Дело № 88а-11330/2020
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
город Москва 13 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук Рћ.Рњ., Войты Р.Р’..,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества СЃ ограниченной ответственностью «РРРљРћВ» РЅР° решение РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР°, апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 20 января 2020 РіРѕРґР° РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РћРћРћ «РРРљРћВ» РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости (дело в„–3Р°- 1919/2019),
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё судебной коллегии РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Рахманкиной Р•.Рџ., объяснения представителя административного истца РћРћРћ «РРРљРћВ» Р–СѓРєРѕРІР° Р”.Р’., поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Административный истец РћРћРћ «РРРљРћВ» обратилось РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, РІ котором просило установить кадастровую стоимость нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– равной его рыночной стоимости, определенной РїРѕ состоянию РЅР° 01 января 2016 РіРѕРґР° РІ размере 149 516 102 рублей.
В обоснование требований общество указало на то, что является собственником указанного нежилого здания, несоответствие внесённой в ЕГРН кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости здания.
Решением РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР° постановлено: Административный РёСЃРє РћРћРћ «РРРљРћВ» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01 января 2016 года в размере его рыночной стоимости равной 156 131 449 (сто пятьдесят шесть миллионов сто тридцать одна тысяча четыреста сорок девять) рублей.
Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 20.12.2018 г.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года и по 31 декабря 2018 года включительно».
Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 20 января 2020 года данное решение оставлено без изменения
В кассационной жалобе, заявитель ставит вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных актов, в части указания, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года и по 31 декабря 2018 года включительно, по мотиву неправильного применения судами норм материального права.
Р’ судебном заседании СЃСѓРґР° кассационной инстанции представитель РћРћРћ «РРРљРћВ» Р–СѓРєРѕРІ Р”.Р’. РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы поддержал.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судами, Рё следует РёР· материалов дела, РћРћРћ «РРРљРћВ» РЅР° праве собственности принадлежит нежилое здание СЃ кадастровым номером в„–
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. №790-ПП утверждена очередная кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г., которое применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2016 г. установлена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 № 791-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2016 года.
Сведения об указанной кадастровой стоимости объектов были внесены в
Единый государственный реестр недвижимости.
Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, административный истец представил отчет РћРћРћ В«РНЕКС» РІ подтверждение заявленных требований.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отклонено заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ противоречиями РІ представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний РІ области оценочной деятельности, Рё существенным отличием рыночной стоимости, определенной РІ отчете РѕР± оценке представленном административным истцом РѕС‚ кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением СЃСѓРґР° назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам РћРћРћ «Оценочная компания «ЮРДРРЎВ».
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке нежилого здания, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в размере 156 131 449 рублей.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции в основу решения об удовлетворении административного иска положил выводы судебной оценочной экспертизы, которой в постановленном решении дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с иными собранными по административному делу доказательствами и установленными обстоятельствами, с учетом отсутствия опровергающих доказательств со стороны административного ответчика и, согласившись с ее результатами, пришел к выводу, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 156 131 449 рублей, установив решением суда кадастровую стоимость в указанном размере.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В данной части судебные акты административным истцом не оспариваются.
Пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. (абзац первый пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28).
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Учитывая, что РћРћРћ «РРРљРћВ» 20 декабря 2018 РіРѕРґР° подал заявление Рѕ пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, верным является решение Рѕ том, что сведения Рѕ кадастровой стоимости, установленные решением РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР°, применяются для целей, предусмотренных законодательством Р Р¤, СЃ 1 января 2018 РіРѕРґР°, Р° также учитываются РїСЂРё определении налоговой базы начиная СЃ даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть СЃ 1 января 2016 РіРѕРґР°, РЅР° период РґРѕ даты внесения РІ Единый государственный реестр недвижимости сведений Рѕ кадастровой стоимости, установленной РІ результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Не указание в резолютивной части решения суда о том что, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки основанием для изменения решения суда не является.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
При таких данных, приведенные выше оспариваемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его изменения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 13 сентября 2019 РіРѕРґР°, апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 20 января 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, кассационную жалобу РћРћРћ «РРРљРћВ» - без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё