Решение по делу № 2-41/2021 от 28.01.2021

УИД 35RS0021-01-2021-000035-26

Дело № 2-41/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тарногский Городок 14 апреля 2021 года

Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Игошкиной О.В.,

с участием представителя истца зам. прокурора Тарногского района Вологодской области Ангулиной О.Н.,

представителя ответчика администрации Илезского сельского поселения Вячеславова Н.М.,

при секретаре Дмитриевской В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарногского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Илезского сельского поселения Тарногского района Вологодской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарногского района Вологодской области обратился в суд с иском к администрации Илезского сельского поселения Тарногского района Вологодской области о возложении обязанностей.

В обоснование иска указав, что прокуратурой района на основании информации, поступившей от начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области (далее – ОНД и ПР) проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района. Установлено, что ОНД и ПР в отношении администрации Илезского сельского поселения в период со 02.11.2020 по 25.11.2020 проведена внеплановая проверка по контролю исполнения ранее выданного предписания от 12.05.2020 № 14/1/1(далее-предписания) об устранении нарушений требований пожарной безопасности. По результатам проверки выявлено, что в установленный предписанием срок, т.е. до 01.11.2020, администрацией Илезского сельского поселения не выполнены пункты 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 17 указанного предписания.

Согласно п. 1 акта проверки ОНД и ПР от 25.11.2020 (далее – акт проверки) территории общего пользования Илезского сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (п.2 предписания).

В п.2 акта проверки установлено, что муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не определены мероприятия по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара территории Илезского сельского поселения, не обеспечивается беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара л. Елифановская (неисправный мост) (п.5 предписания).

Из п.п. 3, 4, 5, 6, 7 акта проверки следует, что не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного противопожарного водоснабжения из пожарного резервуара, расположенного в с. Илезский Погост (у школы), из р. Кортюга в с. Илезский Погост, из р. Айга в п. Айга, ул. Набережная у дома № 1; из пожарного резервуара в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6, из р. Кортюга в д. Окуловская, а именно: не устроены подъезды с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; не предусмотрены указатели в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

Кроме того, не обозначено направление движения указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарных резервуаров, являющихся источником наружного противопожарного водоснабжения, в с. Илезский Погост (у школы), в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6 (пункты 6, 7, 8, 9, 10 предписания).

Согласно п.8 акта проверки населенные пункты с числом жителей 50 и более человек с. Илезский Погост, п. Айга, д. Окуловская не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в количестве не менее 2 штук из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров (п. 11 предписания).

В соответствии с п.9 акта проверки дислокация подразделений пожарной охраны на территории Илезского сельского поселения не позволяет обеспечить время прибытия первого подразделения к месту вызова в сельских поселениях 20 минут в населенные пункты: п. Конторка, д. Огудалово, д. Шевелевская, д. Елифановская (п. 17 предписания).

Из представленной администрацией Илезского сельского поселения информации следует, что на сегодняшний день вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не устранены.

Со ссылкой на пункт 9 части 1 и часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 19 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьи 6, 63, части 1, 2 статьи 68, часть 1 статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на положения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункты 10.3, 10.4, 10.10 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 просит возложить на администрацию Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района обязанность в срок не позднее 1 октября 2021 года:обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара д. Елифановская;оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоемам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения: пожарному резервуару, расположенному в с. Илезский Погост (у школы), реке Кортюга в с. Илезский Погост, реке Айга в п. Айга, ул. Набережная у дома № 1, пожарному резервуару в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6, реке Кортюга в д. Окуловская; обозначить местонахождение и направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимися источником противопожарного водоснабжения, в с. Илезский Погост (у школы), в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6 указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015; обеспечить населенные пункты с числом жителей 50 и более человек с. Илезский Погост, п. Айга, д. Окуловская источниками наружного противопожарного водоснабжения в количестве не менее 2 штук из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров; обеспечить дислокацию подразделений пожарной охраны на территории Илезского сельского поселения исходя из нормативного времени прибытия первого подразделения к месту вызова 20 минут в населенные пункты: п. Конторка, д. Огудалово, д. Шевелевская, д. Елифановская.

В дальнейшем исковые требования были увеличены, просили возложить также на администрацию Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района обязанность в срок не позднее 1 октября 2021 года обеспечить территории общего пользования Илезского сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Определением Тарногского районного суда Вологодской области от 20 февраля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Тарногского муниципального района Вологодской области.

Протокольным определением судьи, вынесенным в судебном заседании, администрация Тарногского муниципального района Вологодской области из соответчиков переведена в третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

Представитель истца зам. прокурора Тарногского района Ангулина О.Н. в судебном заседании исковые требования, уточнила, просив возложить на администрацию Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района обязанность в срок не позднее 1 октября 2021 г.

- обозначить местонахождение и направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимися источником противопожарного водоснабжения, в с. Илезский Погост (у школы), в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6 указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015;

- обеспечить территории общего пользования Илезского сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Обязать в срок не позднее 1 октября 2022 года, поскольку выполнение этих требований требует значительных финансовых затрат и времени:

- обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара д. Елифановская;

- оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоемам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения: пожарному резервуару, расположенному в с. Илезский Погост (у школы), реке Кортюга в с. Илезский Погост, реке Айга в п. Айга, ул. Набережная у дома № 1, пожарному резервуару в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6, реке Кортюга в д. Окуловская;

- обеспечить населенные пункты с числом жителей 50 и более человек с. Илезский Погост, п. Айга, д. Окуловская источниками наружного противопожарного водоснабжения в количестве не менее 2 штук из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров;

- принять меры по локализации возможных пожаров и спасению людей и имущества до прибытия Государственной противопожарной службы в населенных пунктах п. Конторка, д. Огудалово, д. Шевелевская, д. Елифановская, где время прибытия первого подразделения к месту вызова превышает нормативные 20 минут, уточнив данное требование на основании ч.1 ст.19 ФЗ от 06.12.2003 г. №131-ФЗ,

Подержав требования по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика администрации Илезского сельского поселения Вячеславов Н.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, пояснил, что указатели для обозначения местонахождения и направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам закуплены, оснащение первичными средствами пожаротушения и инвентарем также будет летом этого года. Выполнение остальных требований требует значительных финансовых затрат. Подъезды с твердым покрытием будут сделаны, но здесь они не могут согласовать их расположение с пожарными службами, необходимо урегулировать этот вопрос, поскольку там, где указывают противопожарные службы, весной проходит затопление и все эти площадки смоет. Принимаются меры по локализации пожаров до прибытия противопожарной службы, в д. Шевелевская куплена помпа, заключен договор на ее обслуживание, за ней закреплен работник, не доработаны нормативные документы, будет решен вопрос по п. Конторка. По обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара д. Елифановская имеются трудности из-за аварийного состояния моста. Администрация Тарногского муниципального района по соглашению передала часть полномочий по содержанию дорог администрации Илезского сельского поселения, однако финансирования не хватает, для ремонта моста требуется более трех миллионов руб. Будут решать этот вопрос. По требованию по обеспечению населенных пунктов с числом жителей 50 и более человек источниками наружного противопожарного водоснабжения – в д. Окуловская имеется подъезд у реки и искусственный водоем объемом 50 куб.м., но в радиусе 200 метров не охватываются два жилых дома. В этой части намерены подать заявку на следующий год.

Представитель 3-го лица администрации Тарногского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В возражениях, указали, что в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для исполнения возложенных обязательств 20 декабря 2019 года между администрацией Тарногского муниципального района в лице руководителя администрации района Гусева С.М. заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий района в сфере дорожной деятельности сельским поселениям района. Ответственность за обеспечение проезда к месту пожара в д. Елифановская Тарногского района согласно соглашению от 20 декабря 2019 года возлагается на администрацию Илезского поселения. Администрацией Илезского сельского поселения утверждены постановления от 17.04.2018 № 12 «Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения в местах общественного пользования населенных пунктов Илезского сельского поселения» и от 26.10.2020 № 32 «Об оснащении территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в границах населенных пунктов Илезского сельского поселения». В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ обязанности по обеспечению территории общего пользования Илезского сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем возлагаются на Илезское сельское поселение Тарногского муниципального района. Просят в исковых требованиях к администрации Тарногского муниципального района отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации района.

Представитель третьего лица ОНД и ПР по Нюксенскому и Тарногскому районам в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ред. от 27.12.2018) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 указанного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 62 данного Закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Согласно ст. 4 Технического регламента к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 68 Закона Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Согласно ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с абз. 3 п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. (в ред. От 31.12.2020 г.) направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Требования к знакам пожарной безопасности отражены в приложении К "ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".

Согласно п. 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии состатьей 19Федерального закона "О пожарной безопасности".

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

В соответствии с п. 10.10 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225 (далее - СП 8.13130), к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

В случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно, в емкостях (резервуарах) систем водоснабжения следует предусматривать пожарный объем воды (пункт 9.1. данных правил).

В соответствии с пунктами 10.3, 10.4 СП 8.13130 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (п. 10.3). Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) (п.10.4).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, согласно ч.1 ст.19 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-З "О пожарной безопасности" относится в числе прочего принятие мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

Статьей 76 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут (часть 1 данной статьи.

В силу п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дорожная деятельность представляет собой деятельность по строительству и содержанию автодорог, а сами автодороги включают такие объекты на дорожном полотне, как мосты и другие инженерные сооружения.

Ответственность за содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района несут органы местного самоуправления муниципальных районов.

20 декабря 2019 года заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий района в сфере дорожной деятельности поселениям района между администрацией Тарногского муниципального района в лице руководителя администрации района Гусева С.М. и администрацией Илезского сельского поселения в лице главы Вячеславова Н.М., согласно которому администрация района передала администрации поселения осуществление части своих полномочий в сфере дорожной деятельности, а именно: 1) в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности содержания, ремонта и строительства дорог и мостов местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; 2) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.4 Устава Илезского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Как усматривается из материалов дела, 12 мая 2020 года администрации Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.05.2020 г. № 14/1/1 со сроком устранения выявленных нарушений до 1 ноября 2020 года.

В ноябре 2020 года на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногским районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Лобанова А.В. от 01.10.2020 года № 41 в рамках осуществления федерального государственного контроля за выполнением требований пожарной безопасности в отношении администрации Илезского сельского поселения была проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения органом местного самоуправления ранее выданного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.05.2020 г. № 14/1/1.

По результатам данной проверки составлен акт проверки № 41 от 25 ноября 2020, в котором зафиксированы факты невыполнения пунктов 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 17 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.05.2020 г. № 14/1/1.

29 декабря 2020 года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногским районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Лобановым А.В. в адрес прокуратуры Тарногского района направлена информация о неисполнении администрацией Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района в установленный срок пунктов 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 17 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.05.2020 г. № 14/1/1.

В ответ на требование прокуратуры от 21.01.2021 года о предоставлении информации по исполнению предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.05.2020 г. № 14/1/1 администрация Илезского сельского поселения сообщила, что по п.2 написан проект по «народному бюджету» на 2021 год по оснащению территорий общего пользования инвентарем; по п.5 принято Постановление от 02.07.2020 № 20 «Об утверждении Положения об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории Илезского сельского поселения», к д. Елифановская не обеспечен проезд по мосту через реку Кокшеньга ввиду того, что мост находится в аварийном состоянии (подтверждающих документов не имеется); по пунктам 6 и 7 – в с. Илезский Погост имеется пожарный резервуар 50 куб.м. и подъезд к реке Кортюга, подъезды круглогодичные, что подтверждает акт проверок; по п.8 в п. Айга на ул. Набережная у дома № 9 в октябре 2020 года построен искусственный пожарный резервуар емкостью 50 куб.м, проезд обеспечен круглый год; по п.9 в п. Айга на ул. Вахнева у дома № 6 имеется искусственный пожарный резервуар емкостью 50 куб.м, проезд обеспечен круглый год, имеется акт проверки технического состояния источников наружного водоснабжения от 12.02.2020; по п.10 в д. Окуловская у перекрестка дорог имеется искусственный пожарный резервуар емкостью 50 куб.м, проезд обеспечен круглый год, имеется акт проверки технического состояния источников наружного водоснабжения от 12.02.2020; по п.11 в с. Илезский Погост имеется пожарный резервуар емкостью 50 куб.м. и подъезд к реке Кортюга, в д. Окуловская имеется пожарный резервуар емкостью 50 куб.м. и подъезд к реке Кортюга, в п. Айга имеются два пожарных резервуара емкостью 50 куб.м, подъезды круглогодичные, что подтверждает акт проверок; по п. 17 - п. Конторка находится в 30 км от п. Айга, пункта дислокации ОП-97, д. Шевелевская находится в 40 км от п. Айга, пункта дислокации ОП-97, в этом населенном пункте есть пожарная помпа, закрепленная за Тархановым В.А., на 2021 год запланировано приобретение новой мотопомпы и пожарного рукава в п. Конторку.

В подтверждение данных сведений администрацией Илезского сельского поселения в прокуратуру представлены:

- копия Устава МО «Илезское сельское поселение»;

- копия Постановления администрации Илезского сельского поселения от 02.07.2020 № 20 «Об утверждении Положения об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории Илезского сельского поселения» и Положение об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара на территории Илезского сельского поселения»;

- копия Постановления администрации Илезского сельского поселения от 04.10.2018 № 41 «О создании в целях пожаротушения условий для забора в любое время воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах Илезского сельского поселения и на прилегающих к ним территориях» и Правила учета и проверки технического состояния источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Илезского сельского поселения и на прилегающих к ним территориях с приложениями 1, 2, 3;

- копия Постановления администрации Илезского сельского поселения от 25.01.2021 № 1 «О внесении изменений в постановление администрации поселения от 14.10.2018 года» согласно приложению 1 «Реестр источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории Илезского сельского поселения»;

- копия Постановления администрации Илезского сельского поселения от 17.04.2018 № 12 «Об утверждении Перечня первичных средств пожаротушения в местах общего пользования населенных пунктов Илезского сельского поселения»;

- копия Постановления администрации Илезского сельского поселения от 26.10.2020 № 32 «Об оснащении территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в границах населенных пунктов Илезского сельского поселения»;

- копия заявки для участия в конкурсном отборе Илезского сельского поселения по проекту «Оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров с. Илезский Погост» по реализации проекта «Народный бюджет», заявка направлена в связи с нехваткой в бюджете поселения финансовых средств на выполнение предписаний ГПН (п. 3.2), планируемая общая стоимость проекта 70000 рублей, ожидаемый срок реализации проекта – 4 месяца; заявка согласована 21.10.2020;

- документы о принятии в казну (в перечень муниципального имущества) Илезского сельского поселения имущества, в т.ч. пожарного водоема д. Гольчевская и д. Грибовская, пожарного водоема д. Мичуровская;

- копия акта проверки технического состояния пожарного гидранта, противопожарного водоема от 12.02.2020 в пос. Айга, согласно которому на территории поселения имеется и проверено источников противопожарного водоснабжения: ПГ, В/Б, А/С, пирсов, подъездов – нет, ПВ – 16, из них 4 искусственные и 12 естественные; из них неисправны ПВ – 4, ПВ – естественный в д. Степушино, в д. Якинская, в д. Карчевская на р. Илеза, в д. Елифановская на р.Кокшеньга (закрыт проезд по аварийному мосту);

- справка о зарегистрированном и проживающем населении на территории Илезского сельского поселения на 01.01.2021, согласно которой в с. Илезский Погост зарегистрировано 98 чел., проживает 80 чел.; в д. Елифановская зарегистрировано 2 чел., проживает 4 чел.; в п. Конторка зарегистрировано 85 чел., проживает 38 чел.; в п. Айга зарегистрировано 165 чел., проживает 970 чел.; в д. Шевелевская зарегистрировано 47 чел., проживает 7 чел..

Также, как следует из представленных в материалах дела документов, администрацией Илезского сельского поселения в рамках реализации проекта «Народный бюджет» поданы заявки для участия в конкурсном отборе Илезского сельского поселения по проекту «Оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров п. Айга» (планируемая общая стоимость проекта 70000 рублей, ожидаемый срок реализации проекта – 4 месяца; заявка согласована 21.10.2020); по проекту «Устройство пожарного водоема емкостью 50 кубических метров в д. Гольчевская и д. Грибовская» (планируемая общая стоимость проекта 173081,00 рублей); по проекту «Устройство пожарного водоема емкостью 50 кубических метров в п. Айга» (планируемая общая стоимость проекта 173081,00 рублей); по проекту «Устройство пожарного водоема емкостью 50 кубических метров в д. Мичуровская» (планируемая общая стоимость проекта 165725 рублей).

Кроме того, администрацией Илезского сельского поселения в Финансовое управление Тарногского муниципального района направлялась заявка от 08.10.2020 г. о выделении на предписание ГПН дополнительно из бюджета района 900000 рублей на обустройство пирсов с твердым покрытием и на подъезды к открытым водоисточникам для забора воды пожарным автомобилем в любое время года.

