Решение от 01.10.2024 по делу № 2-4-93/2024 от 02.09.2024

Дело №2-4-93/2024

УИД №27RS0020-04-2024-000124-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2024 г.                                                                                       р.п. Охотск

                                        Хабаровский край

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края постоянное судебное присутствие в р.п. Охотск Охотского района Хабаровского края,

в составе председательствующего судьи Пак О.В.,

при помощнике судьи Зубовой М.Ю.,

с участием помощника прокурора Охотского района Хабаровского края Балуева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района Хабаровского края к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств р.п. Охотск» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Охотского района Хабаровского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств р.п. Охотск» (далее – МКОУ ДО ДШИ р.п. Охотск) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. В обоснование заявленного требования указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства при заключении контрактов на ремонт, реконструкцию и оснащение детских школ искусств, выявлены нарушения требований СП 59.13330.2020 при эксплуатации здания МКОУ ДО ДШИ р.п. Охотск, расположенного по адресу: п. Охотск, ул. Комарова, д. 43, а именно, внешний вход в здание не имеет кнопки вызова персонала, в здании отсутствуют тактильные ленты по периметру учреждения для беспрепятственного самостоятельного передвижения по территории объекта инвалида по зрению, при входе в объект отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Таким образом, ответчик не выполняет обязанность по исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов по беспрепятственному доступу инвалидов, в том числе слабовидящих и использующих кресла-коляски к объектам социальной инфраструктуры, что создает барьеры для посещения данного объекта и угрозу безопасности маломобильного населения, круг которого определить невозможно, чем нарушаются права граждан на охрану здоровья и жизни, благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ. Просит возложить обязанность на МКОУ ДО ДШИ р.п. Охотск в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к указанному объекту социальной инфраструктуры, путем оборудования здания: внешнего входа в здание кнопкой вызова персонала, в здании по периметру тактильных лент для беспрепятственного самостоятельного передвижения по территории объекта инвалида по зрению, непосредственно при входе в здание установить вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В судебном заседании помощник прокурора Охотского района Хабаровского края Балуев Д.В., исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в нем.

Представитель ответчика МКОУ ДО ДШИ р.п. Охотск, до судебного заседания представил заявление, в котором указал, что с требованиями прокурора согласен в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона № 181-ФЗ, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ст. 16 Закон № 181-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", которой определено, что в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году (далее - Конвенция), в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.

Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя, в том числе, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Для достижения указанных приоритетов государственной политики в области обеспечения потребностей и условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, комплексной реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Законом Хабаровского края от 10.11.2021 N 247 в составе общего объема расходов краевого бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов распределены бюджетные ассигнования по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов краевого бюджета, в том числе на государственную программу «Доступная среда».

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр утверждены СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в соответствии с которым, требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков. (п. 4.1)

Проектные решения должны обеспечивать для МГН в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования: доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания; безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда; условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара; условия для своевременного получения полноценной и качественной информации, необходимой для движения к месту целевого посещения и при оказании услуги. (п. 4.3)

В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. (п. 4.4)

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны учитывать возможности МГН всех групп мобильности в соответствии с их классификацией, приведенной в таблице Б.1 приложения Б. (п. 4.6)

Сводом правил установлены требования к оборудованию входов в здания и сооружения приспособлениями, адаптированными к возможностям инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН), в том числе, параметры лестниц, пандусов и подъемных устройств.

Согласно пп. «а», «б», «г», «д», «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (далее – Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Согласно пп. «а» п. 4 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что в настоящее время МКОУ ДО ДШИ р.п. Охотск, имеющее в пользовании здание, расположенное по адресу: р.п. Охотск Охотского района Хабаровского края, ул. Комарова, д. 43, не соблюдаются требования СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, а именно:

- внешний вход в здание не имеет кнопки вызова персонала;

- в здании отсутствуют тактильные ленты по периметру учреждения для беспрепятственного самостоятельного передвижения по территории объекта инвалида по зрению;

- при входе в объект отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Таким образом, бездействием МКОУ ДО ДШИ р.п. Охотск нарушаются права инвалидов и иных маломобильных групп населения, то есть неопределенного круга лиц, на беспрепятственный допуск к объекту социальной инфраструктуры, в связи с чем требования прокурора, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд полагает разумным срок для обеспечения ответчиком беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░» (░░░░ 1032700254300, ░░░ 2715001542) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 43:

- ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░;

- ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04.10.2024 ░.

░░░░░                                                                                               ░░░ ░.░.

2-4-93/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Охотского района
Ответчики
МКОУ ДО "Детская школа искусств р.п. Охотск"
Суд
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края
Судья
Пак О.В.
Дело на сайте суда
nikolaevsky.hbr.sudrf.ru
02.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2024Передача материалов судье
04.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2024Судебное заседание
04.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее