Дело № 2а-47/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2021 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Филипцева Н.В.,
с участием прокурора Конышевского района Курской области Коренева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скороходовой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области в порядке ст.ст. 39, 218 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации поселка <данные изъяты> района <данные изъяты> области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к администрации поселка <данные изъяты> района <данные изъяты> области, о возложении обязанности в срок до <дата> создать на территории муниципального образования "Поселок <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области маневренный жилищный фонд. В обоснование заявленных требований прокурором указано, что вопреки правовым положениям жилищного законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", названным административным ответчиком надлежащих мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию на территории муниципального образования "Поселок <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области маневренного жилищного фонда не принималось, что создает угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае переселения граждан из непригодного для проживания или аварийного жилья, а также при иных обстоятельствах, предусмотренных положениями статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Конышевского района Курской области Коренев А.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении и просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации поселок <данные изъяты> района <данные изъяты> области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд представил заявление, согласно которому просил провести судебное разбирательство без своего участия.
В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика.
Суд, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории городских поселений <данные изъяты> области, относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований.
В силу подпункта «а» пункта 9 статьи 4 Закона Курской области от 21.10.2004 48-3КО «О муниципальных образованиях Курской области» поселок <данные изъяты> территория которого входит в состав <данные изъяты> района <данные изъяты> области, наделен статусом городского поселения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Устава муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области, к вопросам местного значения поселка Конышевка относится обеспечение проживающих в поселке Конышевка и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 13 части 1, части 2 статьи 3.1 Устава муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области, органы местного самоуправления поселка Конышевка имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
В ходе проверки прокуратурой <данные изъяты> района <данные изъяты> области установлено, что администрацией <данные изъяты> района <данные изъяты> области маневренный жилищный фонд не создан.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора от <дата> об устранении нарушений требований жилищного законодательства РФ (л.д. №), объяснением главы администрации поселок <данные изъяты> от <дата> (л.д. №), выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на <дата> (л.д. №) выпиской из устава МО «<данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д. №), информацией администрации поселка <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> области от <дата>, от <дата> (л.д. №).
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования создает угрозу нарушения прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, а также нарушает конституционные права граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в связи с утратой жилых помещений вследствие чрезвычайных ситуаций, при проведении капитального ремонта занимаемых гражданами жилых помещений, в случае утраты жилого помещения и по другим основаниям).
Отсутствие маневренного жилищного фонда, при возникновении определенных обстоятельств, может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Нехватка или отсутствие на территории района маневренного жилищного фонда - помещений, представляемых на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома, является препятствием для проведения таких ремонтных работ.
С учетом изложенного, давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу, что в силу закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории муниципального образования маневренного фонда для временного проживания граждан. До настоящего времени, несмотря на обращение внимания прокурора на сложившуюся проблему, маневренный фонд в поселении, не создан.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области, является незаконным, и заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Как следует из части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих мероприятий по установке мнемосхемы, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения решения до <дата> разумным и обоснованным.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации поселка <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> области, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области.
Обязать администрацию поселка <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> области в срок до <дата> создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования «Поселок <данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области.
Об исполнении решения по настоящему административному делу сообщить в суд и в прокуратуру <данные изъяты> района <данные изъяты> области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме, через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> области.
Судья (председательствующий): Н.В. Филипцев
Мотивированное решение изготовлено <дата>