Судья: Морозова Л.Н. гр. дело № 33-12641/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 06 октября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Калинниковой О.А.,
Судей – Черкуновой Л.В., Шилова А.Е.,
при секретаре Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на заочное решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 июля 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Самары удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Серову С.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куйбышевского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Серова С.А. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований прокурор указал, что Серов С.А., 00.00.001995 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по г. Самаре, однако по достижении 18 лет и до настоящего времени жильем не обеспечен.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Серову С.А. жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить. Указывает на то, что внеочередной порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не предусмотрен, администрация в настоящее время лишена возможности исполнить решение суда по причине отсутствия необходимого финансового обеспечения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Серова С.А. – Серова Л.Н. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, в связи с чем в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, считает его правильным.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. N 77-ГД (в ред. от 29.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что Серов С.А., 00.00.001995 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 03.09.2001 года его родители С.А.А. и С.Ю.К. (до брака Агафонова) были лишены родительских прав в отношении сына. С.Ю.К. умерла 06.05.2011г., С.А.А. умер 04.12.2012г. Распоряжением администрации Октябрьского района г. Самары от 04.10.2001 г. опекуном несовершеннолетнего назначена С.Л.Н.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от 21.03.2014 г. №* Серов С.А. на основании личного заявления включен в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по г.о. Самара, в соответствии с датой подачи заявления.
Установлено, что Серов С.А. достиг возраста 18 лет, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда ему не предоставлено.
Согласно имеющимся сведениям жилье за истцом не закреплялось, жилых помещений в собственности он не имеет.
При таких обстоятельствах, учитывая нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Серову С.А. жилого помещения на условиях специализированного найма.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии внеочередного порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, а также о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку закон связывает исполнение обязанности по предоставлению жилых помещений названной категории лиц по достижении ими возраста 18 лет либо полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Вопрос о порядке исполнения решения суда в случае необходимости может быть разъяснен судом, постановившем решение, по заявлению заинтересованных лиц в порядке, установленном ст. 202 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ленинского районного суда г. Самары от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: