ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 декабря 2022 года г.Вичуга
Судья Вичугского городского суда Ивановской области Бразер А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального унитарного предприятия «Комсервис» поселка Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области (далее – МУП «Комсервис» пос.Старая Вичуга, МУП «Комсервис», МУП), находящегося по адресу: 155310, Ивановская область, Вичугский район, пос.Старая Вичуга, ул.Клубная, д.1, ИНН 3701049881, ОГРН 1163702076383,
УСТАНОВИЛ:
МУП «Комсервис» пос.Старая Вичуга совершило использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования таким объектом, при следующих обстоятельствах.
19 сентября 2022 года МУП «Комсервис», осуществляющее водоотведение в пос.Старая Вичуга Вичугского муниципального района Ивановской области, а именно прием сточных вод от абонентов Старовичугского городского поселения, включая население и предприятия, производило на территории данного поселения сброс указанных сточных вод без очистки в реку Вичужанка через три выпуска эксплуатируемой МУП канализационной сети, что является формой водопользования, в отсутствие решения уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) – о предоставлении этого водного объекта (р.Вичужанка) в пользование МУП, чем нарушило ст.11 Водного кодекса РФ.
В судебном заседании законный представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица – директор предприятия Г. показал, что проблема в получении решения на предоставление р.Вичужанка в пользование следует из отсутствия в пос.Старая Вичуга очистных сооружений, возможностей по строительству которых у предприятия нет. Данным вопросом занимается администрация поселения – собственник канализационных сетей. Предприятие дважды подавало заявку на получение решения о представлении водного объекта в пользование, но оба раза документы были возвращены, в последний раз – в связи с отсутствием сведений о наличии измерительных приборов качества сбрасываемых вод и воды в водном объекте, установку которых он считает нецелесообразной до появления очистных сооружений.
Изучив представленные материалы дела, выслушав доводы законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, судья приходит к следующему.
МУП «Комсервис» создано Постановлением Главы Старовичугского городского поселения от 15.09.2016 г. №160 и за МУП на праве хозяйственного ведения закреплено соответствующее муниципальное имущество, в том числе канализационная сеть.
В поселке Старая Вичуга МУП «Комсервис» осуществляет водоотведение, являясь гарантирующей организацией (п.6 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно акту выездной внеплановой проверки МУП со стороны Департамента от 27 сентября 2022 года, содержание которого директором предприятия не оспаривается, и прилагаемого протокола осмотра объектов и территорий, сточные воды пос.Старая Вичуга собираются в канализационную сеть и сбрасываются в границах населенного пункта в р.Вичужанка без очистки через 3 выпуска.
Система канализации, эксплуатируемая МУП, поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В произведенных в ходе проверки пробах сточных вод обнаружено превышение по ряду показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ.
Акты отбора сточных вод и протоколы их исследования специалистами филиала по Ивановской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» в материалах дела представлены.
Согласно справкам МУП «Комсервис» об объемах принятых сточных вод оно принимает стоки как от населения Старовичугского городского поселения, так и более чем от 25 организаций, включая социальные учреждения и коммерческие предприятия.
На основании п.19 ч.1 ст.1 Водного Кодекса РФ (далее – ВК РФ) сточными водами являются, в том числе сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования.
В силу ст.37, ч.1 ст.44 ВК РФ сброс сточных вод в водный объект, в частности, в реку (ст.5 ВК РФ) является одной из форм водопользования.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.11 ВК РФ право пользования поверхностным водным объектом для сброса сточных вод возникает на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ч.1 ст.8 ВК РФ такие водные объекты, как река, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
В силу п.1 ч.1 ст.26 ВК РФ полномочия по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование на основании решений передано органам государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п.3.8.7 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 г. № 565-п, Департамент осуществляет полномочия РФ в области водных отношений, в том числе по предоставлению водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ивановской области, в пользование на основании решений о предоставлении.
12 апреля 2021 года МУП «Комсервис» обращалось в Департамент с заявкой на получение решения о предоставлении р.Вичужанка в пользование, однако предприятию было отказано в рассмотрении предоставленных документов ввиду их некомплектности, а именно из-за отсутствия сведений о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте и качества сбрасываемых сточных вод.
Требование о приложении таких сведений к заявке по-прежнему содержаться в п.22 Административного регламента, утв. Приказом Минприроды РФ от 29.06.2020 г. №400.
Перечень недостающих для принятия заявки на получение решения документов предприятием был получен 21 апреля 2021 года.
Между тем, с указанного времени должных мер по получению решения о предоставлении р.Вичужанка в пользование предприятием не предпринималось.
Вопреки доводам директора предприятия, принятие заявки на получение решения о предоставлении водного объекта в пользование не ставилось Департаментом в прямую зависимость от наличия в Старовичугском городском поселении очистных сооружений.
В полученном МУП перечне недостающих для принятия заявки документов речь шла только об отсутствии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды, однако сведений о приятии предприятием мер по приобретению и установке такой аппаратуры либо об обращении в Департамент с новой заявкой, где соответствующие документы о наличии такой аппаратуры были бы изложены, суду не представлено.
В этой связи следует отметить, что принятие мер к появлению в Старовичугском городском поселении очистных сооружений не равнозначно принятию мер по получению решения о предоставлении реки в пользование.
Кроме того, на момент обращения МУП с заявкой в апреле 2021 года состав документов, необходимых для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, был предусмотрен Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844, в которых действительно содержалось требование о приложении к заявке сведений о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества сточных вод и воды в водном объекте.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 г. №18 данное постановление отменено и утверждены новые Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, где требований о наличии контрольно-измерительной аппаратуры качества воды не содержится.
Однако и после принятия новых Правил вплоть до выявления правонарушения по настоящему делу, т.е. на протяжении 8 месяцев, МУП с новой заявкой на получение решения о предоставлении р.Вичужанка в пользование не обращалось.
19 сентября 2022 года при осмотре канализационных стоков в пос.Старая Вичуга в ходе внеплановой проверки должностным лицом Департамента в очередной раз выявлено, что МУП «Комсервис» осуществляет сброс неочищенных стоков в р.Вичужанка. Решение о предоставлении этого водного объекта в пользование у МУП отсутствует.
Таким образом, предприятие путем сброса сточных вод в р.Вичужанка использовало данный водный объект в отсутствие решения о предоставлении его в пользование, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП «Комсервис» могло в полной мере законно осуществлять использование р.Вичужанка для сброса стоков лишь при получении решения о предоставлении этого водного объекта в пользование, однако осуществляло эту деятельность в отсутствие такого решения. После получения в апреле 2021 года отказа в рассмотрении заявки на получение данного решения ввиду некомплектности предоставленных документов, должных мер к исправлению ситуации не предпринимало, в том числе после принятия Правительством РФ новых правил обращения с указанными заявками.
Доводы законного представителя МУП о необходимости строительства очистных сооружений перед оформлением решения о предоставлении р.Вичужанка в пользование несостоятельны, поскольку оформление такого решения при эксплуатации водного объекта – это самостоятельное требование законодательства.
Согласно своему Уставу МУП «Комсервис» является коммерческой организацией с самостоятельным финансовым балансом; полученные от используемого имущества доходы поступают в хозяйственное ведение предприятия; за свою деятельность оно взимает плату с абонентов.
В соответствии со ст.7.6 КоАП РФ использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Совершение МУП «Комсервис» данного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе:
- учредительными документами МУП, договором и актом о передаче предприятию канализационных сетей;
- актом выездной внеплановой проверки, в ходе которой было выявлено вмененное правонарушение;
- протоколом осмотра объектов и территории с фотоматериалом, справками об объемах сточных вод, протоколами количественного химического анализа проб воды, которыми подтверждается осуществление сброса сточных вод в р.Вичужанка в пос.Старая Вичуга из эксплуатируемой МУП канализационной сети;
- протоколом об административном правонарушении, объяснением и показаниями директора предприятия, письмом об отказе в рассмотрении заявки на получение решения о предоставлении водного объекта в пользование от 12.04.2021 г., исходя из которых такое решение у предприятия на момент проверки отсутствовало.
При данных обстоятельствах действия МУП по использованию водного объекта без документов, на основании которых возникает такое право, суд признает правонарушением и квалифицирует эти действия по ст.7.6 КоАП РФ.
При этом следует отметить, что правонарушение в данном случае состоит именно в использовании водного объекта без документов, дающих на это право, поскольку решение о закреплении имущества за МУП, в том числе канализационных выпусков, было принято уже в момент создания предприятия, а водопользование происходит в виде сброса сточных вод, т.е. со стороны предприятия не было самовольного занятия водного объекта.
Кроме того, договор водопользования с МУП не заключался, поэтому отсутствует и такое проявление правонарушения, как водопользование с нарушением его условий.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, сопряженного в данном случае со сбросом неочищенных канализационных стоков в водный объект, на пользование которым привлекаемым к ответственности лицом не получено решение, достаточных оснований для признания этого правонарушения малозначительным согласно ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
При определении вида и размера наказания подлежат учету имеющиеся смягчающие обстоятельства, характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица.
Смягчающими ответственность предприятия обстоятельствами судья признает:
- на основании п.4 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ – оказание лицом, совершившим правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу, что выразилось в предоставлении предприятием Департаменту и суду необходимых для разрешения дела документов, и в изложении своих пояснений директором предприятия;
- на основании п.6 ч.1 ст.4.2 КоАП РФ – добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба, что выразилось в оплате предприятием рассчитанной Департаментом суммы денежных средств за вред, причиненный сбросом сточных вод в реку с нарушением законодательства.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено. С учетом требований ст.4.6 КоАП РФ МУП «Комсервис» не считается ранее подвергнутым административному наказанию за однородное правонарушение.
Судья также принимает во внимание трудное финансовое положение МУП, наличие большой дебиторской и кредиторской задолженности, несение предприятием бремени гарантирующей водоотведение организации.
Учитывая приведенные сведения, судья признает справедливым и отвечающим цели предупреждения новых правонарушений назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
Судья считает нецелесообразным административное приостановление деятельности МУП в качестве наказания, поскольку такое приостановление может привести к крайне неблагоприятным для его абонентов последствиям, в том числе социальным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать МУП «Комсервис» пос. Старая Вичуга виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Документ, подтверждающий оплату штрафа, следует представить в Вичугский городской суд Ивановской области.
В силу ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. Согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, влечет (применительно к юридическим лицам) наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А. Бразер