Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
15 декабря 2023 года <адрес>
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Аюпова Р.А., при секретаре ФИО5, с участием помощника прокурора <адрес> ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора <адрес> к индивидуальному предпринимателю (далее ИП) ФИО3 о приостанволении деятельности ИП ФИО3 (ИНН 052512309799, ОГРН №) по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>/а, с кадастровым номером 05:03:060012:423 до устранения нарушений пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора <адрес> РД обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Как следует из искового заявления, прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности автомобильными заправочными и газозаправочными станциями.
Проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалиста ОНД ИПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес> РД на многотопливной автомобильной заправочной станции «Аза» (далее – МАЗС «Аза»), расположенной по адресу: <адрес>/а выявлены ряд существенных нарушений действующего законодательства, сопряженные с угрозой возникновения пожара и создающие реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
Согласно информации начальника ОНД и ПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес>м РД АГЗС «Аза» не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно: Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Нормам пожарной безопасности 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности (НПБ 111-98*); СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности".
Установлены следующие нарушения:
АЗС не оснащена наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Здание объекта защиты автозаправочной станции не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (ст. 83 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Планировка территории АЗС выполнена без учета исключения возможности растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности»);
На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.27 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности»);
Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Оборудование технологических систем не обеспечивает осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (п. 7.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
АЗС не оснащена в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Руководитель организации не организовал разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах по ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ-2013 (п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
АЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами; крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек. (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.22 СП 156.13130-2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
На заправочном островке СУГ не предусмотрена единовременная заправка только одного автомобиля. Также устройство и оснащение заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива не исключает возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.14 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
Не обеспечено предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности указанного пролива (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.18 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
В отношении объекта защиты не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
В помещениях здания объекта защиты не обеспечивается наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 36 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Руководителем организации не обеспечивается выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а именно не обеспечивает размещение на территории знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено» (п. 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Руководитель организации не обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (п. 36 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Выход паров топлива в окружающее пространство должно быть исключено помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан автоцистерны с топливом (п. 380 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»).
Вышеуказанные обстоятельства создают угрозу для жизни и здоровья граждан и условия пребывания граждан на МАЗС, необходимо привести в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В связи с тем, что круг лиц, посещающих АГЗС «Аза» постоянно меняется, определить конкретных лиц, не представляется возможным. Настоящее заявление инициируется в интересах неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, просит суд приостановить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН 052512309799, ОГРН №) по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>/а, с кадастровым номером 05:03:060012:423 до устранения указанных нарушений пожарной безопасности.
В ходе рассмотрения дела по существу от и.о.прокурора <адрес> ФИО6 поступило дополнение исковых требований, из которых следует, что прокуратурой района с привлечением специалистов ТО ФИО2 Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и Кавказского ФИО2 проведена проверка соблюдения на автозаправочной станции «Аза» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой выявлены следующие нарушения:
-отсутствует на АГЗС «Аза» решение об установлении СЗЗ (Санитарно-защитные зоны), что является нарушением п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
-не представлен (отсутствует) заключительный акт по результатам медосмотра сотрудниками, что является нарушением п. 45 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
-не представлен (отсутствует) список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что является нарушением п. 22 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
-отсутствует программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что является нарушением ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
-отсутствует уголок потребителя, что является нарушением ст. 8, ст.9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей»;
-отсутствует договор и документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что является нарушением п. 209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
-отсутствуют знаки о запрете курения табака, что является нарушением ст. 12 п.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;
-отсутствует производственный контроль за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников, что является нарушением п.4.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
-отсутствуют санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, что является нарушением п. 8.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
-перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования;
-клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий;
-отсутствует информация о проведении проверки (пломба или клеймо, или документ о проведении проверки) манометра, установленного на сосуде СУГ;
-не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка;
-соединительные рукава, применяемые на ОПО не подвергались гидравлическому испытанию на прочность;
-не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
С учетом изложенного, просит суд приостановить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН 052512309799, ОГРН №) по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>/а, с кадастровым номером 05:03:060012:423 до устранения указанных выше в дополнении к исковому заявлению нарушений санитарно-эпидемиологического надзора и законодательства в области промышленной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО7 исковые требования прокурора поддержал, при этом пояснил, что ИП ФИО3 указанные в исковом заявлении нарушения в области пожарной безопасности, нарушения нормы санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушения, выявленные в ходе осмотра АЗС «Аза» специалистом Кавказского ФИО2 в области промышленной безопасности, устранены не в полном объеме. Проведенной дополнительной проверкой выявлены следующие нарушения:
АЗС не оснащена наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Планировка территории АЗС выполнена без учета исключения возможности растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности»);
На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.27 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности»);
Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Оборудование технологических систем не обеспечивает осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (п. 7.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
АЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами; крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек. (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.22 СП 156.13130-2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
На заправочном островке СУГ не предусмотрена единовременная заправка только одного автомобиля. Также устройство и оснащение заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива не исключает возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.14 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
Не обеспечено предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности указанного пролива (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.18 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
В отношении объекта защиты не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
В помещениях здания объекта защиты не обеспечивается наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 36 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Выход паров топлива в окружающее пространство должно быть исключено помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан автоцистерны с топливом (п. 380 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
-не представлены программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и договор на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля за условиями труда в АЗС «Экойл»»;
Соединительные рукава, применяемые на ОПО не подвергались гидравлическому испытанию на прочность. Нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв.приказом ФИО4 от 15.12.2020г. №;
Не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка. Нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв.приказом ФИО4 от 15.12.2020г. №.
Просил суд удовлетворить исковое заявление прокурора, приостановить деятельность индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН 052512309799, ОГРН №) по использованию в качестве автозаправочной станции объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>/а, с кадастровым номером 05:03:060012:4 до устранения указанных выше нарушений, обязать ИП ФИО3 устранить указанные выше нарушения.
В судебном заседании ответчик ИП ФИО3 не явилась, обратилась с заявлением, где исковые требования прокурора <адрес> признала в той части, в которой ею не устранены требования норм пожарной безопасности, просила суд предоставить ей время для устранения указанных оставшихся пунктов нарушений норм пожарной безопасности. В части нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области промышленной безопасности, ею указанные ранее в исковом заявлении нарушения устранены в полном объеме.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований - Отдел надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес>, Ногайскому и <адрес>м ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, ТО ФИО2 Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Кавказское ФИО2 в судебное заседание своих представителей не направили, надлежаще и заблаговременно извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Заместитель руководителя Кавказского ФИО2 А.М. обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФИО4.
Выслушав доводы сторон, изучив исковые требования и представленные сторонами письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон).
В ст. 1 Закона под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Закона к нормативным документам относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования о пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Закона руководители организаций в области пожарной безопасности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц служб пожарной охраны.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» СП 156.13130.2014, устанавливающий требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.
Как установлено в судебном заседании, проведенными прокуратурой <адрес> РД проверкой с привлечением специалиста ОНД и ПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес> РД, с привлечением специалистой ТО ФИО2 Роспотребнадзора по РД в <адрес> на автозаправочной станции «Аза», принадлежащем ИП ФИО3, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения действующего законодательства в области пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области промышленной безопасности.
Как установлено судом и подтверждается представленными доказательствами, в том числе объяснениями сторон, фотографическими снимками территории объекта, ответчиком устранены частично имевшие место на АЗС «Аза» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области промышленной безопасности, частично устранены нарушения норм пожарной безопасности, в том числе сооружен пожарный водоем, установлены огнетушители, пожарный щит, составлен проект на организацию санитарно-защитной зоны, получено экспертное заключение на проект СЗЗ, подано заявление в ТО ФИО2 Роспотребнадзора по РД в <адрес> на получение санитарно-эпидемиологического заключения на организацию проекта санитарно-защитной зоны АГЗС; составлен список работников, подлежащих периодическим медосмотрам; составлен договор на вывоз ТКО со специализированной организацией; заменен предохранительный клапан против превышения давления для емкостей сжиженного газа, работники АГЗС, ответственных за обеспечение пожарной безопасности прошли обучение в ООО «Бранд-Спектр» и др.
Принимая во внимание, что доказательств исполнения предписания и устранения нарушений требований пожарной безопасности в остальной части суду не представлено, ответчик ИП ФИО3 не отрицала, что иные указанные в исковом заявлении нарушения ею не устранены в полном объеме, просила суд предоставить время для их устранения, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, законодательства в области промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Вместе с тем, учитывая то, что ответчиком принимаются меры, направленные на устранение нарушений правил пожарной безопасности, законодательства в области промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у суда оснований для удовлетворения требований истца о приостановлении деятельности данного объекта.
При этом суд учитывает также то обстоятельство, что в материалах дела не содержится сведений о наличии неустранимых нарушений при эксплуатации (АГЗС «Аза»), расположенном по адресу: <адрес>.
Кроме того, в случае невыполнения предписаний органа пожарного надзора по устранению нарушений пожарной безопасности при их устранимости, действующим законодательством предусмотрен иной способ защиты права, в том числе и неопределенного круга лиц, с применением административных мер к организации, не выполняющей требования предписаний об устранении нарушений противопожарных норм, включая наказания в виде административного приостановления деятельности в соответствии с частью1 статьи 3.12 КоАП РФ, которое может быть назначено в случаях, предусмотренных статьями особенной части Кодекса об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь в данном случае в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных ему законодательством.
В силу положений ст.206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом мнения сторон, полагает возможным установить ответчику срок для исполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности одни месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.45 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о.прокурора <адрес> РД ФИО6 удовлетворить частично.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО3 (ИНН 052512309799, ОГРН №) в течении месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, законодательства в области промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте недвижимости (АЗС «Аза»), расположенном по адресу: <адрес>, а именно:
- резервуары АЗС не оснащены наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
планировка территории АЗС выполнена без учета исключения возможности растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности»);
на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.27 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности»);
резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
оборудование технологических систем не обеспечивает осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (п. 7.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»; ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
АЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами; крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек. (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.22 СП 156.13130-2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
на заправочном островке СУГ не предусмотрена единовременная заправка только одного автомобиля. Также устройство и оснащение заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива не исключает возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.14 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
не обеспечено предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности указанного пролива (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.18 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности);
в отношении объекта защиты не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
в помещениях здания объекта защиты не обеспечивается наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 36 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (п. 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
Выход паров топлива в окружающее пространство должно быть исключено помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан автоцистерны с топливом (п. 380 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
-не представлены программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и договор на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля за условиями труда в АЗС «Экойл»»;
соединительные рукава, применяемые на ОПО не подвергались гидравлическому испытанию на прочность. Нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв.приказом ФИО4 от 15.12.2020г. №;
не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка. Нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв.приказом ФИО4 от 15.12.2020г. №.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать ИП ФИО3 государственную пошлину в размере 300 рублей в доход федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.
Председательствующий
судья Р.А.Аюпов