Судья Поращенко Г.Л. |
№33а-4129/2021 10RS0007-01-2021-000571-76 2а-227/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2021 года |
город Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
судей Коваленко В.В., Кудряшовой Е.П.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело поапелляционной жалобе административного ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 18.10.2021 по административному исковому заявлению прокурора Лоухского района Республики Карелия в интересах Григоренко О.В. к администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании распоряжения и заключения незаконными, возложении обязанности внести изменения в списки граждан, участников ведомственной целевой программы.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что постановлением главы местного самоуправления Лоухского района от 02.11.2001 № (...) Григоренко О.В. принята на учет граждан, желающих переселиться в районы средней полосы и юга России с датой постановки на учет 30.10.2001. Согласно пенсионному удостоверению № (...) Григоренко О.В. назначена пенсия по старости с 05.09.2009. На основании предоставленной Григоренко О.В. копии пенсионного удостоверения, она переведена из списка граждан по подкатегории «работающие» в подкатегорию «пенсионеры» с сохранением даты постановки на учет 30.10.2001. В соответствии с протоколом заседания рабочей группы по реализации ведомственной целевой программы Министерства строительства,жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 14.07.2021 № 5 административному истцу отказано в выдаче ГЖС. В соответствии с письмом Министерства строительства,жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 14.07.2021 № (...) администрации Лоухского муниципального района сообщено о необходимости внести изменения в списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2021 году, а также в единые списки граждан в части изменения даты постановки на учет Григоренко О.В. по подкатегории «пенсионеры» на 05.09.2009. Распоряжением главы администрации Лоухского муниципального района РК от 22.07.2021 № (...) Григоренко О.В. переведена в подкатегорию «пенсионеры» в связи с возникновением права на переход с новой датой постановки на учет – 05.09.2009.
Поскольку в период перевода Григоренко О.В. действовал п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в редакции, действовавшей до 31.12.2011), который предусматривал, что при изменении условий получения социальных выплат наприобретение жилья, очередность их предоставления определялась по номеру и дате подачи первоначального заявления, прокурор просил признать распоряжение главы от 22.07.2021 №(...) и заключение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, выраженное в письме от 14.07.2021 № (...) незаконными и возложении обязанности на администрацию перевести Григоренко О.В. в категорию «пенсионеры» с первоначальной даты постановки на учет – 30.10.2001.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 18.10.2021 административный иск удовлетворен.
С указанным решением административный ответчик- администрация Лоухского муниципального района не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что принятое по делу решение противоречит нормам действующего законодательства, поскольку вопрос о предоставлении социальной выплаты Григоренко О.В. рассматривался Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в 2021 году, соответственно к спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства, действующие по состоянию на дату принятия решения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Лоухского района выражает согласие с решением суда.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в письменном отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Участвующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры (...). против доводов жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела усматривается, что Григоренко О.В.согласно постановлению главы местного самоуправления Лоухского района от 02.11.2001 № (...) Григоренко О.В. принята на учет граждан, желающих переселиться в районы средней полосы и юга России, с датой постановки на учет 30.10.2001.
05.09.20009 Григоренко О.В. назначена пенсия по старости. На основании предоставленной Григоренко О.В. копии пенсионного удостоверения она переведена из списка граждан по подкатегории «работающие» в подкатегорию «пенсионеры» с сохранением даты постановки на учет 30.10.2001.
В соответствии с протоколом заседания рабочей группы по реализации ведомственной целевой программы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 14.07.2021 №(...) административному истцу отказано в выдачегосударственного жилищного сертификата.
Письмом Министерства строительства,жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 14.07.2021 № (...) администрации Лоухского муниципального района сообщено о необходимости внести изменения в списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2021 году, а также в единые списки граждан в части изменения даты постановки на учет Григоренко О.В. по подкатегории «пенсионеры» на 05.09.2009.
Распоряжением главы администрации Лоухского муниципального района РК от 22.07.2021 № (...) Григоренко О.В. переведена в подкатегорию «пенсионеры» в связи с возникновением права на переход с новой датой постановки на учет – 05.09.2009.
Не согласившись с решениями административных ответчиков, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец вправе был рассчитывать на закрепленные в действовавших в оспариваемый период нормативных правовых актах Правительства РФ и Федеральных законах условия предоставления жилищных субсидий, в частности о переводе в подкатегорию «пенсионеры» в качестве лица, желающего переселиться из района Крайнего Севера, с даты первоначальной постановки на учет в качестве такового лица.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.Малоимущим, иным указанным взаконегражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленнымизакономнормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера иприравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на датуих рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственнойпрограммыРоссийской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Формирование списков граждан - участников подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктами 24-26 Правил. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).
В соответствии с п. 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной ст. 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с п. 17.1 настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
В случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление в произвольной форме с приложением документов, указанных в подпункте «д» п. 9 настоящего Положения (п. 17.1 Положения).
В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ч. 1 ст. 1, ст.ст. 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч.ч. 2 и 3 ст. 55 и ст. 57 Конституции РФ.
Вместе с тем, ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 125-ФЗ в редакции, действовавшей в момент обращения административного истца с заявлением о переводе ее в подкатегорию «пенсионеры», то есть 05.09.2009, установление очередности предоставления жилищных субсидий с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан не предусматривала.
Пунктом 20 Положения, в редакции, действовавшей в спорный период, было установлено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления).
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Григоренко О.В. при переводе ее из подкатегории «работающие» в подкатегорию «пенсионеры», с учетом действовавшего на тот момент законодательства, возникло право на постановку административного истца на учет в качестве граждан, желающих переселиться в районы средней полосы и юга России, с сохранением даты первоначальной постановки на учет – 30.10.2001, не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия по административным делам оснований не имеет.
Таким образом, оспариваемые распоряжение главы 22.07.2021 № (...) и заключение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, выраженное в письме14.07.2021 №(...),нарушают жилищные права административного истца иявляются незаконными.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 18.10.2021 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение
Председательствующий
Судьи