Судья Катбамбетов М.И. дело № 33-1029/2023
(номер дела суда первой инстанции 2-4641/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 мая 2023 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Боджокова Н.К.,
судей – Козырь Е.Н. и Сиюхова А.Р.,
при секретаре судебного заседания – Кохужевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика УФСИН по <адрес> на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> о назначении пенсии - удовлетворить частично.
Признать приказ Управления Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс о внесении изменений в ФИО2 по РА от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС «О наложении дисциплинарного взыскания, расторжении контракта о службе в уголовно исполнительной системе РФ и увольнении со службы в уголовно исполнительной системе РФ ФИО1,» в части расчета выслуги лет в льготном исчислении, а именно не включении в выслугу лет периодов учебы - незаконным.
Обязать ответчика Управление Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> произвести истцу ФИО1, перерасчет выслуги лет в льготном исчислении и включить в выслугу лет в льготном исчислении период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управления Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> произвести расчет и выплатить сумму пенсии начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управление Федеральной службы исполнения наказания России по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., пояснения представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика ФИО2 по <адрес> ФИО1 Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания ФИО2 по Республики Адыгея о назначении пенсии, признании незаконным ФИО2 об увольнении, о перерасчете выслуги лет, и включении в выслугу лет в льготном исчислении периода учебы. В обоснование иска ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы в ФИО2 по <адрес> по собственному желанию. Выслуга лет в льготном исчислении у него составила 20 лет 4 месяцев 28 дней. Выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 2 месяца. Также указал, что при увольнении в ФИО2 по РА ему сообщили о наличии у него право обращения на оформление льготной пенсии. После этого он предоставил все необходимые документы в адрес ответчика для оформления пенсии по выслуге лет.
Однако письменным решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии, поскольку до поступления на службу в уголовно-исполнительную систему, он проходил обучение в заочной форме, в политехническом колледже филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический институт». Периоды обучения в вышеуказанном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не были включены в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии. Считает письменное решение ФИО2 по РА об отказе в назначении льготной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
С учетом уточненных исковых требований ФИО1 просил суд признать решение Управления Федеральной службы исполнения наказания ФИО2 по <адрес> об отказе в назначении ему пенсии незаконным. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО2 по <адрес> включить в выслугу лет в льготном исчислении период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания ФИО2 по <адрес> произвести расчет и выплатить всю сумму пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Обязать Управление Федеральной службы исполнения и наказания ФИО2 по <адрес> выплатить ему в счет компенсации морального вреда сумму в размере 500 000 руб.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое, которым в удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что при рассмотрении настоящего спора суду следовало руководствоваться Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Также указывает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам УИС, поступившим на службу до ДД.ММ.ГГГГ, включение периодов обучения возможно только при условии обучения по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях. ФИО1 поступил на службу в УИС в 2004 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в период до поступления на службу проходил обучение в высшем учебном заведении по заочной форме обучения. Однако данные факты не были учтены судом первой инстанции.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 1, ч. 3 ст. 11, ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Как следует из материалов дела, ФИО1 сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Цею Р.К. определена выслуга лет для назначения пенсии 20 лет 04 месяцев 28 дней (в льготном исчислении).
ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О внесении изменений в ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-лс «О наложении дисциплинарного взыскания, расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Цея Р.К.» внесены изменения. Выслуга лет Цея Р.К. на ДД.ММ.ГГГГ составила: в календарном исчислении – 12 лет 09 месяцев 07 дней, в льготном исчислении – 19 лет 00 месяцев 05 дней (л.д. 18-19).
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично требования истца, руководствовался пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого не следует, что в выслугу лет засчитывается время обучения до поступления на службу только по очной форме. Соответственно, поскольку ФИО1 был принят на службу в учреждение уголовно-исполнительной системы в августе 2004 года, когда действующее законодательство предусматривало включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы времени (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу, как по очной, так и по заочной форме в образовательных учреждениях высшего образования, то применению подлежит законодательство, регулирующее соответствующие отношения на момент поступления истца на службу.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции незаконными и необоснованными ввиду следующего.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, регламентировано Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет, является наличие соответствующей выслуги на военной службе (службе в органах уголовно-исполнительной системы).
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, названный Закон в статье 18 установил правило, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 может засчитываться время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы урегулирован постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Пунктом 2 данного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
В перечень образовательных учреждений, установленный Правительством Российской Федерации, время обучения в которых до поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий входят гражданские высшие образовательные учреждения либо профессиональные образовательные организации.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в политехническом колледже филиала ГОУВПО «Майкопский государственный технологический институт» по заочной форме обучения. ДД.ММ.ГГГГ истцу вручен диплом Яблоновского политехнического колледжа «Майкопский государственный технологический институт» СБ 3574720 №, с присвоением квалификации «юрист» (л.д. 22).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности стажера; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в уголовно-исполнительной системе на различных должностях; ДД.ММ.ГГГГ – уволен из уголовно-исполнительной системы по ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в уголовно-исполнительной системе на различных должностях; ДД.ММ.ГГГГ – уволен из уголовно-исполнительной системы по ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в уголовно-исполнительной системе на различных должностях; ДД.ММ.ГГГГ уволен из уголовно-исполнительной системы по ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс (л.д. 23-45).
Из вышеуказанного видно, что ФИО1 увольнялся из уголовно-исполнительной системы трижды: ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс.; ДД.ММ.ГГГГ по ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс; ДД.ММ.ГГГГ согласно ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-лс. Однако ни при первичном увольнении в 2008 году, ни при повторном – в 2016 году истец не обращался с заявлением о назначении пенсии.
Правоотношения, связанные со службой ФИО1 в уголовно-исполнительной системе возникли до дня вступления Закона N 197-ФЗ в силу (до ДД.ММ.ГГГГ), согласно части 2 статьи 38 которого в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы.
Поскольку в нормах Закона N 197-ФЗ отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежит применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, статьей 63 которого установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы (абзац второй пункта 2).
Исходя из изложенного, порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, предполагает включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, поступивших на службу до ДД.ММ.ГГГГ, периодов их обучения только по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях. Аналогичная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1142-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 18 закона российской федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пункта 2 постановления правительства российской федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1760 в пункт 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 внесены изменения, в частности пункт 2 дополнен абзацем 3 следующего содержания: "В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу с ДД.ММ.ГГГГ".
Из приведенных выше положений действующего законодательства, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О следует, что порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением службы в органах уголовно-исполнительной системы, предполагает включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы периодов их обучения только по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях.
На основании изложенного, учитывая вышеуказанные нормы закона, прохождение истцом обучения в политехническом колледже филиала ГОУВПО «Майкопский государственный технологический институт» по заочной форме обучения, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к ФИО2 по <адрес> о признании решения ФИО2 по <адрес> об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включения в выслугу лет в льготном исчислении периодов учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет и выплатить всю сумму пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьей 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу ответчика ФИО2 по <адрес> удовлетворить.
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 ноября 2022 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 по <адрес> о признании решения ФИО2 по <адрес> об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включения в выслугу лет в льготном исчислении периодов учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет и выплатить всю сумму пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 мая 2023 года.
Председательствующий Боджоков Н.К.
Судьи Козырь Е.Н.
Сиюхов А.Р.