.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не усматривает. Ссылка в жалобе на то, что административный ответчик не осуществлял предпринимательскую деятельность в спорный период по причинам отсутствия необходимой техники, клиентов и времени, как основание для освобождения от обязанности по уплате страховых взносов, несостоятельна.
В соответствии с п. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Как разъяснено в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 211-О, абзацы 4 - 6 пункта 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 164-О, пункте 3.3 Определения Конституционного Суда Российской федерации от 12 апреля 2005 № 165-О) только исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов, причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.
Таким образом, физические лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, как осуществлялась предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов. Лицо самостоятельно определяет свой статус индивидуального предпринимателя путем регистрации в качестве такового и самостоятельно решает вопрос о прекращении данного статуса.
Доказательств, достоверно подтверждающих наличие обстоятельств, которые объективно препятствовали бы административному ответчику обратиться за прекращением статуса индивидуального предпринимателя, материалы дела не содержат, не указано на них и в апелляционной жалобе. Таким образом, доводы автора жалобы о том, что у него не было умысла на неоплату страховых взносов, неосуществлении деятельности в связи с не востребованностью услуг, отсутствием технической оснащенности и клиентов, а также в связи с занятостью воспитанием внука, не могут быть приняты в качестве оснований для отмены оспариваемого решения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснокамского городского суда Пермского края от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиганшина Рашита Ясавеевича без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи