89RS0007-01-2023-001116-87
Дело № 2-823/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале ЯНАО 17 ноября 2023 г.
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В.. при секретаре судебного заседания Калмынкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-823/2023 по иску Кравченко Ларисы Николаевны к администрации пгт. Уренгой о признании квартиры блоком в жилом доме блокированной застройки,
установил:
Кравченко Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации пгт. Уренгой, в котором просит с учетом уточнения (л.д.120 т. 1):
признать принадлежащую ей на праве собственности <адрес> по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, кадастровый №, блоком в жилом доме блокированной застройки;
прекратить право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>;
обязать администрацию пгт. Уренгой в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлениями:
- о снятии с кадастрового учета дома по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, с кадастровым номером № и квартир в нём с кадастровыми номерами № и №;
- об учете изменений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, а также квартир № и № в нём в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных Федеральным законом от 30.12.2021 № 476-ФЗ в части регулирования отношений по домам блокированной застройки;
- о разделе земельного участка по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, кадастровый №, находящегося в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, с образованием земельных участков по каждым домом блокированной застройки.
В обоснование заявленных требований Кравченко Л.Н. сообщила (л.д. 4-7 т. 1), что с 2001 года является собственником <адрес> кадастровым номером №, расположенной в жилом доме по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>. Фактически жилой дом является домом блокированной застройки и расположен на земельном участке с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила согласовать протокол общего собрания собственников помещений указанного жилого дома и совместным решением уполномочить её, как одного из собственников блоков, на обращение в Управление Росреестра по ЯНАО от имени всех собственников блоков в жилом доме с заявлением об учете изменений в ЕГРН. Письмом главы администрации пгт. Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении её заявления отказано, с чем Кравченко Л.Н. не согласна. Считает, что жилой дом и входящие в его состав жилые помещения отвечают требованиям, предъявляемым к жилым домам блокированной застройки, в связи с чем отказ ответчика является незаконным и нарушает её права.
Представитель ответчика администрации пгт. Уренгой Якоб Н.Н. в возражениях на иск просила в удовлетворении иска Кравченко Л.Н. отказать, настаивая, что жилые помещения, находящиеся в жилом доме по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, не могут быть признаны домами блокированной застройки, поскольку имеют общее имущество: общая стена, общая кровля (чердак), общий фундамент (л.д.150-151 т. 1).
Стороны при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в соответствие с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Оценив доводы иска, возражений ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
ДД.ММ.ГГГГ Кравченко Л.Н., действуя через своего представителя, обратилась к ответчику администрации пгт. Уренгой с заявлением, в котором просила согласовать протокол общего собрания собственников помещений жилого дома с кадастровым номером № по адресу: ЯНАО, <адрес>, <адрес>, <адрес>, с целью признания двухквартирного жилого дома жилым домом блокированной застройки (л.д.28 т. 1).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации О.В. Якимов сообщил представителю истца, что администрация, как представитель собственника <адрес> указанном жилом доме, возражает против признания жилого дом домом блокированной застройки и выбора Кравченко Л.Н. уполномоченным лицом для предоставления заявления о внесении изменений в Росреестр (л.д.27 т. 1).
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пункт 3.21 "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 г. N 543-ст, определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Из приведенных положений законодательства в их совокупности следует, что одним из обязательных признаков многоквартирного дома является наличие общего имущества, помещений общего пользования и соответствующих инженерных коммуникаций.
Статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 40, в силу которого домом блокированной застройки признается жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Исходя из положений данной нормы закона одним из признаков, характеризующих жилой дом блокированной застройки, является расположение каждого из его блоков на отдельном земельном участке, что предполагает образование земельного участка под каждым блоком с утверждением схемы его расположения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером №, местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, площадь: <данные изъяты> кв.м, назначение: жилое, наименование: жилой дом и земельный участок, количество этажей: 1, объект расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №, в здании располагаются помещения с кадастровыми номерами № (л.д. 10-13 т. 1).
Объект недвижимости с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>; площадь: <данные изъяты> кв.м; назначение: жилое, наименование: двухкомнатная квартира; правообладатель: Кравченко Л.Н., право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15, 16-18 т. 1).
Объект недвижимости с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>; назначение: жилое, наименование: квартира; правообладатель: муниципальной округ Пуровский район, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21, 22-24 т.1).
