Гр дело № 2-67/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2018 г. с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., при секретаре Бакшеевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Индивидуальному предпринимателю Ангадаеву Михаилу Матвеевичу о запрете осуществления деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины до момента устранения нарушений закона, обязании устранить нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района РБ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИП Ангадаеву Михаилу Матвеевичу о запрете осуществления деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины до момента устранения нарушений закона, обязании устранить нарушения закона.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района совместно с Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования во исполнение п.2.2 постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения закона в сфере лесопользования.
В ходе проверки установлено, что ИП Ангадаев М.М. деятельность по приему и отгрузке древесины осуществляет на пункте, расположенном по адресу: <адрес>. В результате деятельности пункта приема и отгрузки древесины образуются следующие виды отходов: опилки древесные, стружки древесные, горбыль древесный, кора древесная и другие. Данные отходы накапливаются непосредственно на территории пункта приема и отгрузки древесины. Территории пункта приема и отгрузки древесины захламлена отходами в виде опилок, кустовыми древесными отходами, остатками железных пил, а также опилками и срезками сбуртоваными в кучи по всей территории вместе с землей. Таким образом, ответчиком допущены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства. Кроме того, ответчиком не обеспечено хранение на пункте приема и отгрузки древесины необходимой документации, не обеспечено размещение в доступном для обозрения месте необходимой информации.
В судебном заседании помощник прокурора Дашиева М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Ангадаев М.М. пояснил, что поскольку в настоящее время фактически работой по заготовке леса не занимается, территория пункта захламлена, отсутствует необходимая информация на пункте приема и отгрузки древесины. Он пытался убрать опилки, однако они примерзли. Просит предоставить время до ДД.ММ.ГГГГ для уборки территории.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 6 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 09.03.2010 № 1254-IV установлен запрет на захламление земель.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - ФЗ № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 89-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ст. 11 ФЗ № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3.3 санитарных - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлено, что временное хранение отходов на производственной территории предназначается: для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов; для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.
В соответствии с п. 3.7 санитарных - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Согласно п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.07.2001 №19 мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты; герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов; рекультивацию отработанных карьеров.
В целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, предотвращения незаконного использования лесов и нелегального оборота древесины Закон РБ «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» от 07.10.2009 № 1035-IV (далее – Закон РБ от 07.10.2009 №1035-IV) определяет порядок и требования к организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, к организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием и отгрузку древесины непосредственно с места ее заготовки, а также устанавливает перечень документов, необходимых при транспортировке древесины на территории Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Закона РБ от 07.10.2009 № 1035-IV деятельность по приему и отгрузке древесины осуществляется лицами, зарегистрированными в соответствии с федеральным законодательством. Пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным Правительством Республики Бурятия.
В силу п. 3 ст. 3 Закона РБ от 07.10.2009 № 1035-IV на пункте приема и отгрузки древесины должна находиться и по требованию уполномоченных контролирующих и правоохранительных органов предъявляться следующая документация: свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины; документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины; разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае привлечения иностранных работников); книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, а также документы, подтверждающие прием, хранение, переработку, отгрузку и происхождение древесины, оформленные в порядке, определенном статьей 4 настоящего Закона; документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона РБ от 07.10.2009 № 1035-IV юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему и отгрузке древесины, обеспечивают наличие на каждом пункте приема и отгрузки древесины в доступном для обозрения месте следующей информации: наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер налогоплательщика (ОГРН), адрес местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номера их телефонов; локальный нормативный акт (приказ, распоряжение) руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пункте приема и отгрузки древесины; режим работы пункта приема и отгрузки древесины.
Судом из материалов дела установлено, что Ангадаев Михаил Матвеевич является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером 304032104800029, ИНН032100003304. Дополнительным видом деятельности являются лесозаготовки. Деятельность по приему и отгрузке древесины ИП Ангадаев М.М. осуществляет на пункте, который расположен по адресу: <адрес>, что подтверждается Постановлением Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока аренды земельного участка по договору № от ДД.ММ.ГГГГ. с ИП Ангадаевым М.М.», Соглашением № о пролонгации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, акту о результатах проверки исполнения закона в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что территория пункта приема и отгрузки древесины ИП Ангадаева М.М. захламлена отходами в виде опилок, кусковыми древесными отходами, остатками железных пил, а также опилками и срезками сбуртоваными в кучи по всей территории вместе с землей. Примерный объём опилок составляет 35 куб. м., объём срезок 40 куб.м.
При хранении отходов не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, так хранение древесных срезок осуществляется на земельном участке насыпью, без укрытия, непосредственно на рельефе местности.
Кроме того, на пункте приема и отгрузке древесины не обеспечено хранение необходимой информации, указанной в п. 4 ст. 3 Закона РБ от 07.10.2009 1035-IV и ее обозрение в доступном месте.
Таким образом, ответчиком - ИП Ангадаевым М.М. допущены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства, а также нарушения закона об организации деятельности пункта приема и отгрузки древесины.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, об обоснованности требований прокурора Хоринского района и находит их подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнен.
В связи с чем, суд устанавливает ИП Ангадаеву М.М., срок для исполнения судебного решения в части обязания ответчика произвести очистку территорий земельного участка, используемого для приема и отгрузки древесины, от захламления - до ДД.ММ.ГГГГ, и полагает что такой срок отвечает требованиям разумности с учетом объема предстоящих работ по оформлению земельных участков.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. В этой связи, суд взыскивает с Ангадаева М.М. государственную пошлину в сумме 300 рублей, в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Ангадаеву Михаилу Матвеевичу о запрете осуществления деятельности по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины до момента устранения нарушений закона, обязании устранить нарушения закона удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю Ангадаеву Михаилу Матвеевичу, ОГРНИП 304032104800029, проживающему по адресу <адрес> осуществлять деятельность по приему, хранению, переработке и отгрузке древесины на пункте приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес> до момента устранения нарушений закона в сфере обращения с содами производства, требований Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» от 07.10.2009 № 1035-IV.
Обязать индивидуального предпринимателя Ангадаева Михаила Матвеевича, ОГРНИП 304032104800029, произвести очистку территорий земельного участка по адресу: <адрес> от отходов производства (опилки древесные, стружки древесные, горбыль древесный, кора древесная и другие), в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать индивидуального предпринимателя Ангадаева Михаила Матвеевича, ОГРНИП 304032104800029, устранить нарушения Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» от 07.10.2009 № 1035-IV, а именно:
обеспечить наличие на пункте приема и отгрузки древесины документации, указанной в п. 3 ст. 3 Закона РБ от 07.10.2009 № 1035-IV;
обеспечить на пункте приема и отгрузки древесины наличие в доступном для обозрения месте информации, указанной в п. 4 ст. 3 Закона РБ от 07.10.2009 1035-IV.
Взыскать с Ангадаева Михаила Матвеевича в бюджет МО «Хоринский район» госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения через Хоринский районный суд РБ.
Судья: Н.Л. Гармаева