Решение по делу № 2-857/2023 от 29.06.2023

Дело №2-857/2023

УИД 65RS0010-01-2022-001537-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2023 года                            город Оха Сахалинская область

Охинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Мелиховой З.В.,

при секретаре судебного заседания Гладких А.В.,

с участием представителя истца Репкина А.А.,

представителя ответчика Канащенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Москвитиной Елены Валерьевны к Финансовому управлению муниципального образования городской округ «Охинский» о взыскании денежной компенсации стоимости нежилого помещения, судебных расходов,

установил:

Москвитина Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к финансовому управлению муниципального образования городской округ «Охинский» (далее финансовое управление МО ГО «Охинский» в котором просит взыскать выкупную цену за изъятое нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 68 кв. м., кадастровым , в размере 1 345 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 925 рублей.

В обоснование требований указала, что является собственником вышеуказанного нежилого помещения, жилой дом, в котором оно расположено, заключением межведомственной комиссии от 04 декабря 2019 года №99 признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации муниципального образования городской округ «Охинский» (далее администрация МО ГО «Охинский») от 26 декабря 2019 год №958 жилой <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения до 31 декабря 2024 года. Обратившись в администрацию МО ГО «Охинский» 21 октября 2022 года с заявлением о выплате денежного возмещения за нежилое помещение <адрес>, на что получила ответ, что денежных средств в бюджете на указанные цели не предусмотрено. С учетом уточнения исковых требований, просит взыскать с финансового управления МО ГО «Охинский» выкупную цену за изъятое нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 68 кв. м., кадастровым , в размере 1 296 638 рублей 40 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 683 рубля.

Истец, надлежащим образом извещенная о дате времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Представитель истца, допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца – Репкин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в уточненной редакции.

Представитель ответчика финансового управления МО ГО «Охинский» Канащенко Н.С., действующая на основании доверенности, полагала возможным удовлетворить исковые требования в части, а именно без учета суммы за непроизведенный капитальный ремонт.

Представители третьих лиц администрации МО ГО «Охинский», Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономики МО ГО «Охинский», Управления Росреестра по Сахалинский области, Министерства строительства Сахалинской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, об отложении не просили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, экспертное заключение, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239); 3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; 9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения (статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством прямо не урегулированы.

В пункте 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 - 286 настоящего Кодекса.

Таким образом, в связи с отсутствием в законодательстве норм, регулирующих права собственника и порядок изъятия для муниципальных нужд нежилого помещения в жилом доме, суд применяет аналогию закона, нежилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным, может быть выкуплено у его собственника или взамен его может быть предоставлено иное помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно статье 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Судом установлено, что истцу Москвитиной Е.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 68 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, назначение данного помещения – магазин (аптека). Данное помещение согласно техническому паспорту является помещением встроенным в многоквартирный жилой дом и является его неотъемлемой составной частью и не может существовать отдельно от него.

Заключением «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» от 04 декабря 2019 года №99 Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МО ГО «Охинский» от 28 января 2019 года №30, жилой многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации МО ГО «Охинский» от 26 декабря 2019 года №958 «О признании многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Охинский», аварийными и подлежащими сносу», утвержден список домов подлежащих сносу, в который включен в том числе жилой многоквартирный <адрес>, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31 декабря 2024 года.

Постановлением администрации МО ГО «Охинский» от 15 августа 2022 года №607, земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <адрес>, изъят для муниципальных нужд.

Для определения размера выкупной цены за нежилое помещение площадью 68 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> истцом представлен Отчет ООО «Антикризисный центр» от 18 октября 2022 года №РС-31/22 об определении рыночной стоимости имущества.

Согласно Отчета от 18 октября 2022 года №РС-31/22, размер выкупной цены за нежилое помещение, принадлежащего Москвитиной Е.В., расположенного по вышеуказанному адресу, составляет 1 345 000 рублей, указанная сумма складывается из: рыночной стоимости недвижимости – 394 778 рублей, компенсации за не произведенный капитальный ремонт – 924 655 рублей, стоимости земельного участка – 25 983 рубля.

Ответчиком Отчет не оспаривается, вместе с тем полагает, что компенсация за непроизведенный капитальный ремонт взысканию не подлежит.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на необходимости взыскания выкупной стоимости с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Статья 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании частит 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Порядок же изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определяется Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2 статьи 56.8 ЗК РФ).

Таким образом, приведенные правила определения возмещения за изымаемый земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости нежилого назначения отличаются от порядка определения возмещения, установленного частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается истец, и не предусматривают включение компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в состав возмещения за изымаемый объект недвижимости.

По настоящему гражданскому делу, положения статьи 32 Жилищного кодекса РФ, которая включает в выкупную стоимость изымаемого жилого помещения компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, при разрешении требований истца применению не подлежат, поскольку спорные правоотношения не относятся к жилищным, исходя из того, что у истца было изымается принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Москвитиной Е.В. о взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение округленно в размере 421 000 рублей, которая складывается из рыночной стоимости недвижимости – 394 778 рублей, стоимости земельного участка – 25 983 рубля, определенные в Отчете ООО «Антикризисный центр» от 18 октября 2022 года №РС-31/22.

Исходя из того, что решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом принято администрацией МО ГО «Охинский», возмещение в пользу истца подлежит взысканию за счет средств бюджета МО ГО «Охинский» с финансового управления МО ГО «Охинский» как главного распорядителя бюджетных средств.

Согласно статьям 88 и 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как следует из материалов дела, при подаче иска истцом оплачена государственная пошлина от первоначальной цены иска в размере 14 925 рублей.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований с ответчика финансового управления МО ГО «Охинский» за счет средств бюджета МО ГО «Охинский» в пользу истца подлежит взысканию возмещение расходов на уплату госпошлины в размере 7 410 рублей.

С учетом того, что требования Москвитиной Е.В. удовлетворены в части взыскания выкупной стоимости, то ее право собственности на изымаемое нежилое помещение подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Москвитиной Елены Валерьевны к Финансовому управлению муниципального образования городской округ «Охинский» о взыскании денежной компенсации стоимости нежилого помещения, судебных расходов – удовлетворить частично.

Взыскать с Финансового управления муниципального образования городской округ «Охинский» (ИНН 6506006551) в пользу Москвитиной Елены Валерьевны (паспорт ) выкупную стоимость нежилого помещения, общей площадью 68 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в связи с изъятием его в муниципальную собственность в размере 421 000 рублей, судебные расходы в размере 7 410 рублей, всего 428 410 (четыреста двадцать восемь тысяч четыреста десять) рублей.

Решение является основанием для регистрации прекращения права собственности Москвитиной Елены Валерьевны (паспорт ) на нежилое помещение общей площадью 68 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, и основанием для регистрации права муниципальной собственности администрации муниципального образования городской округ «Охинский» на указанное помещение.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Охинский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                      З.В. Мелихова

Решение в окончательной форме принято 26 сентября 2023 года.

Судья                                                               З.В. Мелихова

<данные изъяты>

2-857/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Москвитина Елена Валерьевна
Ответчики
Финансовое управление МО ГО "Охинский"
Другие
Администрация МО ГО "Охинский"
Министерство строительства Сахалинской области
КУМИиЭ МО ГО "Охинский"
Управление Росреестра по Сахалинской области
Репкин Александр Александрович
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Мелихова Зинаида Владимировна
Дело на странице суда
ohinskiy.sah.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.06.2023Передача материалов судье
06.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее