№ 33-549/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 1 февраля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Белякова А.А.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Метелевой А.М.,
при секретаре ФИО6,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО9 дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, Министерству социального развития и труда <адрес> о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет пенсии
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, Министерству социального развития и труда <адрес> о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, указав в обоснование своих требований о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по старости на общих основаниях по достижении 60 лет в соответствии с действующим на указанную дату Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Однако он считает, что пенсия была ему назначена без учета пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему, и должна быть перерассчитана
Занимаемые им согласно трудовой книжке должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместителя освобожденного секретаря парткома машиностроительного завода «Прогресс», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующего промышленно-транспортным отделом Советского райкома КПСС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - директора Астраханского винзавода «Молдвинпром», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – директора ОЭМЗ «Ветроэнергомаш», по его мнению, относились к должностям федеральной государственной службы, работа в которых дает право на льготную пенсию по старости.
Для реализации своего права на перерасчет пенсии, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему в перерассчете пенсии отказано и рекомендовало обратиться по этому поводу в Министерство социального развития и труда <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство социального развития и труда <адрес> с аналогичным заявлением. Однако ДД.ММ.ГГГГ ему в удовлетворении заявления также было отказано.
С принятыми решениями ответчиков он не согласен, просил суд признать действия ответчиков незаконными, обязать пересмотреть начисление пенсии с момента ее назначения с ДД.ММ.ГГГГ, зачесть в стаж государственной службы ФИО2 и Российской Федерации периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, замещения отдельных должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, дающих право на назначении пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему на основании Постановления Государственного комитета ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении единой номенклатуры должностей служащих», Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» и Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных должностях в Российской Федерации», устанавливающих социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО7 исковые требования поддержали.
Представители ответчиков исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Решением Кировского районного суда <адрес> от 22 сентября года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного в нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> направил в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя пенсионного органа.
Определением судебной коллегии по гражданским делам ответчик Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> заменен правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес>.
Заслушав докладчика, объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерство социального развития и труда <адрес> ФИО8, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения районного суда.
Из материалов дела установлено, что истец, полагая, что имеет право на перерасчет назначенной ему на общих основаниях трудовой пенсии по старости как государственный служащий, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о перерасчете назначенной пенсии как федеральному государственному служащему.
Рассмотрев заявление истца, пенсионный орган письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ш сообщил ему, что вопросы назначения пенсии федеральным государственным служащим входят в компетенцию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, рекомендовав обратиться по вопросу назначения пенсии по указанным с заявлении основаниям в Министерство труда и социальной защиты <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в адрес Министерства социального развития и труда <адрес> с заявлением по вопросу назначения ему пенсии за выслугу лет как федеральному государственному служащему, представив свою трудовую книжку.
Рассмотрев его заявление, Министерство в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ №ОГ сообщило, что оснований для назначения пенсии как государственному служащему не имеется, так как у ФИО1 отсутствует необходимый стаж государственной службы.
Проверив действия ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу об их правомерности, поскольку отсутствуют необходимые условия для назначения истцу пенсии на указанных им условиях, исходя из следующего.
Согласно предоставленной истом копии трудовой книжки дата его увольнения ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный период действовал <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной службе <адрес>» (далее - Закон №).
Статьей 19 Закона № была предусмотрена гарантия государственным гражданским служащим <адрес> в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона № право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, имели лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих <адрес>, высвобождаемые в связи с прекращением полномочий, увольнением с государственной службы <адрес> в случае ликвидации или реорганизации государственных органов исполнительной власти, сокращения численности аппарата органов государственной власти области, а также в связи с выходом на государственную пенсию.
Однако, в трудовой книжке истца отсутствуют сведения о замещении им должностей государственных гражданских служащих <адрес>.
Согласно части 4 статьи 19 Закона № ежемесячная доплата к государственной пенсии государственным гражданским служащим <адрес> устанавливалась при наличии 12.5 лет стажа государственной гражданской службы <адрес> у мужчин.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе <адрес>» (далее - Закон №), который такую гарантию как ежемесячная доплата к государственной пенсии, предусмотренную Законом №, не устанавливал.
При этом статья 19 Закона № продолжала действовать и только в связи со вступлением в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в <адрес> «О государственной гражданской службе <адрес>» и признании утратившими силу отдельных <адрес>» (далее - Закон №), которым статьей 15 введена такая гарантия государственным гражданским служащим <адрес> как пенсии за выслугу лет, Закон № в целом был признан утратившим силу.
Вместе с тем Законом № не установлено, что лица, которые ранее приобрели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, предусмотренное Законом №, но его не реализовали, в связи с вступлением Закона № приобретают право на пенсию за выслугу лет.
В связи с этим со дня вступления в силу Закона № и, соответственно, введения пенсии за выслугу лет, лица, не реализовавшие право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, предусмотренное Законом №, данное право утратили.
В настоящее время в полномочия Министерства входит осуществление выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы <адрес> в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе <адрес>», регулирующим отношения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, замещавших должности государственной гражданской службы <адрес>.
Согласно Закону № пенсия за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости (инвалидности), к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона № государственные гражданские служащие <адрес> при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы <адрес> по следующим основаниям:
1) ликвидация, реорганизация органов государственной власти <адрес>, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и <адрес>, а также по сокращению штата гражданских служащих в органах государственной власти области, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и <адрес>;
2) увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством <адрес> порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности <адрес>, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности государственной гражданской службы <адрес>;
4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности государственной гражданской службы <адрес> вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной гражданской службы <адрес>;
5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
Лица, замещавшие должности государственной гражданской службы <адрес>, уволенные с государственной гражданской службы <адрес> по основаниям, предусмотренным пунктами 2-5 части 1 статьи 151 Закона №, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности государственной гражданской службы <адрес> не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Лица, замещавшие должности государственной гражданской службы <адрес>, при наличии стажа государственной гражданской службы <адрес> не менее 25 лет и увольнении с государственной гражданской службы <адрес> по собственной инициативе до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы <адрес> не менее 7 лет.
В части 5 статьи 15.1* Закона № перечислены периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы <адрес>, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, в том числе:
- периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
- периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»;
- периоды замещения должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренных реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- периоды замещения государственных должностей федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»;
- периоды замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации;
- периоды замещения государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации;
- периоды замещения на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса) и должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы);
- периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, занимаемых на постоянной основе до ДД.ММ.ГГГГ включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством ФИО2 и союзных республик отдельные функции государственного управления, в том числе:
- периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до ДД.ММ.ГГГГ (до дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) ФИО2), кроме периодов работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;
- периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим <адрес> для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет. Зачет в стаж государственной гражданской службы <адрес> периодов работы в указанных должностях, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, осуществляется в порядке, определенном <адрес>.
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет необходимо: наличие у заявителя стажа государственной гражданской службы, дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 151 Закона №, соответствие основания увольнения заявителя с государственной гражданской службы <адрес> основаниям, указанным в частях 1,1.1 статьи 15/ Закона №.
Министерство социального развития и труда <адрес> пришло к выводу о том, что исходя из копии трудовой книжки и копий архивных справок истца от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-14712 и от ДД.ММ.ГГГГ № Ш-14715, период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя секретаря парткома машиностроительного завода «Прогресс» не относится к периоду работы, включаемому в стаж государственной гражданской службы <адрес>, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку в соответствии с пунктом 16 части 5 статьи 151 Закона № учитываются периоды замещения должностей, в том числе в райкомах, парткомах органов государственной власти и управления, занимаемые до ДД.ММ.ГГГГ (до дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) ФИО2), кроме периодов работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Вместе с тем, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего промышленно-транспортным отделом Советского райкома КПСС, в соответствии с пунктом 16 части 5 статьи 151 Закона № относится к периоду службы (работы), включаемому в стаж государственной гражданской службы <адрес>, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, рассмотрев заявление истца, Министерство социального развития и труда <адрес> установило, что стаж государственной гражданской службы составляет 3 года 4 месяца 26 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Учитывая, что, в соответствии положениями Закона №, продолжительность стажа государственной гражданской службы?<адрес> недостаточна для назначения истцу пенсии за выслугу лет, то Министерство социального развития и труда <адрес> в назначении пенсии по указанному основанию отказало.
Проверив действия Министерства социального развития и труда <адрес>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушений пенсионных прав ФИО1 со стороны ответчика не допущено, основания для перерасчета назначенной на общих основаниях пенсии как государственному служащего <адрес> отсутствуют, с чем соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения районного суда судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Полагая, что он имеет право на назначение пенсии как федеральный государственный служащий, ФИО1 ссылался на положения Постановления Государственного комитета ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении единой номенклатуры должностей служащих», Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» и Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных должностях в Российской Федерации», устанавливающие социальные гарантии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы. Между тем, для решения вопроса о назначении ему доплаты к пенсии как федеральному государственному служащему необходимо соблюсти процедуру обращения с заявлением о назначении такой выплаты.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 678 «Об утверждении Правил установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвердившим Правила установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается по заявлению лица, претендующего на ежемесячную доплату к пенсии, решением руководителя федерального государственного органа, в котором лицо замещало государственную должность Российской Федерации перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), а в случае упразднения (реорганизации) федерального государственного органа - решением руководителя федерального государственного органа, которому переданы функции упраздненного (реорганизованного) федерального государственного органа. Ежемесячная доплата к пенсии лицу, уволенному из упраздненного (реорганизованного) федерального государственного органа, функции которого не переданы другим федеральным государственным органам, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - уполномоченный государственный орган) (п.2).
К заявлению об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, которое оформляется по форме согласно приложению N 1, прилагаются следующие документы:
а) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
б) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
в) в случае отсутствия в трудовой книжке и (или) сведениях о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, записей, подтверждающих назначение (избрание) на государственную должность Российской Федерации, - документы, подтверждающие факты назначения (избрания) на указанную должность и освобождения от должности (сложения полномочий);
г) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (п.3).
Заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии подается лицом, замещавшим государственную должность Российской Федерации, либо его представителем (п.4).
Уполномоченный государственный орган рассматривает поступившие заявление и документы, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, проверяет их полноту и достоверность содержащихся в них сведений (п.6).
Принятое уполномоченным государственным органом решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии и документами, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил, в течение 7 дней со дня его принятия направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.9).
Пенсионный фонд Российской Федерации в течение 14 дней со дня поступления заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, принимает решение о размере ежемесячной доплаты к пенсии, которое оформляется по форме согласно приложению N 3, о чем в течение 7 дней со дня его принятия сообщает лицу, замещавшему государственную должность Российской Федерации, в письменной форме (п.10).
Аналогичный порядок установления доплаты к пенсии федеральным государственным служащим Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 839 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих», и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1233 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих. Указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации предусмотрено, что решение о назначении доплаты к государственной пенсии федерального государственного служащего принимается на основании его личного заявления федеральным органом государственной власти, руководителем аппарата федерального органа государственной власти, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором заявитель замещал государственную должность.
В компетенцию ответчиков по настоящему делу решение вопроса о назначении ФИО1 пенсии как федеральному государственному служащему по заявленным им основаниям не входит. Доказательств тому, что в отношении истца компетентным органом принято решение о назначении доплаты к пенсии как федеральному государственному гражданскому служащему, но без уважительных причин не выполняется ответчиками, материалы дела не содержат.
Таким образом, исковые требования предъявлены истцом к ненадлежащим ответчикам, и не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда