УИД 37RS0020-01-2021-000350-54
Дело № 2а-303/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гаврилов-Посад 4 марта 2021 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Малышевой Т.В.,
при секретаре Ариповой Т.Б.,
с участием помощника прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области Беловой Н.В.,
представителя административного истца - ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Ананьевой А.Ю.,
административного ответчика - осужденной Орловской Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области к Орловской Любови Ивановне об установлении административного надзора и административных ограничений,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденной Орловской Л.И., освобождаемой из мест лишения свободы 9 июня 2021 года, сроком на 8 лет и возложении на нее административного ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства 2 раза в месяц, в обоснование чего указал следующее. В ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области отбывает наказание осужденная Орловская Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, образование 2 класса, до осуждения не работала, до ареста проживала без регистрации по адресу: <адрес>. Осуждена приговором Первоуральского городского суда Свердловской области от 26 апреля 2012 года по ч.3 ст. 30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. За весь период отбывания наказания имеет как поощрения, так и дисциплинарные взыскания. Осужденная Орловская Л.И совершила покушение на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. С учетом тяжести совершенного преступления при опасном рецидиве преступлений, просит установить в отношении Орловской Л.И. в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор на срок погашения судимости и возложить на нее вышеуказанное административное ограничение.
В судебном заседании представитель административного истца Ананьева А.Ю. поддержала административные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Административный ответчик – осужденная Орловская Л.И. не возражала против установления в отношении нее административного надзора, пояснила, что на протяжении длительного периода времени не может оформить паспорт и приобрести гражданство РФ.
Суд, изучив представленные материалы, выслушав пояснения административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи (часть 2).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункт 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавший до 3 августа 2013 года) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В судебном заседании установлено, что приговором Первоуральского городского суда Свердловской области от 26 апреля 2012 года Орловская Л.И. осуждена по ч.3 ст. 30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 7-10), данным приговором установлен опасный рецидив преступления.
Судом достоверно установлено, что Орловская Л.И. является совершеннолетним лицом, не имеющей регистрации на территории Российской Федерации, освобождаемой из мест лишения свободы 9 июня 2021 года и имеющим непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Согласно распоряжению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 февраля 2021 года № 665-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Орловской Л.И., лица без гражданства, признано нежелательным на срок 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости (л.д. 32).
Таким образом, Орловская Л.И., будучи осужденной за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, является лицом, за которым устанавливается административный надзор вне зависимости от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Вместе с тем, в силу п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
Положениями пп. 5, 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
-осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
-имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
На основании ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Таким образом, не имеется законных оснований для проживания (пребывания) после отбытия наказания Орловской Л.И. на территории Российской Федерации, в отношении которой принято решение о нежелательности ее пребывания (проживания) в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии основания для установления в отношении административного ответчика административного надзора и административных ограничений, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ивановской области к Орловской Любови Ивановне об установлении административного надзора и административных ограничений отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Т.В. Малышева
Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2021 года.