Решение по делу № 2а-4712/2019 от 02.08.2019

Дело № 2а-4712/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 сентября 2019 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Ярашутиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Паленой О. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Паленая О.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес> в г. Архангельске. Заключением межведомственной комиссии дом признан аварийным и подлежащим сносу. Администрацией города направлено истцу требование о сносе дома в срок (с учетом изменения) до ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что бездействие административного ответчика в части непринятия решения об изъятии жилых помещений, ненаправлении проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, нарушает ее жилищные права.

Административный истец в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца по доверенности Н.Н. Бутина на удовлетворении административных исковых требований настаивала, просила суд признать бездействие Администрации МО «Город Архангельск» по проведению предварительной процедуры изъятия жилых помещений в признанном аварийным и подлежащим сносу <адрес> в г. Архангельске незаконным, выразившиеся в не направлении проекта соглашения об изъятии недвижимости, расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, жилое помещение общей площадью 196,6 кв.м, кадастровый для муниципальных нужд, с определением цены, сроков и других условий выкупа; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании представитель административного ответчика Рудкина В.О. с административным иском не согласилась. Указала, что Администрация города не бездействует, процедура изъятия, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ начата. Распоряжение об изъятии земельного участка и жилых помещений будет принято в ближайшее время, в настоящее время идет завершающая стадия согласования и подписания главой МО «Город Архангельск». В случае удовлетворения судом административных исковых требований просила установить срок не менее 6 (шести) месяцев для принятия соответствующего решения.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что Паленая О.А. является собственником <адрес> маршалов в г. Архангельске.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> маршалов в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя главы города по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ р многоквартирный <адрес> маршалов в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Город Архангельск» направила административному истцу, а также иным собственникам помещений требования о сносе аварийного дома, установив срок их исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Собственникам жилых помещений дома было предложено решить вопрос о сносе дома. Также разъяснено, что в случае, если собственники в установленный срок не осуществят снос дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства установлены решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-4562/2018, вступившим в законную силу.

В соответствии с решением суда требование о сносе изменено в части срока сноса на ДД.ММ.ГГГГ.

В апреле 2019 года администрация МО «Город Архангельск» разместила на официальном Интернет-ресурсе сообщение о планируемом изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: г. Архангельск, <адрес>. На данном земельном участке расположена среди прочего квартира, принадлежащая административному истцу.

Аналогичное сообщение о планируемом изъятии земельного участка опубликовано в газете «Архангельск-город воинской славы» (821) от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что распоряжение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, и жилых помещений, расположенных по указанному адресу, в том числе, квартиры, принадлежащей административному истцу, не принималось.

В судебное заседании представитель административного ответчика представила проект распоряжения, который будет утверждён в ближайшее время.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В соответствии с положением п. 4 той же статьи изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.

Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:

1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;

2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;

3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;

4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;

5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;

6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;

7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;

8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласно п. 2 той же статьи согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.

Как предусмотрено п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В материалах дела доказательств принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и недвижимого имущества по спорному адресу, не имеется, в связи с чем, суд находит требования о признании незаконным бездействия, понуждении принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Судом установлено, что не принятие уполномоченным органом в течение длительного периода времени действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает жилищные права граждан.

Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственников жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания, однако в данном случае указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена.

Административным ответчиком не оспаривается, что в адрес административного истца проект соглашения не направлялся.

Доводы административного ответчика об отсутствии обязанности по направлению проекта соглашения об изъятии недвижимости безосновательны, противоречат приведённым выше нормам права.

То обстоятельство, что в ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не указано на необходимость применения ч. 4 данной статьи при изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, подлежащее изъятию, для государственных или муниципальных нужд, в то время как в части 4 говорится о необходимости направления собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка, а также проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, не свидетельствует об отсутствии обязанности направить проект соглашения.

Обязанность органа местного самоуправления направить проект соглашения усматривается из системного толкования ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в части 9, подлежащей применению, говорится о получении собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Недостаточность финансирования не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения предусмотренного законом обязанности. Указание в законе на направление решения об изъятии и проекта соглашения одновременно является основанием для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не направления всех необходимых документов.

Включение <адрес> в г. Архангельске в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (утверждена постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп) с планируемой датой окончания переселения ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует об отсутствии бездействия. Само по себе включение дома в адресную программу не исключает обязанности администрации муниципального образования «город Архангельск» по соблюдению процедуры изъятия жилых помещений, установленной действующим законодательством, в разумный срок. Иное толкование ставит граждан, чьи жилые помещения расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и включенными в адресную программу в неравное положение по сравнению с гражданами, чьи жилые помещения расположены в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и в такую программу не включенными.

С учетом конкретных обстоятельств дела, сроков проведения процедур, связанных с оценкой недвижимости для целей определения ее стоимости, необходимой к указанию в соглашении, но вместе с тем, учитывая, что административным ответчиком своевременных мер к направлению проекта соглашения административным истцам не принято (должно было быть направлено одновременно с решением об изъятии), суд полагает, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений в части не направления административному истцу проекта соглашения является срок – шесть месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.

В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Паленой О. А. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Архангельск», по не направлению Паленой О. А. проекта соглашения об изъятии недвижимости, расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, для муниципальных нужд с определением цены, сроков и других условий выкупа.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу направить Паленой О. А. проект соглашения об изъятии недвижимости, расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, для муниципальных нужд с определением цены, сроков и других условий выкупа.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Паленой О. А. судебные расходы в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2019 года.

2а-4712/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация МО "Город Архангельск"
Бутина Н.Н.
Паленая О.А.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
02.08.2019Регистрация административного искового заявления
02.08.2019Передача материалов судье
05.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2019Предварительное судебное заседание
02.09.2019Судебное заседание
09.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее