Мотивированное решение изготовлено 26.02.2018 г. дело № 2- 1389/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «20» февраля 2018 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Пироговой М.Д.
при секретаре Юнусовой Н.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вилисова Александра Васильевича, Вилисовой Маргариты Евгеньевны к Акционерному обществу «Екатеринбургская электросетевая компания» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Вилисов А.В., Вилисова М.Е. предъявили к АО «Екатеринбургская электросетевая компания» (далее - АО «ЕЭСК») иск о защите прав потребителя, а именно: о возложении обязанности на ответчика исполнить договор № от ДД.ММ.ГГГГ и осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям участка, расположенного по <адрес>, кадастровый №, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; компенсации морального вреда в пользу истцов в размере 25000 рублей каждому.
В обоснование иска указано, что Вилисов А.В., Вилисова М.Е. являются собственниками земельного участка, расположенного по <адрес> кадастровый №, разрешенное использование – личное подсобное хозяйство.
В целях обеспечения электроснабжения участка, стороны заключили ДД.ММ.ГГГГ договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15кВт включительно ( с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Договором № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению – 6 месяцев со дня заключения настоящего договора, т. е. не позднее 04.01.2015 г. Однако на указанную дату АО «Екатеринбургская электросетевая компания» свои обязанности не исполнила, подключение не осуществила. При этом обязанность истцов по оплате услуг исполнена в оговоренной сумме 550 рублей.
В ответ на письма Вилисова А.В., Вилисовой М.Е. от 27.04.2016 г. и от 03.08.2017г. с требованием дачи пояснений по неисполнению договора и конкретизации сроков исполнения АО «ЕЭСК» в ответе от 11.06.2016 г. сообщила о трудностях в согласовании проектной документации с землепользователем Калетиным А.А. и обязалась выполнить мероприятия в течение 2-х месяцев, однако обещание не выполнено. В ответе от 14.08.2017 г. ответчик сообщил л намерении выполнить технологическое мероприятие в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что так же не было исполнено.
Вилисов А.В., Вилисова М.Е. и АО «ЕЭСК» заключили ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ которое было подписано под давлением, его подписанию предшествовало письмо с указанием на невозможность продолжения отношений в каком-либо виде при отказе от подписания указанного соглашения.
Действия ответчика нарушают права потребителей на надлежащее и своевременное исполнение договора сетевой компанией, ставит в неравное положение по сравнению с другими потребителями данной категории.
Требованием Вилисова А.В., Вилисовой М.Е. от 21.12.2017 г. ответчику было предложено: в срок до 29.12.2017 г. расторгнуть дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ; незамедлительно исполнить принятые обязательства по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома в соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ Требование АО «ЕЭСК» не исполнено, в письме от 26.12.2017 г. ответчик сообщил о готовности завершить технологические мероприятия в срок до 30.03.2018 г., в связи с чем истцы были вынуждены обратиться за защитой своих прав в судебном порядке.
Истец Вилисова М.Е. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайств не заявила, представителя не направила, причину неявки не сообщила.
В судебное заседание истец Виллисов А.В. заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «ЕЭСК» - Шибова Е.А. иск не признала и суду пояснила, что по дополнительному соглашению, заключенному с Вилисовым А.В., Вилисовой М.Е. 03.08.2017 г., срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен – 2 года, т.е. до 03.08.2019 г. Таким образом, нарушений прав истцов не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
На основании ч. 1 ст. 434 Гражданского кодекса РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Частью 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 года утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Согласно абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. п. 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с п. п. 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана заключить договор технологического присоединения с физическими лицами, обратившимися с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, и мощность которых составляет до 15 кВт.
В силу п. 16.3 Правил технологического присоединения, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «ЕЭСК» (Сетевая организация) с одной стороны, и Виллисов А.В., Куляшова М.Е. (до замужества) (Заявители) – с другой стороны, заключили ДД.ММ.ГГГГ договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), по условиям которого ОАО «ЕЭСК» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей: вводного устройства объекта, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; категория надежности 3; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ (п. 1 настоящего договора).
Из п. 2 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническое присоединение необходимо для электроснабжения частного жилого дома, расположенного по <адрес>, кадастровый №.
Согласно п. 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
В соответствии с п. 1 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора. Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 и составляет 550 рублей, в том числе НДС 18% в размере 83, 90 рублей (п. 10 Договора).
Ответчик обязался осуществить присоединение в соответствии с Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям № от ДД.ММ.ГГГГ являющимися приложением к типовому договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении обязательств по договору ОАО «ЕЭСК» суду не предоставлено, а также факт неисполнения своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения стороной представитель ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 1 Постановления № 17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 28 данного Закона, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
В соответствии с ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с положениями ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ОАО «ЕЭСК» (Сетевая организация) и Вилисов А.В., Вилисова М.Е. (Заявитель) заключили ДД.ММ.ГГГГ. дополнительное соглашение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в связи с продлением срока действия технических условий присоединения и изменением реквизитов сторон (на стороне заявителя).
Из п. 3 Соглашения следует, что Сетевая организация обязуется оказать услуги по технологическому присоединению в срок 2 года с момента заключения настоящего дополнительного соглашения при условии исполнения договора (с учетом настоящего дополнительного соглашения) со стороны Заявителя в надлежащем порядке. Аннулировать технические условия присоединения №. Признать неотъемлемой частью договора технические условия присоединения № от ДД.ММ.ГГГГ Срок действия технических условий составляет 2 года с даты подписания дополнительного соглашения (п. 4 настоящего Соглашения).
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов Вилисова А.В., Вилисовой М.Е., так как установленный Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срок исполнения обязательств (2 года со дня подписания Соглашения) не истек.
Доводы истцов о подписании ДД.ММ.ГГГГ Дополнительного соглашения № под давлением и о том, что подписанию предшествовало письмо с указанием на невозможность продолжения отношений в каком-либо виде при отказе от подписания указанного соглашения, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку каких-либо убедительных доказательств, в дело не представлено, соглашение сторонами – не оспорено.
Других доводов, ставящих под сомнение законность Дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного сторонами, в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление не содержит, в пояснениях сторон не указано.
Разрешая при таких обстоятельствах заявленные требования, суд, оценив в соответствии со ст. ст. 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Вилисова А.В., Вилисовой М.Е. к АО «ЕЭСК» о защите прав потребителя, поскольку срок исполнения обязательств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ и осуществление технологического присоединения к электрическим сетям участка, расположенного по <адрес>, кадастровый №, в соответствии с ч.1 ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя» не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вилисова Александра Васильевича, Вилисовой Маргариты Евгеньевны к Акционерному обществу «Екатеринбургская электросетевая компания» о защите прав потребителя, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья