Решение по делу № 2а-264/2018 (2а-2926/2017;) от 20.11.2017

Дело № 2а-264/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата> г.Владивосток

Советский районный суд <адрес> Приморского края в составе

судьи              Чернянской Е.И.,

при участии истца Карпухина С.Е.,

представителя административного истца Чепурной Л.В.,

представителя административного ответчика Галицкой В.В.,

при секретаре Андреевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Карпухина Сергея Евгеньевича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Карпухин С.Е. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что <дата> он обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером <номер> в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства, с приложением всех необходимых документов, в том числе кадастровый паспорт земельного участка. <дата> Департаментом был подготовлен и отправлен в его адрес ответ за № 20/03/02-03/29644, которым отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе объекта в/ч 60068, а также в запретном районе объекта Лермонтова-Беговая. Считает отказ незаконным и необоснованным. К заявлению приложен договор аренды земельного участка и кадастровый паспорт земельного участка от <дата>, в котором содержатся сведения о нахождении земельного участка в запретном районе объекта в/ч 60086 и запретного объекта Лермонтова-Беговая. Однако в настоящий момент эти сведения являются недостоверными и не соответствуют действительности. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № 2983 от <дата>, земельный участок находится в зоне Ж-1, зона застройки индивидуальными жилыми домами, при этом сведения о наличии запретных районов отсутствуют, также сведения о наличии запретного района отсутствуют в кадастровой карте, о чем Департаментом также не была запрошена выписка из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок. Поэтому, считает, что вывод Департамента о том, что земельный участок с кадастровым номером <номер> относится к землям, ограниченным в обороте, не соответствует действительности. На испрашиваемом земельном участке находится дом, площадью 592,2 кв.м., принадлежащее ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>. Таким образом, у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 2000 кв.м., местоположение: <адрес>

Карпухин С.Е. просит суд признать незаконным решение об отказе в предоставлении ему в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 2000 кв.м. для ведения дачного хозяйства изложенное в письме за № 20/03/02-03/29644 от <дата> и обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть его заявление в соответствие с нормами Земельного кодекса.

Административный истец Карпухин С.Е. и его представитель Чепурная Л.В. настаивали на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по доверенности Галицкая В.В. в судебном заседании административный иск не признала, представила письменный отзыв (л.д. 43-45), пояснила, что спорный земельный участок находится в границах территории запретного района объектов войсковой части 60068, а также в запретном районе объекта Лермонтова - Береговая. Кроме того, согласно представленного кадастрового паспорта земельного участка и договора аренды земельного участка, испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе объекта в/ч. Кадастровый паспорт не подлежит правовой оценке департаментом, следовательно, заявитель должен оспаривать не отказ, сделанный на основании представленного кадастрового паспорта, а документ уполномоченного государственного органа, который послужил причиной отказа. Земельный участок, расположенный на территории запретного района, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, так как такая возможность не предусмотрена федеральным законодательством. Кроме того, в границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:050004:1044, правоустанавливающие документы на который, заявителем не были представлены. Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов также не был представлен заявителем. Таким образом, принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в районе ул. Стахановская, 27 для ведения дачного хозяйства не представляется возможным.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<дата> между Карпухина С.Е. и Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заключен договор № <номер> аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на срок с <дата> по <дата> для целей не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства (л.д. 22-25).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер> внесены в ГКН <дата> (Л.Д. 26).

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером <номер> следует, что земельный участок находится в запретном районе объекта в/ч 60086 и в районе запретного объекта Лермонтова – Беговая, а также в охранной зоне инженерных коммуникаций (л.д. 26-29).

На указанном земельном участке Карпухин С.Е. построил жилой дом.

<дата> Карпухиным С.Е. зарегистрировано в ЕГРП право собственности на жилой дом, площадью 592,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании договора аренды земельного участка от <дата><номер>, а также декларации об объекте недвижимого имущества от <дата> (л.д. 32).

<дата> Карпухин С.Е. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства, приложив к указанному заявлению копию паспорта, выписку из ЕГРП на жилой дом и копию договора аренды (л.д. 6).

Согласна ответа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от <дата> № 20/03/02-03/29644, отказано Карпухину С.Е. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер> по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в запретном районе объекта в/ч 60068, а также в запретном районе объекта Лермонтова – Беговая, ссылается на п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № 135. Следовательно, земельный участок, расположенный на территории запретного района, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность, так как такая возможность федеральным законодательством не предусмотрена. В границах испрашиваемого земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером <номер>, однако правоустанавливающие документы не представлены. Также не представлено сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (л.д. 7-9).

В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ, Земельный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующем принципе - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Путем системного толкования положений ст.ст. 130. 131 ГК РФ и ст. 39.20 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что исключительное право на приобретение касается тех земельных участков, в границах которого находится объект недвижимого имущества.

Карпухин С.Е. обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер>, поскольку на данном земельном участке располагается жилой дом, принадлежащий Карпухину С.Е. на праве собственности.

Его права на аренду участка и на дом не были никем оспорены.

Вместе с тем, суд находит не доказанным тот факт, что земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в запретном районе объекта в/ч 60068, а также в запретном районе объекта Лермонтова – Беговая.

Согласно п. 5 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (ч.7 ст. 93 ЗК РФ).

Так, Постановлениям Правительства РФ от <дата> N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Согласно п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> N 405, запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

Вместе с тем, суд находит, что, отказывая в предоставлении данного участка в собственность Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края ссылается на пункт 2 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 135, согласно которого запретные зоны и запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

Однако, указанный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от <дата> N 405, которым было утверждено новое Положение об установлении запретных зон и запретных районов, в котором понятие "запретный район" не предусмотрено.

Запретные зоны военных объектов на территории Приморского края установлены постановлением Губернатора Приморского края от <дата> N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю".

В Приложении № 2 указанного постановления, в редакциях, действовавших до <дата>, для войсковой части 60068 (под № 7) установлен запретный район в размере 3 км, что также видно на схеме размещения в/ч 60086, утвержденной Постановлением Губернатора Приморского края от <дата> N 8-пг.

В дальнейшем постановлением Губернатора Приморского края от <дата> N 46-пг были внесены изменения в постановление Губернатора Приморского края от <дата> N 217-пг, которым Приложение № 2 к указанному постановлению изложено в новой редакции, в которой уже отсутствует упоминание о войсковой части 60068.

При этом, доказательств в силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок находится в запретном районе объекта Лермонтова – Беговая (Береговая), не представлено.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что видно из градостроительного плана земельного участка (л.д. 69-87).

В связи с чем, у суда не имеется оснований для вывода о том, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в запретном районе объекта в/ч 60068, а также в районе запретного объекта Лермонтова – Беговая.

Довод административного ответчика о том, что Карпухину С.Е. следует оспаривать сведения о запретных районах, внесенных в кадастровый паспорт земельного участка, суд находит не состоятельным.

Процедура внесения в ГКН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями территорий, осуществляемая кадастровой палатой на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, не является действием по кадастровому учету.

Данные позиции сформулированы в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 17867/12, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 305-КГ14-4322, от <дата> N 305-КГ15-17697.

Внесение в ГКН сведений об установлении или снятии зон с особыми условиями использования территорий на основании документов, представленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти, является прямой и безусловной обязанностью органа кадастрового учета.

Таким образом, суд находит, что данная обязанность не может быть возложена на Карпухина С.Е.

Оставшиеся два основания для отказа также являются несостоятельными.

Как видно из Приложения к обращению Карпухина С.Е. от <дата> (л.д. 9), им была предоставлена выписка из ЕГРП на жилой дом, который располагается на испрашиваемом земельном участке.

При этом, Карпухиным С.Е. в заявлении было сообщено, что на земельном участке с кадастровым номером <номер> располагается жилой дом, находящийся у него в собственности.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ Карпухину С.Е., выраженный в письме Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от <дата> № 20/03/02-03/29644, является незаконным.

Таким образом, в соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд находит, что на основании обращения Карпухина С.Е. от <дата>, поданного в предусмотренном законе порядке, у Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края возникает обязанность повторно рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:050004:406.

Руководствуясь ст. ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Карпухина Сергея Евгеньевича к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленное письмом от <дата> № 20/03/02-03/29644, принятое по обращению Карпухина Сергея Евгеньевича от <дата> о предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу:. <адрес>

Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в течении 10 (десяти) дней с момента вступления в силу решения суда устранить допущенное нарушение, путем повторного рассмотрения обращения Карпухина Сергея Евгеньевича от <дата> о предоставлении в собственность без торгов земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края сообщить об исполнении решения по административному делу в суд в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья Е.И. Чернянская

2а-264/2018 (2а-2926/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпухин С.Е.
Ответчики
ДЗИО ПК
Суд
Советский районный суд г. Владивосток
Дело на странице суда
sovetsky.prm.sudrf.ru
20.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
20.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2017[Адм.] Судебное заседание
16.01.2018[Адм.] Судебное заседание
22.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее