Адм.дело __
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2018г. г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
Судьи Пащенко Т.А.
при секретаре Чап О.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска к Управлению МВД России по г. Новосибирску о признании предписания незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы истца, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска обратился в суд с административным иском к Управлению МВД России по г.Новосибирску о признании предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска __ от xx.xx.xxxx незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, возложении обязанности на административного ответчика по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В обоснование требований ссылается на то, что xx.xx.xxxx.в Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска поступило предписание исполняющего обязанности главного государственного инспектора безопасности дорожного движения города Новосибирска от xx.xx.xxxx __ в котором требуется восстановить дорожную разметку 1.14.1 на ... переходах по ... в районе домов __ __ 1.1., 1.5 на проезжей части ... и ... на участке от ... до ....1 на пешеходных переходах по ... в районе домов __ и __ ... и __ ... города Новосибирска со сроком исполнения 30 суток.
В зимний период времени, когда поверхность дороги покрыта снегом, температура воздуха и дорожного покрытия минусовая, по объективным причинам не представляется возможным выполнить работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки.
Производство работ по изготовлению, установке и содержанию дорожных знаков и производство работ по нанесению линий дорожной разметки улично-дорожной сети относится к видам деятельности МКУ г.Новосибирска «Горсвет» на основании постановления мэрии г.Новосибирска от xx.xx.xxxx __
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска как структурное подразделение мэрии г.Новосибирска выполняет управленческие функции и реализует полномочия (в части транспортного обслуживания и благоустройства) органа местного самоуправления, выступая при этом как бюджетное учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется по бюджетной смете.
Реализуя указанные полномочия, Департамент направляет денежные средства на финансирование деятельности подведомственных предприятий – как главный распорядитель бюджетных средств и на содержание собственного аппарата управления. Самостоятельно перераспределять выделенные бюджетные ассигнования, исходя из возникших потребностей Департамент не имеет права, иные источники поступления денежных средств помимо бюджета города Новосибирска у Департамента отсутствуют.
Кроме того, для обеспечения деятельности подведомственных организаций, силами которых будет исполняться предписание, необходимо проводить торги, руководствуясь положения ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, сроки исполнения предписания З-109 от xx.xx.xxxx. не предусматривают проведения необходимых конкурсных процедур, предусмотренных 44-ФЗ. Предписание З-109 от xx.xx.xxxx. поступило в Департамент xx.xx.xxxx
В обоснование требований ссылается на Бюджетный кодекс РФ, КАС РФ, ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р __, Свод правил СП 78.__.2012.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен.
Представитель административного ответчика Управления МВД России по г.Новосибирску Ашеко З.И. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений (л.д.26-31), ссылается на то, что предписание З-109 от xx.xx.xxxx. выдано уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции, содержало в себе характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, которое вручено Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска xx.xx.xxxx.. в установленном законом порядке. Недостатки в содержании дороги зафиксированы актами выявленных недостатков, составленными xx.xx.xxxx., а также фотографиями и подтверждается свидетелями, присутствовавшими при составлении акта.
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания в адрес органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) административным истцом не направлялось.
При повторной проверке от xx.xx.xxxx установлено, что недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, указанные в предписании __ от xx.xx.xxxx. о восстановлении дорожной разметки, в установленные сроки не устранены.
Все вышеперечисленные обстоятельства, по мнению представителя административного ответчика, являются причинами, способствующими совершению ДТП и представляют угрозу безопасности дорожного движения.
Согласно Положению о департаменте, основной деятельностью ДТ иДБК мэрии города Новосибирска является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также осуществление обеспечения иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
По мнению представителя административного ответчика, обязанность организации дорожного движения в городе Новосибирска, в том числе на спорных участках дорог, законом возложена на ДТиДБК мэрии города Новосибирска, в связи с чем, просила об отказе в удовлетворении требований, заявленных административным истцом.
Представитель заинтересованного лица МКУ г.Новосибирска «Горсвет» в судебное заседание не явился, извещен (л.д.18,22).
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее:
при проведении проверки улично-дорожной сети города Новосибирска главным государственным инспектором безопасности дорожного движения города Новосибирска выявлены нарушения ГОСТ Р __ п. 4.2.3.
xx.xx.xxxx главным государственным инспектором безопасности дорожного движения города Новосибирска вынесено предписание __, согласно которому, в целях устранения нарушений п. 4.2.3. ГОСТ Р __, выявленных 12.04.2018г. при контроле за дорожным движением в Заельцовском районе города Новосибирска, Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска предложено в течение 30 суток с момента получения данного предписания организовать выполнение следующих мероприятий:
- восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 на ... переходах по ... в районе домов __ __ стр. в Заельцовском районе г.Новосибирска;
- восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.1., 1.5 на проезжей части ... и ... на участке от ... до ... в Заельцовском районе г.Новосибирска;
- восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 на пешеходных переходах по ... в районе домов __ и __ ... и __ ... в Заельцовском районе города Новосибирска (л.д. 32,33,34,35-36).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений ст. 13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Положениями ч. 1 ст. 22 названного Федерального закона предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Перечень документов по стандартизации (их частей), обязательное применение которых в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.2.2 ГОСТ Р __ "Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и ... значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Исходя из положений пункта 6.2.3 ГОСТ Р __, разметка 1.1 применяется для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях перед железнодорожными переездами - на протяжении 100 метров от ближнего рельса.
При этом в силу п. 6.2.17 указанного ГОСТ Р __ разметку 1.14.1 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей ....
Кроме того, Конвенция о дорожных знаках и сигналах (г.Вена, 8 ноября 1968 года) закрепляет, что обозначения на проезжей части (разметка дорог) применяются в тех случаях, когда компетентные органы считают это необходимым с целью регулирования движения, предупреждения или ориентировки пользователей дороги. Эти обозначения могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими дорожными сигнальными знаками, с тем, чтобы усилить или уточнить их указания (ст. 25).
В соответствии с п. 4.2.3. ГОСТ Р __ дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Пункт 6 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон об автомобильных дорогах дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах ).
Из вышеприведенных норм права следует, что обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа возложена на орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено осуществление дорожной деятельности.
Решением городского Совета города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава г. Новосибирска от 27.06.2007г. __ утверждено структурное подразделение (отраслевой орган) мэрии города Новосибирска - департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
Основной деятельностью департамента согласно п. 2 Положения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2013г. __ "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок субъектов надзора в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015г. __ утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
Согласно п. 8 Регламента Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения <1> обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, на основании указанных норм закона и нормативных правовых актов, суд полагает, что обязанность организации дорожного движения в городе Новосибирске, в том числе на спорных участках дорог, лежит на Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, а ГИБДД УМВД России по городу Новосибирску осуществляет контролирующие функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. __ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", пунктами 10.2.7.2, 14.1, 14.2 при выдаче Госавтоинспекцией предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения указываются сроки устранения недостатков и сроки предоставления информации о выполнении предписания.
При этом сроки представления информации о выполнении предписания не должны превышать сроков устранения недостатков, послуживших основанием к выдаче предписания, и соответствовать нормативным срокам их ликвидации.
Суд не принимает доводы административного истца о том, что восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией (ГОСТ Р __, Свод правил СП 78.__.2012) в виде соблюдения в том числе температурного режима и др., а также о невозможности исполнения предписания в установленный срок в связи с погодными условиями, поскольку это само по себе не является основанием для освобождения от выполнения оспариваемого предписания, а также вышеуказанные нормы права не ставят в зависимость установление срока выполнения требований в предписании от погодных условий.
Доводы административного истца в отношении обязанностей МКУ г.Новосибирска «Горсвет», не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, учитывая, что обеспечение безопасности дорожного движения на территории г. Новосибирска относится к обязанностям Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
Также судом не принимаются ссылки представителя ДТиДБК на бюджетное финансирование Департамента, поскольку указанное само по себе не влечет незаконность выданного предписания, а касается по существу лишь вопросов порядка его исполнения.
Кроме того, заявителем не представлено суду доказательств обращения к должностному лицу, выдавшему предписание об отсрочке его выполнения либо установлении иных сроков его выполнения в связи с имеющимися либо необходимыми погодными или какими-либо иными (техническими, и т.п.) условиями для его выполнения.
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое предписание должностного лица ГИБДД принято в соответствии с законом в пределах своих полномочий, а права административного истца не были нарушены, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Департаментом требований, и в соответствии с чем, суд отказывает административному истцу в признании оспариваемого предписания недействительным.
Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать полностью в удовлетворении административного иска Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска к Управлению МВД России по г. Новосибирска о признании предписания незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы истца, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Заельцовский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Т.А. Пащенко
Решение принято в окончательной форме 29.05.2018г.
Подлинное решение находится в материалах административного дела __ Заельцовского районного суда г. Новосибирска.