Дело № 2-271/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
02 сентября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Турубанова И.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, оябзания включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию с момента обращения,
установил:
Турубанов И.А. обратился в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) с иском о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, обязании включить в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работу в должности каменщика и машиниста т/т, обязании назначить пенсию с момента обращения. Заявленные требования мотивирует тем, что обратился к ответчику с заявлением о назначении пении, однако решением Пенсионного фонда отказано в назначении пенсии, при этом в льготный стаж не были включены периоды работы в качестве каменщика с 01.05.1983 по 31.10.1983, с 07.01.1986 по 14.10.1987, машиниста котельной на твердом топливе с 31.08.1994 по 04.09.1994, с 16.05.1995 по 24.05.1995, с 27.05.1995 по 17.09.1995, с 18.05.1998 по 19.07.1998, с 15.05.1999 по 14.09.1999, с 25.06.2000 по 14.09.2000. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал, указав, что в период работы каменщиком работал в бригаде, состоящей из 5-6 человек, однако каких-либо доказательств представить не имеет возможности, поскольку коллеги, с которыми работал на строительстве домов, умерли. В период работы машинистом на топливе в период межсезонья занимался ремонтом котельной.
Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев подлинное пенсионное дело Турубанова И.А., наблюдательные дела Койгородского РСУ, ООО «ПМК», МУП «Коммунальщик», суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).
Материалами дела установлено, что 13 декабря 2018 года Турубанов И.А. обратился в ГУ УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 и ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При принятии решения были изучены документы: сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица; трудовая книжка от 13.11.1981 серии №; военный билет серии № от 08.11.1983, выданный Койгородским районным военным комиссариатом Коми АССР; справка от 28.05.2018 №, представленная ГУ РК «ЦЗН Койгородского района»; архивная справка от 29.05.2018 №, представленная Коми филиалом макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»; архивная справка о заработной плате от 29.06.2018 №, представленная АМР «Койгородский»; архивная справка о заработной плате от 29.06.2018 №, представленная АМР «Койгородский»; архивная справка от 29.06.2018 №, представленная АМР «Койгородский»; архивная справка от 29.06.2018 №, представленная АМР «Койгородский»; архивная справка от 29.06.2018 №, представленная АМР «Койгородский»; копии лицевых сетов за 2001-2003 годы, представленная АМР «Койгородский»; справка о заработной плате от 02.07.2018 №, представленная Коми филиалом макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»; акт проверки от 11.03.2019 №, составленный Клиентской службой (на правах отдела) в Койгородском районе УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное).
Решением Управления пенсионного фонда РФ в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) от 12.03.2019 № Турубанову И.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду недостаточности у последнего стажа работы с тяжелыми условиями. При этом в специальный стаж истца не включены в том числе периоды работы: в качестве каменщика с 01.05.1983 по 31.10.1983, с 07.01.1986 по 14.10.1987, машиниста котельной на твердом топливе с 31.08.1994 по 04.09.1994, с 16.05.1995 по 24.05.1995, с 27.05.1995 по 17.09.1995, с 18.05.1998 по 19.07.1998, с 15.05.1999 по 14.09.1999, с 25.06.2000 по 14.09.2000, оспариваемые истцом; при этом основанием к отказу во включении спорных периодов в стаж с тяжелыми условиями труда явился тот факт, что работа Койгородском мехучастке в качестве каменщика осуществлялась в отсутствие приказа о создании бригады каменщиков и специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад, в котором указывается списочный состав работник; работа в период после окончания отопительного сезона до начала нового отопительного сезона, период, когда котельная не осуществляла свои производственные функции и работник не был занят на работах по Списку № 2 не включается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Считая отказ УПФ РФ в Прилузском районе в назначении пенсии незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу ч. 2 ст. 33 Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Следовательно, для решения вопроса о назначении истцу пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда необходимы следующие условия: достижение возраста 55 лет, работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера не менее 20 календарных лет, стаж работы с тяжелыми условиями труда – 12 лет 6 месяцев, страховой стаж не менее 25 лет. Отсутствие хотя бы одного из условий исключает возможность назначения досрочной трудовой пенсии по старости со снижением возраста до 50 лет.
В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ № 400, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ст. 3 Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ст. 4 Закона).
Законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с профессиональной деятельностью. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же организациях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 (в ред. Постановления от 09.08.1991 № 591) утвержден Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и льготных размерах, действовавший до 01.01.1992г. Разделом XXVII Списка «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 предусмотрена позиция 2290000а-12680, согласно которой право на льготную пенсию имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года поименованы каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» (позиция 2290000а-12680).
24 апреля 2003 года Правительством РФ было принято постановление № 239 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537», в котором дается разъяснение порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Списки № 1 и № 2 применяются к работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Это означает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники государственных, кооперативных, акционерных и других организаций, где осуществляются работы, предусмотренные этими Списками.
В стаж на соответствующих видах работ, с учетом которых гражданам досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы, когда ими постоянно в течение полного рабочего дня выполнялись работы, дающие в соответствии с законодательством право на указанную пенсию.
Следовательно, основным условием для досрочного назначения пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2. При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, право на страховую пенсию по старости на льготных условиях предусмотрено для каменщиков, постоянно работающих в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад организаций любых форм собственности; при условии постоянной занятости на соответствующих видах работ в течение полного рабочего дня.
При этом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при определении права на трудовую пенсию, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имеющих место до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» может производиться по нормам ранее действовавшего законодательства - 1 год работы учитывается за полтора года (до 01.01.2002 г.).
Нормами гражданского процессуального доказательства предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК), а в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно пункта 15 Постановления Пленума, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях») к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Устанавливая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за лицами, постоянно работавшими каменщиками в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, законодатель учитывал особенности технологического процесса работы каменщиков в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (Определение ВС РФ от 03.07.2017 № 19-КГ17-13).
Установлено, что Турубанов И.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 15.01.2001.
В силу ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, предусмотрено, что основным документом, подтверждающим период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записям в трудовой книжке Турубанов И.А. работал с 16.11.1981 по 31.10.1983 учеником каменщика II разряда Койгородского мехучастка; с 07.01.1986 по 14.10.1987 каменщиком III разряда Койгородского мехучастка; с 27.01.1994 по 03.01.1996 машинистом на твердом топливе по III разряду Койгородского РПО ЖКХ; с 15.11.1997 по 31.10.2001 машинистом котельной МП Койгородское РПО ЖКХ.
Проверяя обоснованность требований истца о включении в стаж работы с тяжелыми условиями труда периодов работы в качестве каменщика с 01.05.1983 по 31.10.1983, с 07.01.1986 по 14.10.1987, суд исходит из следующего.
Из архивной справки АМР «Койгородский» от 02.07.2019 № следует, что в отношении Турубанова И.А. имеются сведения о заработной плате за 1983 г. (вид заработной платы не указан), за 1986 г. - каменщик III р., зарплата состоит из сдельной и районного коэффициента, за 1987 г. - каменщик III р., зарплата состоит из сдельной и районного коэффициента.
Приказом № от 22/VIII-83 г. каменщику Турубанову И.А. предоставлен очередной трудовой отпуск за период с 16.11.1982 по 17.11.1983 на один календарный месяц с 23.08.1983 по 23.09.1983.
Приказом № от 04.11.1983 на основании приказа треста «Комисельстрой» № от 31.10.1983 премировать рабочих, ИТР и служащих за ввод в действие 5-ти 2-хквартирных домов в с. Грива на сумму рабочим…, ТИР и служащим; 31. Турубанов И.А. - 35=00,…
Приказом № от 31.10.1983 каменщик Турубанов И.А. уволен в связи с призывом в СА 31.10.1983 с выплатой двухнедельного пособия.
Приказом № от 07.01.1986 Турубанов И.А. принят на работу в качестве каменщика III разряда с 07 января 1986 г.
Приказом № от 08.12.1986 г. О премировании работников Койгородского мехучастка за ввод в действие пяти 2-хквартиных домов в с. Койгородок<адрес>. Турубанов И.А. -15 руб.
Приказом №-ок от 04.01.1987 Турубанову И.А. - каменщику предоставить очередной трудовой отпуск за период 1986 г. на 15 рабочих дней с 08 января 1987 г., плюс один день за 11 октября 1986 г., плюс день за 17 мая 1986 г., плюс день за 11 мая 1986 г.. Всего 18 дней отпуска с 08 января по 28 января 1987 г. включительно.
Приказом № от 14.10.1987 Турубанов И.А. – каменщик мехучастка уволен с работы по собственному желанию согласно ст. 31 КЗот РСФСР с 14 октября 1987 г.
Согласно архивной справки АМР «Койгородский» от 02.07.2019 № в соответствии с лицевыми счета Койгородского мехучастка за период 01.05-31.10.1983, 1986-1987 гг. имеются сведения о заработной плате Турубанова И.А., 11.07.1965 г.р.
Архивной справкой Койгородского муниципального архива по личному составу от 18.07.2019 № установлено, что трудовые договора, должностные инструкции, табеля учета рабочего времени МП «Койгородское РПО ЖКХ» и Койгородского мехучастка на хранение не передавались. В книгах приказов Койгородского мехучастка приказ о создании бригады каменщиков и специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад отсутствуют.
Из представленных суду расчетных ведомостей за 1983 г., 1986 г., 1987 г. следует, что начиная с 1986 г. Турубанов И.А. получал заработную плату за работу каменщиком. При этом в расчетной ведомости идет ссылка и на иных работников, работавших в должности каменщиков.
Согласно Тарифно-квалификационному справочнику, выпуск 3, утвержденному Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственного комитета СССР по делам строительства и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 года №, а также Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06 апреля 2007 года №, действовавшим в период работы истца, разделом строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы была предусмотрена профессия каменщик. В то же время, ни один из справочников не предусматривал более полное название, в том числе с указанием работы в бригаде, комплексной бригаде.
Таким образом, указание работодателя в приказах о приеме Турубанова И.А. на работу как каменщика была сделано в точном соответствии с требованиями трудового законодательства согласно тарифно-квалификационному справочнику.
Из архивной документации (учредительные договора»Комиагропромстрой») следует, что предприятие, на котором работал Турубанов И.А. занималось в том числе и строительством домов.
В тоже время суду не представлено и судом не добыто допустимых и достоверных доказательств того, что в период работы каменщиком Турубанов И.А. входил в бригаду или звено каменщиков, поскольку даже стройчасть не является ни бригадой, ни звеном каменщиков, в составе стройчасти может быть как звено (бригада) каменщиков, так и может работать один или два каменщика, то есть без организации работы каменщиков в звене (бригаде) (Определение ВС РФ от 03.07.2017 № 19-КГ17-13).
При изложенных обстоятельствах суд не находит правовых оснований во включении периода работы каменщиком в льготный саж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Рассматривая требования истца о включении в льготный стаж периодов, исключенных Пенсионным фондом, в должности машиниста котельной на твердом топливе с 31.08.1994 по 04.09.1994, с 16.05.1995 по 24.05.1995, с 27.05.1995 по 17.09.1995, с 18.05.1998 по 19.07.1998, с 15.05.1999 по 14.09.1999, с 25.06.2000 по 14.09.2000, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 5 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением от 27.02.2002 Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па, обязанность представления документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ, возложена на граждан, обращающихся за назначением пенсии.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрена профессия «машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы» (позиция списка №).
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о включении в специальный стаж периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно п. 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как указывалось ранее с 27.01.1994 по 03.01.1996 Турубанов И.А. работал машинистом на твердом топливе по III разряду Койгородского РПО ЖКХ; с 15.11.1997 по 31.10.2001 машинистом котельной МП Койгородское РПО ЖКХ.
Право на льготную пенсию имеют машинисты котельных на твердом топливе, в данном случае угле.
В тоже время из объяснений истца следует, что фактически машинистом котельной он работал в отопительный период. В межсезонье занимался ремонтом котельной, частично выходил в оплачиваемый отпуск.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 обращено внимание судов на то, что исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).
Конституционный Суд Российской Федерации, изложил правовую позицию в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, согласно которой за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как было указано ранее, главным условием для определения права на пенсию в связи с особыми условиями труда является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (не менее 80% рабочего времени).
Таким образом, основанием для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда служат документы, подтверждающие постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими документами могут быть рабочая инструкция, приказы, уточняющие справки, ведомости по зарплате, наряды и другие письменные документы, по которым можно установить, что истец постоянно выполнял те работы, которые дают ему право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.
Между тем, в суде истец пояснил, что в должности машиниста котельной на твердом топливе (угле), последний работал во время отопительного сезона, с сентября по май. После окончания отопительного сезона машинисты котельной привлекались к работам по ремонту котельной, после чего предоставлялись ежегодные отпуска.
Статья 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гласит, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку у истца нет необходимого льготного стажа для назначения досрочной страховой пенсии в удовлетворении требований Турубанова И.А. об оябзании назначить пенсию с момента обращения следует также отказать.
Таким образом, исходя из совокупности исследованных доказательств и правовых норм, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Турубанова И.А. об обязании назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения, отказать.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Турубанова И.А. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, оябзания включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию с момента обращения - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Т.В. Можегова
Мотивированное решение составлено 02 сентября 2019 года.