В ответ на данную заявку Финансовое управление Тарногского муниципального района сообщило, что данная заявка рассмотрена, но в ее удовлетворении отказано ввиду отсутствия поступлений дополнительных собственных доходов в бюджет района.

Представлены договоры на содержание пожарной помпы в д. Шевелевская от 13.01.2020 и от января 2021, заключенные между администрацией Илезского сельского поселения и ООО «Илеза», сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 31.12.2021 г. соответственно.

Вместе с тем документы, в подтверждении доводов ответчика, о закреплении ответственного за работу помпы, о порядке его действий при пожаре не представлены.

Таким образом, установлено, что администрацией Илезского сельского поселения не обеспечены территории общего пользования Илезского сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара д. Елифановская; не оборудованы подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоемам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения, - пожарному резервуару, расположенному в с. Илезский Погост (у школы), реке Кортюга в с. Илезский Погост, реке Айга в п. Айга, ул. Набережная у дома № 1, пожарному резервуару в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6, реке Кортюга в д. Окуловская; не обозначены местонахождение и направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимися источником противопожарного водоснабжения, в с. Илезский Погост (у школы), в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6 указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015; не обеспечены населенные пункты с числом жителей 50 и более человек с. Илезский Погост, п. Айга, д. Окуловская источниками наружного противопожарного водоснабжения в количестве не менее 2 штук из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров; при отсутствии возможности прибытия подразделений пожарной охраны, исходя из нормативного времени прибытия первого подразделения к месту вызова 20 минут в населенные пункты: п. Конторка, д. Огудалово, д. Шевелевская, д. Елифановская, не обеспечены меры по локализации возможных пожаров и спасению людей и имущества до прибытия Государственной противопожарной службы.

Данные обстоятельства не отрицаются представителем ответчика администрации Илезского сельского поселения.

Указанные нарушения создают реальную угрозу жизни или здоровья граждан, угрозу повреждения имущества физических и юридических лиц.

Обязанность по устранению выявленных нарушений лежит на администрации Илезского сельского поселения.

Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от достаточности бюджетного финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства и является их публично-правовой обязанностью.

Определение конкретного перечня первичных противопожарных мер с целью локализации пожаров и спасению людей и имущества до прибытия Государственной противопожарной службы лежит на администрации Илезского сельского поселения.

В силу имеющихся у администрации поселения полномочий, она может избрать конкретный способ исполнения предъявленных к ней требований, позволяющих исключить возникновение опасности распространения пожара.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования, подлежат удовлетворению, так как непринятие администрацией Илезского сельского поселения мер к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью, срок устранения нарушений является разумным, исходя из объема выполнения необходимых работ, учитывая баланс интересов органов местного самоуправления и населения.

Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тарногского района к администрации Илезского сельского поселения Тарногского района Вологодской области о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района в срок не позднее 1 октября 2021 года:

- обозначить местонахождение и направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимися источником противопожарного водоснабжения, в с. Илезский Погост (у школы), в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6 указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015;

- обеспечить территории общего пользования Илезского сельского поселения первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем,

и в срок не позднее 1 октября 2022 года:

- обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара д. Елифановская;

- оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к водоемам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения: пожарному резервуару, расположенному в с. Илезский Погост (у школы), реке Кортюга в с. Илезский Погост, реке Айга в п. Айга, ул. Набережная у дома № 1, пожарному резервуару в п. Айга, ул. Вахнева у дома № 6, реке Кортюга в д. Окуловская;

- обеспечить населенные пункты с числом жителей 50 и более человек с. Илезский Погост, п. Айга, д. Окуловская источниками наружного противопожарного водоснабжения в количестве не менее 2 штук из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе 200 метров;

- принять меры по локализации возможных пожаров и спасению людей и имущества до прибытия Государственной противопожарной службы на территории Илезского сельского поселения в населенных пунктах п. Конторка, д. Огудалово, д. Шевелевская, д. Елифановская, где время прибытия первого подразделения к месту вызова превышает нормативные 20 минут.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2021 г.

Судья О.В. Игошкина

2-41/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Илезского сельского поселения
Администрация Тарногского муниципального района
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Нюксенскому и Тарногскому райнам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ВО
Суд
Тарногский районный суд Вологодской области
Судья
Игошкина Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
tarnogsky.vld.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2021Судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
20.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее