Дело № 2-455/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 августа 2022 года г. Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Круглова Л.А.,
при секретаре Пенкиной К.М.,
с участием:
истца Носуленко Л.В.,
представителя истца адвоката Кремешковой С.А., действующей на основании ордера №14 от 28.04.2022 (л.д.18),
представителя ответчика администрации Снежинского городского округа Челябинской области Артюшкиной Е.А., действующей на основании доверенности от 31.05.2022 (л.д. 93),
представителя третьего лица ГУ ОПФР по Челябинской области Гарась Н.А., действующей на основании доверенности от 01.10.2021 (л.д. 84),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с использованием средств аудиофиксации гражданское дело по иску Носуленко Ларисы Витальевны к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании права и включении в стаж муниципальной службы периодов ее работы
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Носуленко Л.В. обратилась с административным исковым заявлением к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании незаконным отказа по исчислению стажа муниципальной службы от 04.04.2022 (л.д. 4).
Определением суда от 01.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела в порядке искового производства (л.д.33-34).
С учетом уточненных исковых требований Носуленко Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Снежинского городского округа Челябинской области, о признании права и включении периодов работы в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - пенсионный орган) с 29.03.1994 по 30.11.1995 и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности уполномоченного и старшего уполномоченного по г. Снежинску отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в стаж муниципальной службы для назначения ей пенсии за выслугу лет (л.д.4, 41).
В обоснование иска указала, что в 2022 году она обратилась в комиссию по исчислению стажа муниципальной службы Администрации Снежинского городского округа о включении в стаж муниципальной службы в период с 29.03.1994 по 30.11.1995 в должности уполномоченного и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности старшего уполномоченного по г. Снежинску отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
На момент увольнения из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в связи с переводом в государственное упреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации г. Снежинска 28.09.2001 на должность старшего уполномоченного и в последующим назначением 01.10.2001 на должность начальника отдела уполномоченных.
Должностную инструкцию на перечисленные периоды работы Пенсионный фонд ей не предоставил, однако имеются приказы о приеме ее на работу и характеристики, которые косвенно характеризуют ее должностные обязанности.
Решением комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальным служащим аппарата администрации и органов управления администрации г. Снежинска 24.03.2022, было отказано по существу заявления, так как представленная должностная инструкция по должности старшего уполномоченного Пенсионного форда Российской Федерации от 01.10.2001 не относится к предлагаемому в зачет стажа муниципальной службы периоду работы с 29.03.1994 по 28.09.2001.
Ей зачтен в стаж муниципальной службы период работы в должности начальника отдела уполномоченных продолжительностью 1 год 0 месяцев 04 дня.
Ее должность, которую она занимает в настоящее время, относится к муниципальной службе. Срок ее выхода на пенсию ноябрь 2022, по достижении возраста для муниципальных служащих. При переводе на должность старшего уполномоченного ее функции, выполняемые в должности уполномоченного, фактически остались неизменными, добавилась только обязанность по составлению общегородской сводной отчетности.
Считает данный отказ необоснованным, поскольку фактически должность уполномоченного и старшего уполномоченного отделения пенсионного фонда являются тождественными и все выполняемые должностные обязанности как по одной, так и по другой должности включают в себя основную функцию: осуществление контроля достоверности представленных индивидуальных сведений о заработке и стаже (в части общего трудового стажа) застрахованных лиц с проведением документальных проверок страхователей.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец Носуленко Л.В. и ее представитель адвокат Кремешкова С.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержали, настаивали на его удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Снежинского городского округа Челябинской области Артюшкина Е.А., в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований истца, поскольку на основании решения суда указанные истцом периоды работы можно зачесть в муниципальный стаж. Также пояснила, что решением комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальным служащим аппарата администрации и органов управления администрации г. Снежинска от 24.03.2022 Носуленко Л.В. было отказано по существу заявления, поскольку представленных истцом документов было недостаточно для удовлетворения ее заявления.
Протокольным определением суда от 01.06.2022 в качестве третьего лица привлечено ГУ ОПФР по Челябинской области (л.д.31-32).
Представителя третьего лица ГУ ОПФР по Челябинской области Гарась Н.А., в судебном заседания полагала об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Носуленко Л.В., поскольку согласно п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19.11.2007 № «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации», в стаж гражданской службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышающие пять лет. Истец не указывает, какой именно период работы, не превышающий пять лет, подлежит включению в стаж.
Просит учесть, что в период работы истца в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области источником финансирование данного учреждения являлся Пенсионный фонд, тогда как оплата труда муниципальных служащий производится за счет средств муниципалитета.
Дополнительно пояснила, что с заявлением о назначении муниципальной пенсии в орган пенсионного фонда Носуленко Л.В. не обращалась.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд полагает следующее.
В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Носуленко Л.В. 29.03.1994 была принята в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на должность уполномоченного по г. Челябинск-70 (в настоящее время г. Снежинск), на основании приказа №02-02/102 лс от 29.03.1994 (л.д.10 оборот, 14).
01.12.1995 Носуленко Л.В. переведена на должность старшего уполномоченного отделения ПФР по Челябинской области (г. Снежинск) (л.д.11).
Приказом отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области №07-02/193лс от 28.09.2001 Носуленко Л.В. уволена в порядке согласованного перевода в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Снежинска Челябинской области (л.д. 11, 15).
Полагая, что имеются основания для включения предшествующих периодов работы в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области с 29.03.1994 по 30.11.1995 в должности уполномоченного и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности старшего уполномоченного, в стаж муниципальной службы для 29.03.1994 по 30.11.1995 в должности уполномоченного и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности старшего уполномоченного для назначения ей пенсии за выслугу лет, Носуленко Л.В. 24.03.2022 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением.
Решением комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальным служащим аппарата администрации и органов управления администрации города Снежинска, оформленного протоколом №7 от 24.03.2022 (л.д. 124-125), Носуленко Л.В. отказано в удовлетворении ее заявления о зачете в стаж муниципальной службы стажа работы в должностях уполномоченного и старшего уполномоченного по г. Челябинску-70 Отделения ПФР по Челябинской области в период с 29.03.1994 по 28.09.2001, о чем истец была уведомлена письмом от 04.04.2022 (л.д.7). Основанием для отказа послужило то, что представленная должностная инструкция по должности старшего уполномоченного ПФР от 01.10.2001 не относится к предлагаемому в зачет стажу муниципальной службы периоду работы (с 29.03.1994 по 28.09.2001).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Судом установлено, что замещаемые Носуленко Л.В. в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области в периоды с 29.03.1994 по 30.11.1995 в должности уполномоченного и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности старшего уполномоченного не отнесены к должностям муниципальной службы, что истцом и другими участвующими в деле лицами не оспаривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно положений ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 №1532 в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Так решением комиссии по исчислению стажа муниципальной службы оформленной протоколом №2 от 17.01.2020 Носуленко Л.В. было рекомендовано представиться дополнительные документы для подтверждения стажа в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации в период с 29.03.1994 по 28.09.2001 (л.д.48).
В подтверждение указанного стажа истцом представлена должностная инструкция по должности старшего уполномоченного ПФР от 01.10.2001, которая обосновано не принята комиссией по исчислению стажа муниципальной службы как не относящаяся к предлагаемому в зачет стажу муниципальной службы периоду работы (с 29.03.1994 по 28.09.2001).
При этом суд соглашается с доводом представителя ГУ ОПФР по Челябинской области Гарась Н.А., о том, что согласно п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19.11.2007 № «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации», в стаж гражданской службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышающие пять лет, однако Носуленко Л.В. не указывает, какой именно период работы не превышающий пять лет подлежит включению в стаж. Сам же период работы с 29.03.1994 по 28.09.2001 превышает указанный пятилетний срок, поскольку согласно представленной истцом выписки из протокола №7 от 15.07.2016 заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы ей был зачтен в стаж муниципальной службы период работы с 01.10.2001 по 04.10.2002 в должности руководителя МРППУ – начальника отдела Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ г. Снежинска Челябинской области, который составил 1 год 0 месяцев и 4 дня, соответственно необходимый для зачета стаж работы должен составлять 3 года 11 месяцев 26 дней.
Из системного толкования перечисленных выше положений следует, в стаж муниципальной службы для установления гражданским служащим, к каковым Носуленко Л.В., замещая должность уполномоченного и старшего уполномоченного отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, отнесена, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и иных гарантий, возможно включение периодов работы в должностях, не относящихся к должностям муниципальной службы при условии принятия такого решения компетентным лицом (руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации) к каковым относится Комиссия по исчислению стажа муниципальной службы (л.д.76-82).
При этом, принятие компетентным лицом положительного решения о включении в муниципальный стаж периодов работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, является правом, а не обязанностью такого лица.
Поскольку соответствующего решения о включении периодов работы Носуленко Л.В. в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области с 29.03.1994 по 30.11.1995 в должности уполномоченного и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности старшего уполномоченного в стаж муниципальной службы для назначения ей пенсии за выслугу лет, компетентным лицом не принималось, то оснований для удовлетворения требований истца у суда, не наделенного соответствующими полномочиями по сопоставлению должностных обязанностей, выяснению обстоятельств наличии опыта и знаний работы, позволявших включить периоды такой работы в стаж муниципальной службы, в отсутствие решения компетентного лица, не имеется.
Довод Носуленко Л.В. об отсутствии должностных инструкций занимаемых ей должностей уполномоченного с 29.03.1994 по 30.11.1995 и старшего уполномоченного с 01.12.1995 по 28.09.2001 не является безусловным основанием для удовлетворения ее исковых требований и возложения на ответчика обязанности включить этот период работы в стаж муниципальной службы дающей право для назначения пенсии за выслугу лет.
Довод истца о наличии сведений о выполняемой работе в представленных ей фотокопиях характеристик имеющих даты 29.06.1994 и 27.01.1995 (л.д. 16-17), не свидетельствуют безусловно о выполнении ей указанной работы в период с 01.12.1995 по 28.09.2001, который значительно выходит за период выполнения работы, указанной в характеристиках (не позднее 27.01.1995). Указание в характеристиках о том, что за время испытательного срока Носуленко Л.В. освоила работу по подготовке проверок предприятий по своевременному и полному поступлению страховых взносов в пенсионный фонд; по регистрации предприятий, учреждений организации и предпринимателей; разноску бухгалтерских документов на компьютере; применение ПЭВМ при решении производственных вопросов; проведение анализа и контроля за поступлением средств в ПФР; работа с выписками банка; ведение аналитических документов и реестров с использованием компьютерной техники; подготовка и сверка в отделении ПФР реестра поступления страховых взносов; участие в регистрации страхователей; приеме расчетных ведомостей; оформление и сверка наблюдательных дел; работа с предпринимателями и фермерами, не позволяет сделать вывод о том, что опыт и навыки работы уполномоченного и старшего уполномоченного необходимым для исполнения должностных обязанностей в должности муниципального служащего, основаны на личном мнении истца, и не подтверждены материалами дела, вследствие чего подлежат отклонению. Доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая спор, суд не установил оснований для включения в стаж муниципальной службы периодов осуществления Носуленко Л.В. трудовой деятельности в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, согласившись с обоснованностью позиции комиссии по исчислению стажа муниципальной службы муниципальным служащим аппарата администрации и органов администрации г. Снежинска, в части не отнесения замещаемых истцом в должностей к должностям муниципальной службы, государственной гражданской службы, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Носуленко Л.В. к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании права и включение в стаж муниципальной службы периодов ее работы с 29.03.1994 по 30.11.1995 и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности уполномоченного и старшего уполномоченного по г. Снежинску Отделения Пенсионного форда Российской Федерации по Челябинской области, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Носуленко Ларисы Витальевны к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании права и включение в стаж муниципальной службы периодов ее работы с 29.03.1994 по 30.11.1995 и с 01.12.1995 по 28.09.2001 в должности уполномоченного и старшего уполномоченного по г. Снежинску Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд.
Председательствующий Л.А. Круглова
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>