25RS0009-01-2021-001825-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.,
судей Новожиловой И.Н., Туктамышевой О.В.,
при секретаре Бабицкой Е.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лесозаводского межрайонного прокурора Приморского края к Думе лесозаводского городского округа Приморского края о признании незаконным бездействия, по апелляционной жалобе Думы Лесозаводского городского округа Приморского края на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 01.10.2021, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, выразившееся в не приведении Устава Лесозаводского городского округа Приморского края в соответствие с требованиями Федерального закона от 09.11.2020 №370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения прокурора Романовой ФИО10 судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
административный истец обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой Приморского края проведена проверка соблюдения законодательства при исполнении полномочий Думой Лесозаводского городскою округа Приморского края, в ходе которой установлено, что на очередном заседании Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, состоявшемся 27.05.2021 присутствовало 13 депутатов. На заседании 29.06.2021 - 12, 26.07.2021 - 12, 04.08.2021 - 10, что явилось недостаточным для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Устав Лесозаводского городского округа Приморского края, планируемого к рассмотрению на указанных заседаниях.
Вместе с тем, внесение изменений в устав обусловлены вступлением в силу Федерального закона от 09.11.2020 № 370-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
ФЗ №370-Ф3 опубликован на официальном интернетпортале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 09.11.2020, начало действия документа - 20.11.2020. Таким образом, срок, в течение которого Устав Лесозаводского городского округа Приморского края должен быть приведен в соответствие с требованием закона, истек 20.05.2021.
Отсутствие кворума, для принятия соответствующего решения, нарушает требования федерального законодательства.
Межрайонной прокуратурой Приморского края в Думу Лесозаводского городского округа Приморского края 27.05.2021 внесено представление об устранении нарушений в связи с непринятием Думой Лесозаводского городского округа Приморского края заседания в правомочном для принятия решения о внесении изменений в Устав Лесозаводского городского округа Приморского края составе, которое рассмотрено 29.06.2001, но фактически мер, направленных на устранение выявленных нарушений, представительным органом не принято.
В Думу Лесозаводского городского округа Приморского края 27.05.2021 принесен протест на устав, в связи с противоречиями отдельных положений устава требованиям Федерального закона 370-ФЗ. Протест межрайонного прокурора рассмотрен на заседании Думы Лесозаводского городского округа Приморского края 29.06.2021, однако нормативный правовой акт до настоящего времени в соответствие с требованиями закона не приведен.
Административный истец просил признать незаконным бездействие Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, выразившееся в не приведении Устава Лесозаводского городского округа Приморского края в соответствие с требованиями Федерального закона от 09.11.2020 № 370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В судебном заседании представитель административного истца Палагина ФИО11 наставила на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Гайнутдинов ФИО12 возражал против удовлетворения рассматриваемого административного искового заявления, пояснил, что 29.09.2021 состоялось внеочередное заседание Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, на котором было принято решение о внесении изменений в Устав Думы Лесозаводского городского округа Приморского края. В настоящее время ведется техническая работа по подготовке решения, его подписанию и направлению изменений о внесении в устав в Министерство юстиции.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лесозаводской межрайонной прокуратурой Приморского края проведена проверка соблюдения законодательства при исполнении полномочий Думой Лесозаводского городского округа, в ходе которой установлено, что Федеральный закон от 09.11.2020 №370-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон №131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи, с чем Устав Лесозаводского городского округа Приморского края в соответствии с требованиями ст.35 Федерального закона №131-ФЗ должен быть приведён в соответствие.
На очередном заседании Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, состоявшемся 27.05.2021 присутствовало 13 депутатов, на заседании 29.06.2021 - 12 депутатов, на заседании 26.07.2021 - 12 депутатов, на заседании 04.08.2021 - 10 депутатов, в связи с чем вопрос о внесении изменений в Устав Лесозаводского городского округа Приморского края разрешен не был. Отсутствие кворума, для принятия соответствующего решения, нарушает требования федерального законодательства.
Межрайонной прокуратурой в Думу Лесозаводского городского округа Приморского края 27.05.2021 внесено представление об устранении нарушений в связи с непринятием Думой Лесозаводского городского округа Приморского края заседания в правомочном для принятия решения о внесении изменений в Устав Лесозаводского городского округа Приморского края составе.
Представление Лееозаводского межрайонного прокурора Приморского края было рассмотрено 29.06.2001, однако мер, направленных на устранение выявленных нарушений, представительным органом не принято.
В Думу Лесозаводского городского округа Приморского края 27.05.2021 принесен протест Лесозаводского межрайонного прокурора Приморского края на Устав Лесозаводского городского округа Приморского края, в связи с противоречиями отдельных положений устава требованиям Федерального закона № 370-ФЗ.
Протест Лесозаводского межрайонного прокурора Приморского края рассмотрен на заседании Думы Лесозаводского городского округа Приморского края 29.06.2021, однако нормативный правовой акт до настоящего времени в соответствие с требованиями закона не приведен.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, выразившегося в неприведении Устава Лесозаводского городского округа Приморского края в соответствие с требованиями Федерального закона от 09.11.2020 № 370 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Согласно п.1 ч.1 ст.43 и ч.2, 3 ст.44 названного закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п.1 ч.10 ст.35 ФЗ №131-ФЗ).
Исходя из ч.3 ст.43 Федерального закона №131-Ф3, решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.18 Устава Лесозаводского городского округа Дума городского округа Приморского края состоит из 21 депутата.
В силу ст. 35 Федерального закона №131-Ф3 представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования.
Согласно ч.9 ст.44 Федерального закона №131-Ф3 приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Частью 9 ст.44 Федерального закона №131-Ф3 предусмотрено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Поскольку Федеральный закон от 09.11.2020 №370-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 26.13 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 09.11.2020, в связи с чем Устав Лесозаводского городского округа Приморского края в соответствии с требованиями федерального закона должен был быть приведён в соответствие 20.05.2021.
Вместе с тем, Думой Лесозаводского городского округа Приморского края в срок до 20.05.2021 решение о внесении изменений в Устав Думы Лесозаводского городского округа Приморского края принято не было.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии бездействия Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, выразившегося в неприведении Устава Лесозаводского городского округа Приморского края в соответствие с требованиями федерального закона.
То обстоятельство, что 29.09.2021 состоялось заседание Думы Лесозаводского городского округа Приморского края, на котором рассмотрены вопросы по приведению Устава Лесозаводского городского округа Приморского края в соответствие с требованиями федерального закона, не может являться основанием для признания решения суда незаконным.
Согласно требованиям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же Устава Лесозаводского городского округа Приморского края, принятое Думой Лесозаводского городского округа Приморского края решение должно быть подписано председателем Думы Лесозаводского городского округа Приморского края и главой Лесозаводского городского округа Приморского края, после чего передано на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
На момент принятия решения судом первой инстанции, решение Думы Лесозаводского городского округа Приморского края изготовлено не было, председателем Думы Лесозаводского городского округа Приморского края и главой Лесозаводского городского округа Приморского края не подписано, не было направлено в установленном законом порядке на регистрацию. Данные действия административный ответчик должен был совершить до 20.05.2021.
Приведенные в апелляционной жалобе административного ответчика доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в судебном решении. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, и не содержат оснований к отмене решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 01.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Лесозаводского городского округа Приморского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
ФИО13