Объект недвижимости с кадастровым номером № (земельный участок) имеет местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (л.д.25-26 т.1).
По данным технического паспорта жилой <адрес> пгт. Уренгой состоит из двух квартир: <адрес>, в состав которой входят <данные изъяты>; <адрес>, в состав которой входят <данные изъяты>. В состав дома входят также <данные изъяты> (л.д. 37-56).
В соответствии со ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В подтверждение доводов иска суду представлено заключение № 03/10и-23 специалиста ФИО6 (л.д.186-193), согласно которому жилой дом по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, является домом блокированной застройки.
Вместе с тем из названного заключения следует, что оно составлено на основании представленных заказчиком специалисту эксперту копий документов и фотографий, без фактического осмотра специалистом объектов исследования: жилого помещения и жилых помещений в нем.
В связи с изложенным, у суда возникли сомнения в объективности и обоснованности заключения специалиста.
Поскольку между сторонами возник спор о том, отвечают ли жилые помещения № и №, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, критериям, предъявляемым к домам блокированной застройки, что требовало осмотра здания в целом и помещений в нем специалистом, суд назначил по делу судебную строительно-техническую экспертизу.
Согласно заключению ООО «Уральский региональный проектно-изыскательский центр экспертиз и обследований» № Р-070-2023/ТО (л.д.2-30 т.2) на основании проведенного технического обследования здания двухквартирного жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес>, <адрес>, <адрес>, установлено, что каждое жилое помещение (квартира) имеет отдельный обособленных выход на земельный участок, у жилых помещений отсутствуют общие внутренние помещения, а также отсутствуют общие сети инженерного обеспечения здания, мусопровод, коммуникационные шахты, лифты и прочие помещения. Таким образом, жилое помещение (<адрес>), расположенная в двухквартирном жилом доме, полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к домам блокированной застройки.
Таким образом, из представленных доказательств следует и установлено судом, что двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес> по существу является домом блокированной застройки.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня вступления в силу этого Федерального закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании (пункт 1).
Замена ранее выданных документов или внесение в них изменений, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении блока, указанного в части 1 указанной статьи, не требуются и осуществляются по желанию правообладателей объектов недвижимости. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право на указанный в части 1 настоящей статьи блок, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (пункт 2).
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), с заявлением об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости указанных сведений.
При изменении в соответствии с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на "здание", назначения объекта недвижимости на "жилой дом", вида разрешенного использования на "дом блокированной застройки" и исключением наименований объектов недвижимости, не соответствующих данному виду разрешенного использования, снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены указанные в части 3 настоящей статьи блоки.
В случае, если созданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона жилой дом блокированной застройки, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, решение, указанное в части 3 настоящей статьи, может содержать указание на решение таких собственников о разделе данного земельного участка с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в настоящей части раздела земельного участка.
Внесение изменений в выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона разрешения на строительство жилых домов блокированной застройки, разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов блокированной застройки и иные документы, в которых содержатся указания на создаваемые или созданные жилые дома блокированной застройки (в значении, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), не требуется.
С учетом изложенных положений действующего законодательства и установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кравченко Л.Н. в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку ответчик в письме от 12.04.2023 отказал Кравченко Л.Н. в выборе её полномочным представителем для обращения с заявлением в Управление Росреестра о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости, соответствующую обязанность как на одного из собственников жилого помещения, расположенного в жилом доме, следует возложить на ответчика с определением разумного срока для её исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Кравченко Ларисы Николаевны к администрации пгт. Уренгой о признании квартиры блоком в жилом доме блокированной застройки удовлетворить.
Признать принадлежащую Кравченко Ларисе Николаевне (<адрес>) на праве собственности <адрес> по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, кадастровый №, блоком в жилом доме блокированной застройки.
Прекратить право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>.
Обязать администрацию пгт. Уренгой (ОГРН 1208900002970) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлениями:
- о снятии с кадастрового учета дома по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, с кадастровым номером № и квартир в нём с кадастровыми номерами №;
- об учете изменений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, а также квартир № и № в нём в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных Федеральным законом от 30.12.2021 № 476-ФЗ в части регулирования отношений по домам блокированной застройки;
- о разделе земельного участка по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, кадастровый №, находящегося в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, с образованием земельных участков по каждым домом блокированной застройки.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> через Пуровский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись М.В. Сологуб