Решение по делу № 8а-13572/2020 от 25.05.2020

                 Дело в„– 88Р°-14175/2020Рі.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Рі. РњРѕСЃРєРІР°                             22 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Анатийчук О.М., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу администрации Костромской области на апелляционное определение судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 апреля 2020 года (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 3а-61\2019),

установил:

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:27:070104:4186, общей площадью 13224 кв.м., расположенного в г.Костроме, по ул. Льняная, 7а, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные инвестиции» (далее ООО «Промышленные инвестиции») была утверждена в размере 26111052 рубля 48 копеек и внесена в Единый государственный реестр недвижимости в составе сведений о земельном участке.

Вступившим в законную силу решением Костромского областного суда от 09 февраля 2018 года удовлетворены требования ООО «Промышленные инвестиции» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 05 мая 2017 года - 11584000 рублей.

ООО «Промышленные инвестиции» обратилось в суд с заявлением о взыскании с администрации Костромской области судебных расходов, состоящих из расходов на оплату услуг представителя в размере 40 000 рублей, на подготовку отчета об оценке - 60 000 рублей, на подготовку экспертного заключения на отчет оценщика в размере 27 000 рублей и на оплату государственной пошлины - 2000 рублей.

Определением Костромского областного суда от 6 февраля 2020 года заявление удовлетворено частично, с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») в пользу заявителя взыскано в возмещение расходов по оплате услуг оценщика 60 000 рублей, по оплате экспертного заключения 27 000 рублей, по оплате услуг представителя - 10 000 рублей, по уплате государственной пошлины - 2000 рублей.

Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 апреля 2020 года определение Костромского областного суда от 06 февраля 2020 года отменено, заявление ООО «Промышленные инвестиции» о взыскании судебных расходов удовлетворено частично, постановлено взыскать с администрации Костромской области в пользу ООО «Промышленные инвестиции» в счет возмещения судебных расходов 99000 рублей.

В кассационной жалобе администрация Костромской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения с принятием нового судебного акта о взыскании судебных расходов с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области как с органа утвердившего кадастровую стоимость земельного участка. Полагает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права.

Изучив представленные материалы, доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Удовлетворяя частично заявление о взыскании судебных расходов с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области, как с органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, суд первой инстанции указал, что расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка более чем в два раза свидетельствует о повлекшей нарушение прав заявителя ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к объекту недвижимости.

Суд апелляционной инстанции, отменяя определение суда первой инстанции и принимая новое определение о взыскании судебных расходов с администрации Костромской области, согласился с выводом о наличии оснований для частичного взыскания судебных расходов, указав, что выводы суда первой инстанции в части возложения бремени по несению расходов на ФГБУ «ФКП Росреестра», основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции нарушений действующего законодательства допущено не было и оснований для отмены апелляционного определения не усматривается.

Так, в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей общие для всех категорий административных дел правила распределения судебных расходов, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, касающихся освобождения от возмещения издержек льготных категорий граждан (статья 107 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и лиц, освобожденных судом от оплаты расходов исходя из их имущественного положения (часть 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 31 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов. Поскольку главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, следовательно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

РџСѓРЅРєС‚ 6 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации N 1 РѕС‚ 21 января 2016 РіРѕРґР° «О некоторых вопросах применения законодательства Рѕ возмещении издержек, связанных СЃ рассмотрением дела» допускает взыскание судебных издержек, понесенных заинтересованными лицами (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), участвовавшими РІ деле РЅР° стороне, РІ пользу которой РїСЂРёРЅСЏС‚ итоговый судебный акт РїРѕ делу, РІ пользу этих лиц, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· РёС… фактического процессуального поведения.     РџСЂРё рассмотрении дела судами установлено, что административным истцом понесены судебные расходы: РЅР° оплату услуг представителя РІ размере 40 000 рублей, РЅР° подготовку отчета РѕР± оценке - 60 000 рублей, РЅР° подготовку экспертного заключения РЅР° отчет оценщика РІ размере 27 000 рублей Рё РЅР° оплату государственной пошлины - 2000 рублей, данные расходы являлись обоснованными Рё необходимыми для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рё реализации прав РїСЂРё рассмотрении дела РІ СЃСѓРґРµ.

Из решения суда об удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости равной рыночной от 09 февраля 2018 года видно, что утвержденная кадастровая стоимость превышала рыночную более чем в два раза, в связи с чем, судами правильно указано, что это свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости при применении к спорному земельному участку.

При определении размера сумм, подлежащих взысканию в счет оплаты услуг представителя, судами учтены принцип разумности и справедливости, характер и объем выполненной представителем работы.

Согласно положениям статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности под утверждением результатов определения кадастровой стоимости понимается утверждение заказчиком как кадастровой стоимости, так и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2013 года утверждены постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года №543-а.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №, в связи с изменением его учетных характеристик, определена Костромским филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» актом от 10 мая 2017 года №44-0-1-21/3001/2017-1871/1, рассчитанная с применением удельного показателя, утвержденного Постановлением № 543-а.

В соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222, орган кадастрового учета определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь объекта оценки.

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».

ФГБУ «ФКП Росреестра» является самостоятельным юридическим лицом, к полномочиям которого отнесены действия только по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости применительно к положениям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, в отсутствие полномочий по утверждению результатов государственной кадастровой оценки.

При рассмотрении дела не было установлено, что названным органом допущены ошибки при проведении расчетов по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о взыскании судебных расходов с администрации Костромской области, так как результаты оспариваемой кадастровой стоимости были определены с применением удельных показателей, утвержденных постановлением администрации Костромской области.

Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, но не опровергают их.

Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 03 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Костромской области без удовлетворения.

РЎСѓРґСЊСЏ                                   Анатийчук Рћ.Рњ.

8а-13572/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Администрация городского округа г. Костромы
Администрация Костромской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии " в лице фидиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Костромской области"
ООО "Промышленные инвестиции"
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Управление Росреестра по Костромской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
22.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее