Дело № 2-177/2019
Решение
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 6 августа 2019г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе судьи Белоусова М.Н.,
при секретаре Абт Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпакова Станислава Александровича к администрации Глубоковского сельсовета о признании права собственности на жилой дом,
Установил:
В суд обратился Колпаков С.А. с иском к администрации Глубоковского сельсовета Завьяловского района о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования. Свои требования истец обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – ФИО2, после ее смерти открылось наследство в состав которого вошел жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежавший матери с 1972г. Истец является наследником указанного имущества. Как наследник, истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, нотариусом было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по причине отсутствия правоустанавливающих документов на дом.
В предварительном судебном заседании представитель истца Берегидина Н.М. заявленные требования поддержала, пояснив аналогично изложенному. В судебное заседание стороны не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 (мать истца) и ФИО4 (отец истца) с 1976 года владели и пользовались жилым домом по адресу: <адрес>, как своим собственным имуществом. ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ После его смерти ФИО2 продолжила владение и пользование жилым домом, неся бремя содержания жилого дома, до даты смерти – ДД.ММ.ГГГГ
Факт владения и пользования супругами ФИО9, а после смерти супруга, ФИО2 жилым домом как своим собственным, подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации Глубоковского сельсовета, о том, что супруги были зарегистрированы в жилом доме, проживали в нем. Соответственно, в судебном заседании установлено, что ФИО2, после смерти супруга, добросовестно, открыто и непрерывно владела указанным домом как своим собственным более 15 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, данное обстоятельство подтверждается свидетельством о ее смерти.
Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из сообщения нотариуса Завьяловского нотариального округа следует, что наследником по завещанию, принявшим наследство после смерти ФИО2 является Колпаков С.А. Наследниками по закону являются ФИО5, ФИО6, которые отказались от причитающихся им долей в наследственном имуществе.
В соответствии с ч.1 ст.1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ч.4 ст. 1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что Колпаков С.А. в установленный срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства по завещанию после смерти ФИО2 Учитывая наличие срока приобретательной давности у ФИО2 на жилой дом и факт принятия истцом наследства после смерти ФИО2, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права собственности на жилой <адрес>, общей площадью 52,7кв. метров, за Колпаковым Станиславом Александровичем.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Решил:
Исковые требования Колпакова С.А. удовлетворить.
Признать за Колпаковым Станиславом Александровичем право собственности на жилой дом общей площадью 52,7кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Завьяловский районный суд.
Судья Белоусов М.Н.