Судья: Малород М.Н. Дело №2а-415/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Малород М.Н.
при секретаре Болдыревой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Чернова А. И. к административным ответчикам Комитету по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области, Администрации Аксайского района Ростовской области, о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка,
у с т а н о в и л :
Чернов А.И. обратился в суд с настоящим иском и указал в его обоснование следующие обстоятельства.
Административный истец обратился в Комитет по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района Ростовской области с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
... г. истец получил письменный отказ в перераспределении земель, расположенных по адресу: ..., находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Считая данный отказ незаконным и необоснованным, заявитель и обратился в суд с настоящим административным иском в котором просил признать незаконным отказ КИЗО Аксайского района Ростовской области и Администрации Аксайского района Ростовской области в удовлетворении его заявления о перераспределении земельного участка с КН № ... площадью 2108 кв.м, земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: .... 2-а и обязать указанные органы утвердить схему расположения данного земельного участка.
В судебное заседание административный истец Чернов А.И. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь требованиями ст. 150 КАС РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося административного истца.
Явившаяся в судебное заседание представитель административных ответчиков по доверенностям № ....10/1 от ... г. и № ... от ... г. Бодахова М.М. возражала против удовлетворения заявленного иска указав на то, что, согласно Правилам землепользования и застройки Грушевского сельского поселения минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 600 кв.м. При этом, истцом заявлена просьба о присоединении ему земельного участка за счет земли, государственная собственность на которую не разграничена площадью 2018 кв.м, что значительно превышает установленный ПЗЗ размер площади. Более того, в данном случае возможно формирование самостоятельного земельного участка. Поэтому заявителю и было отказано в предоставлении испрашиваемой им услуги. Представитель полагает, что заявитель в данном случае в нарушение установленных требований земельного законодательства пытается приобрести в собственность земельный участок. Также обратила внимание, что Распоряжением КИЗО АР РО № ... от ... г. Постановление администрации Грушевского сельского поселения Аксайского района Ростовской области № ... от ... г., которым была утверждена схема расположения земельного участка в целях его образования путем перераспределения, отменено как незаконное. Также представитель ответчика возражала против иска в части требований к Администрации Аксайского района Ростовской области, т.к. надлежащим ответчиком по указанному делу может являться только Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района, как орган, на который ст. 3.3 Федерального Закона № ... от ... г. с ... г. возложена обязанность по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В судебном заседании из представленного административным истцом Черновым А.И. Межевого плана, изготовленного ... г. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с КН № ..., расположенного по адресу: Россия, ..., и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлено, что Чернов А.И. является собственником земельного участка с КН № ... площадью 1100 кв.м, расположенного по адресу: Россия, ....
В данном случае Чернов А.И. решил воспользоваться положениями главы V.4 Земельного кодекса РФ и путем заключения соглашения с ответчиком присоединить земельный участкок площадью 2108 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, расположенный рядом с принадлежащим ему земельным участком и образовать самостоятельный новый земельный участок общей площадью 3208 кв.м.
Для этих целей изначально он обратился в Администрации Грушевского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, где ... г. Главой поселения постановлением № ... была утверждена схема расположения земельного участка (л.д.42об.).
После чего по заявлению Чернова А.И. кадастровым инженером МУП АР БТИ был подготовлен соответствующий Межевой план (л.д.9-20 – копия Межевого плана).
С ... г. в соответствии с положениями ФЗ РФ №137-ФЗ от 25.10.01 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с Положением о Комитете по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области, в Аксайском районе полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования «Аксайский район», по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Аксайский район» и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в пределах границ сельских поселений Аксайского района Ростовской области, и осуществлению иных, связанных с использованием земельных участков функций, сочетающим отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера, возложены на Комитет по имущественным и земельным отношениям Аксайского района Ростовской области.
В октябре 2017 года Чернов А.И. обратился в Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области по вопросу заключения Соглашения о перераспределении земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу.
Между тем, ... г. со стороны КИЗО Аксайского района Ростовской области Чернову А.И. был выдан ответ об отказе в удовлетворении его заявления.
Кроме того, в ходе проверки данного заявления и приобщенных к нему материалов, было принято Распоряжение № ... от ... г. о признании утратившим силу постановления администрации Грушевского сельского поселения Аксайского района Ростовской области от ... г. № ..., которым была утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка, площадью 3208 кв.м (л.д.55).
Полагая данный отказ незаконным, Чернов А.И. и обратился в суд с настоящим иском.
Между тем, суд полагает, что оснований для удовлетворения иска Чернова А.И. не имеется.
Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Как уже было указано выше, в заявлении о перераспределении земельного участка Чернов А.И. просил перераспределить принадлежащий ему на праве частной собственности земельный участок с кадастровым номером 61:02:0030301:203 (площадью 1100 кв. м) и смежные земли, государственная собственность на которые не разграничена (площадью 2108 кв.м).
Согласно п.1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи закона установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 2 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Из п.8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
При наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решение КИЗО Аксайского района Ростовской области ... г. об отказе Чернову А.И. в перераспределении земельного участка обосновано ссылками на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29, а также на ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно под. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть отказано, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
Из пункта 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ следует, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Межевой план, представленный истцом в КИЗО АР РО, содержит ссылку на Выписку из Правил землепользования и застройки Грушевского сельского поселения, согласно которой земельный участок испрашиваемый истцом входит в Ж-1. Зону существующей индивидуальной жилой застройки.
При этом, для жилых зон Ж-1-Ж-3 указанными ПЗЗ установлены следующие размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства: максимальная - 8000 кв.м, минимальная – 600 кв.м.
В данном случае истец просит присоединить к принадлежащему ему участку площадью 1100 кв.м, земельный участок площадью 2108 кв.м. С учетом данной площади – 2108 кв.м, а также ПЗЗ Грушевского сельского поселения Аксайского района Ростовской области следует, что имеется возможность образовать самостоятельный земельный участок. При этом, Межевой план сведений о том, что такой самостоятельный участок образовать невозможно, не содержит.
Согласно ч. 2 статьи 3 КАС РФ и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства судах является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфёре административных и иных публичных правоотношений.
Предъявление требования, с учетом характера нарушения права должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Исходя из положений ст. 13 ГК РФ, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными актов, незаконными действий государственных органов, необходимо установить одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, действий закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом или действием прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
По смыслу п.1 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Указанное выше основание для отказа административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка является достаточным.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика отсутствует нарушение прав заявителя, которое требует защиты путем удовлетворения заявленного иска. В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Чернова А.И. в полном объеме.
Также не имеется оснований и для удовлетворения иска административного истца к административному ответчику Администрации Аксайского района Ростовской области. Во-первых, доказательств нарушения прав истца Администрацией Аксайского района Ростовской области последним не представлено. Во-вторых, как уже было указано выше всеми вопросами, связанными с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены в соответствии с требованиями закона и Положением на Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Отказать Чернову А. И. в удовлетворении иска.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 12 февраля 2018 года.
Судья Аксайского районного суда
Ростовской области М.Н. Малород